Управление логистическими бизнес-процессами на распределительных центрах сетевой розничной компании
Развитие сетевой розничной торговли, ее укрупнение и рост товаропотока привели к еще бо́льшей необходимости оптимизации бизнес-процессов в распределительных центрах и их интеграции в единую логистическую систему компании.
Распределительный центр должен выступать как структурное звено логистической системы, для которого определяются задачи, направленные на достижение целей, стоящих перед всей компанией.
Для реализации общих целей компании – удовлетворения спроса клиентов и получения максимальной прибыли – перед распределительным центром ставятся следующие основные задачи:
• повышение скорости обработки товарных потоков для организации ускоренного сбыта;
• минимизация потерь;
• снижение издержек;
• организация эффективного управления всеми бизнес-процессами, включая функции логистической координации со смежными структурами компании; и др.
1. Факторы, определяющие модель бизнес-процессов в распределительных центрах сетевых розничных торговых компаний.
Распределительные центры сетевых розничных торговых компаний являются товарными складами и выполняют сортировочную роль, что предполагает концентрацию товаров, после чего они достаточно быстро должны рассредоточиваться по магазинам собственной розничной сети малыми партиями.
Эта особенность данного тина складов определяет приоритетность задачи комплектации (комиссионирования) заказов при проектировании распределительных центров.
Одна из основных задач, стоящих перед распределительным центром, – это повышение оборачиваемости и снижение потерь на одной из самых трудоемких операций – комплектации заказа.
Необходимо добиться того, чтобы отбор и комплектация заказов осуществлялась быстрее, при задействовании меньшего числа сотрудников, а также при более четком соблюдении сроков и условий хранения.
Для распределительного центра можно выделить две основные модели комиссионирования – статическую и динамическую [1].
При статической модели комиссионирования сборка заказа осуществляется непосредственно с мест хранения. В режиме реального времени подборщик подходит к месту хранения, акцептует отбор в информационной системе с помощью, например, радиотерминала, работающего в режиме реального времени. При этом для выполнения заказа он может забрать часть товаров из складской единицы хранения. В некоторых случаях подборщику даже придется разукомплектовать единицу хранения продукции.
Техническое обеспечение такого режима обходится владельцу склада достаточно дорого. Оно подразумевает on-line работу информационной системы. К тому же задача подчас осложняется тем, что часть товара – это весовая продукция. Поэтому при отгрузке необходимо дополнительное взвешивание, которое очень сложно, а часто практически невозможно провести непосредственно на местах хранения. Данную операцию удобнее совершить в единой зоне комплектации заказов. В связи с этим чаще всего в распределительных центрах, где работают с весовыми товарами, применяется динамическая модель комиссионирования. Здесь путь комплектации заказа таков: консолидированный заказ от розничной сети – маршрутная карта – зона хранения – отбор всей складской единицы хранения в зону комплектации – комплектация – зона отгрузки (дебаркадер или место хранения перед отправкой).
Надо отметить, что модель комиссионирования является концептуальным параметром, который должен закладываться не только при проектировании распределительного центра, по и определять технологические требования к информационной системе.
Для эффективной организации комплектации заказов необходимо правильное размещение товаров для облегчения их последующей сборки.
Поэтому организация процесса размещения должна решаться комплексно вместе с выбором модели комиссионирования. Это важный фактор, определяющий логистическую модель бизнес-процессов на распределительном центре.
Существует множество алгоритмов оптимального размещения товара. Выбор того или иного алгоритма определяется условиями закрепления мест хранения и (или) сборки за конкретными товарами или возможным свободным выбором мест хранения. Однако при размещении всегда должны соблюдаться общие требования, связанные с особенностями хранения товаров (например, температурный режим).
На наш взгляд, организация процесса размещения товаров на свободные места хранения является для распределительного центра предпочтительной. В противном случае, при закреплении мест за видами товаров, появляется угроза их перегрузки или недогрузки.
За информационной системой должна сохраняться задача оптимизации размещения товаров на складе и она должна предлагать список рекомендуемых мест для размещения, а за менеджером при принятии решения остается право выбора места для размещения товара.
Таким образом, важным фактором качественной организации бизнес-процессов в распределительных центрах сетевых розничных торговых компаний помимо ведения количественно-суммового учета является учет размещения товаров (необходимо параллельно формировать набор документов, описывающих действия с товарами по приемке, отгрузке, комплектации, разукомплектации, а также документов размещения и отбора).
Эти процессы в распределительных центрах взаимосвязаны (рис. 2.1). Например, приход – размещение, отбор – отгрузка. Для ускорения бизнес-процессов, связанных с комиссионированием, крайне важно вести учет и управление местоположением в единой информационной системе.
Для распределительных центров сетевых розничных компаний также характерно, что в системах учета и управления местоположением оперируют различными единицами измерения количества товаров.
Если для определения остатков товаров, как правило, применяется так называемая базовая единица измерения, с которой ассоциируется типовая форма розничных продаж, то для документооборота по размещению товаров используют единицу хранения продукции SKU (Stock Keeping Unit) (коробка, ящик и т.д.).
Рис. 2.1. Бизнес-процессы на распределительных центрах
Кроме того, на этапе приемки и размещения формируется так называемая складская единица хранения, которую маркируют штрих-кодом и размещают в ячейках хранения. Для каждой ячейки хранения определен адрес в топологии склада, и она также имеет уникальный штрих-код.
В некоторых типах распределительных центров складская единица хранения, разметаемая в ячейке, может содержать различные товары. В большинстве же случаев для упрощения работ накладