Управление маркетинговой деятельностью вуза
Эффективное развитие российских вузов на современном этапе невозможно без использования приемов и методов маркетинга. Возрастание роли маркетинга в сфере образования связано с такими объективными тенденциями, как усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, повышение избирательности потребителей, снижение наборов, сокращение бюджетного финансирования, коммерциализация образования и др.
Однако в практической деятельности российских вузов маркетинг до сих пор не получил широкого распространении и "...лишь небольшое количество учебных заведений ориентировано на изучение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей и использует современную стратегию и тактику маркетинга"[1].
Анализ практики показывает, что диапазон использования маркетинга в российских вузах разнится. Так, например, по мнению А. П. Панкрухина, автора работы "Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании", в зависимости от приверженности маркетингу вузы можно разделить на две группы: "производственной ориентации" и "маркетинговой ориентации".
С точки зрения других авторов, можно выделить три уровня применения вузами маркетинга[2]:
• высший – ориентация на маркетинговую концепцию рыночного управления;
• второй – использование отдельных составных частей маркетинга;
• низший – внедрение лишь некоторых элементов маркетинга.
Градация вузов на три уровня более четко отражает существующее положение применения маркетинга в сфере образования. Это справедливо еще и потому, что вузов, относящихся ко второму и третьему уровню,– большинство. Маркетинг ими в основном рассматривается как инструмент стимулирования сбыта. В лучшем случае создается отдел маркетинга или рекламы, который организует участие вуза в выставках, проводит "дни открытых дверей", размещает рекламу в средствах массовой информации. В худшем случае – этими вопросами занимается работник какого-нибудь отдела, например приемной комиссии.
В более "продвинутых" с точки зрения маркетинга вузах специалисты отдела маркетинга занимаются помимо вышеназванного вопросами ценообразования образовательных услуг, проведением маркетинговых исследований, сегментированием рынка образования и другими проблемами. В некоторых негосударственных вузах отделы маркетинга осуществляют функцию отдела продаж, то есть занимаются набором студентов, заключением контрактов, профориентацией.
Как и всякая деятельность, организация маркетинга в вузе невозможна без управления.
Управление маркетингом позволяет организовать производство и распределение образовательных услуг таким образом, чтобы обеспечить максимально возможную сбалансированность спроса и предложения.
Маркетинг как метод управления основывается на функциях, которые являются составными частями любого процесса управления. К ним относятся: планирование, организация, координация, контроль и мотивация.
Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов деятельности образовательного учреждения и его составных частей. Планирование определяет систему целей функционирования и развития вуза, всех его структурных подразделений, а также выбор средств и способов их достижения. Планирование маркетинга требует больших затрат интеллектуального труда и участия специалистов различных уровней управления, в связи с чем необходимо соблюдать три основных принципа[3]:
• разрабатывать планы должен прежде всего тот, кто затем эти планы будет претворять в жизнь;
• уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции в отношении распоряжения ресурсами вуза;
• обеспечить гибкость и адаптивность планирования в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде вуза.
Последний принцип является наиболее важным, так как он учитывает перспективную динамику спроса на образовательные услуги и продукты.
Процесс планирования маркетинга предполагает последовательность выполнения определенных этапов (рис. 2.2).
Планирование не всегда осуществляется в таком порядке, но независимо от этого оно выполняет следующие функции:
• поддерживает целенаправленный и устремленный в будущее образ мышления и поступков;
• координирует решения и действия в области маркетинга;
• служит для информирования сотрудников о необходимых ресурсах;
• мотивирует сотрудников, если от достижения целей предприятия зависит достижение их личных целей;
• создает предпосылки для оценки и контроля результатов[4].
В управлении современным маркетингом наиболее целесообразным является применение стратегического планирования, в рамках которого:
• утверждаются образовательные услуги и продукты, рынки и сегменты, с которыми вуз будет работать, а также количественные и качественные цели (имидж, доля рынка и пр.);
• фиксируются стратегии маркетинга, то есть определяются принципы поведения по отношению к рыночным
Рис. 2.2. Этапы планирования маркетинга в вузе
партнерам (потребителям, конкурентам) и подходы к формированию комплекса маркетинга;
• распределяются ресурсы по организационным структурам в соответствии со стратегическим планом.
В практической деятельности используются различные подходы к планированию маркетинга. Наиболее логичным является АСП-подход[5] согласно которому выделяют следующие стадии этого процесса:
• проведение анализа (хозяйственной деятельности предприятия, рынка и перспектив его развития, рыночной среды, целевых сегментов, потребителей и конкурентов, SWOT-анализа);
• разработка стратегий бизнеса и маркетинга (определение основных целевых рынков, выделение основных преимуществ, позиционирование продукта и пр.);
• разработка программ внедрения (планирование элементов комплекса маркетинга, разработка бюджета, контроля и оценка эффективности плана).
Организация как функция управления определяет целостность, органичность и единство любого хозяйствующего субъекта.
Высшему учебному заведению присущи все черты, характерные для организации. Это образовательное учебное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Основными задачами данной функции управления являются:
• формирование структуры вуза (факультетов, кафедр, лабораторий, отделов, филиалов, библиотек и пр.);
• обеспечение вуза всем необходимым для его нормальной работы: персоналом (профессорско-преподавательским составом, научными сотрудниками, вспомогательным персоналом и пр.), оборудованием, зданиями, финансами и пр.
Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности в работе всех структурных подразделений вуза путем установления коммуникаций между ними. Для выполнения этой функции используются как документальные источники, так и результаты проведенных совещаний, собраний, конференций. Большую помощь в координации оказывают технические средства связи, например внедрение локальной компьютерной сети, позволяющей оперативно обмениваться информацией, а также быстро реагировать на отклонения при выполнении любой работы.
Контроль – одна из функций управления, задачей которого является ревизия результатов выполнения маркетинговых мероприятий, осуществляемых в вузе, и принятие корректирующих действий. Данная функция предусматривает:
• контроль за выполнением мероприятий, намеченных планом;
• меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главными инструментами функции контроля являются наблюдение, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.
Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым[6]
Мотивация – это функция управления, предназначенная побудить преподавателей и сотрудников образовательного учреждения к активной трудовой деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов.
Трудовая деятельность научно-педагогических кадров будет более результативной, если в образовательном учреждении действуют факторы мотивации труда, составляющие основу их трудового потенциала. Трудовой потенциал состоит из психофизиологического потенциала (способностей и склонностей человека, его здоровья, работоспособности, выносливости, типа нервной системы) и личностного (мотивационного) потенциала, определяющего, какие способности и в какой степени работник будет развивать и использовать в процессе трудовой деятельности[7].
Выделяют три вида мотивации труда профессорско-преподавательского состава: материальную, социально-психологическую (моральную) и организационную (административную)[8].
К материальной мотивации относятся денежные (заработная плата, премии, дополнительные выплаты, гранты) и не денежные стимулы (льготные путевки, бесплатное или льготное медицинское и стоматологическое обслуживание, бесплатная аспирантура, докторантура, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и пр.). Материальные стимулы могут носить как положительный характер через систему поощрения, так и отрицательный – через систему санкций, штрафов, неустоек.
Социально-психологическая мотивация включает в себя следующие факторы: трудовые успехи работника, признание его заслуг, возможность служебного роста, престижность труда, профессиональное мастерство, уважение со стороны коллег, руководства, друзей и родственников, возможность самореализации, предоставление самостоятельности, поощрение труда (благодарности, грамоты, награды) и пр.
Примерами организационной мотивации являются правильная расстановка сотрудников, четкое определение их функций, делегирование полномочий, гибкий график работы и пр.
Деятельность образовательных учреждений в условиях рыночной экономики обусловливает потребность создания концепции управления вузом, ориентированной на маркетинг и предполагающей перестройку всей организационной структуры с учетом философии маркетинга.
Основу процесса управления маркетинговой деятельностью образовательного учреждения (как и любой другой организации) составляют следующие элементы:
• анализ рыночных возможностей вуза;
• отбор целевых рынков;
• разработка комплекса маркетинга;
• оценка и контроль предоставляемых образовательных услуг.
Высшие учебные заведения должны уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности.
Рыночные возможности вуза – это основные направления деятельности образовательного учреждения с учетом условий его функционирования, и в первую очередь – условий внешней среды.
Для успешной маркетинговой деятельности вузу необходимо уметь прогнозировать как возможные трудности в будущем, так и появляющиеся новые возможности. Поэтому вуз, исследуя внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе. Немаловажное значение для эффективной деятельности вуза имеет определение его ресурсов, а также сильных и слабых сторон.
Анализ рыночных возможностей вуза используется для выработки стратегии и тактики деятельности образовательного учреждения.
Отбор целевых рынков предполагает оценку и прогнозирование спроса на образовательные услуги, сегментирование рынка, выбор целевых рынков и позиционирование образовательного учреждения на рынке.
Комплекс маркетинга представляет собой набор поддающихся контролю факторов маркетинга, используемых вузом для достижения своих целей. Он включает в себя следующие элементы: образовательные услуги и продукты, цену, распределение и продвижение.
Некоторые специалисты выделяют пятую составляющую – персонал, что является правомерным для образовательного учреждения, в котором доминирует человеческий фактор. Значение персонала в комплексе маркетинга не ограничивается квалификацией и профессионализмом преподавателей в аудитории. С точки зрения маркетинга не менее важно их поведение во внеаудиторное время, стиль общения со студентами, коллегами и др. Важным аспектом использования персонала является специальная подготовка секретарей, отвечающих на телефонные звонки, сотрудников приемной комиссии, принимающих документы, и других лиц, задействованных в реализации образовательных услуг.
Вузы являются производителями следующих видов образовательных услуг и продуктов:
• услуг образовательного характера;
• научно-технических продуктов;
• учебно-методических продуктов;
• интеллектуальных продуктов.
Несмотря на присутствие в деятельности того или иного вуза, как правило, всего указанного спектра, образовательные услуги являются определяющими.
В связи с расширением сферы деятельности вузов данный перечень может пополняться и видоизменяться.
Немаловажное значение в деятельности вуза имеет ценообразование образовательных услуг и продуктов. На современном этапе роль ценообразования в образовательной сфере значительно возросла в связи с широким спектром дополнительных платных услуг, оказываемых государственными вузами и развитием широкой сети негосударственных высших учебных заведений. А так как все образовательные учреждения функционируют в условиях рыночной экономики, то при формировании цены они должны учитывать помимо себестоимости ценность предоставляемых услуг, потребности потребителей и их платежеспособность.
Распределение на рынке образовательных услуг предполагает деятельность по продаже образовательных услуг и продуктов. Наиболее распространенным каналом распределения образовательных услуг являются прямые продажи. При этом на их результативность оказывает влияние месторасположение вуза в городе, состояние его зданий и сооружений, степень оснащенности его лабораторий современным оборудованием, удобное расположение транспорта и др.
Продвижение предусматривает широкую деятельность образовательных учреждений с целью распространения сведений об образовательных услугах и продуктах, налаживания связей с потребителями для привлечения их в вузы (на бюджетной и внебюджетной основе) и установления контактов с другими заинтересованными лицами. Основные способы продвижения – это реклама, стимулирование сбыта, личная продажа и Public relations.
Исследования, проведенные в ряде российских вузов, показали, что там уже осознали действенность рекламы и успешно применяют ее в своей деятельности. При этом наибольшее предпочтение отдается информационной рекламе (перечень специальностей, условия и сроки приема и пр.). Однако в последнее время все больше внимания уделяется рекламе имиджа вуза. Это связано с тем, что вузы предлагают в основном типовой набор специальностей и зачастую решающее значение для абитуриентов при выборе будущей профессии имеют имидж и репутация вуза. В связи с этим произошло усиление роли "Public relations". В отечественной литературе уже стало привычным переводить этот термин как "связи с общественностью". Основной целью работы с общественностью является создание позитивного имиджа вуза в тех сегментах рынка, которые могут быть заинтересованы в предоставляемых им услугах.
Личная продажа как способ продвижения образовательных услуг и продуктов "...включает персональный контакт между потенциальным потребителем услуги и представителями учебного заведения, которые информируют, например, о ключевых факторах успеха вуза, о высокой профессиональной подготовке преподавателей, объясняют преимущества данной системы образования и т.д."[9]
Пока еще не все вузы учитывают преимущества такого эффективного способа продвижения, как стимулирование сбыта, предусматривающего систему мероприятий, направленных на преподавателей и сотрудников, которые участвуют в работе по набору абитуриентов, поступающих на бюджетной и внебюджетной основе, абитуриентов-медалистов, абитуриентов-спортсменов и прочих категорий; осуществляют работу по профессиональной ориентации школьников; проводят другие мероприятия, связанные с реализацией образовательных услуг.
Кроме того, формами стимулирования являются также олимпиады, по результатам которых выдаются гранты на бесплатное поступление в вуз или засчитываются профилирующие вступительные экзамены.
Оценка и контроль являются важными элементами маркетинга, задачей которых является количественная и качественная оценка и учет результатов деятельности образовательного учреждения.
Качественные показатели используются для описания состояния объекта маркетинга (характеристика потребителей образовательных услуг, их мотивация и пр.). Количественные показатели позволяют определить в конкретных числовых значениях результаты маркетинговой деятельности.
Основное назначение контроля состоит в определении степени отклонения текущих показателей от плановых заданий.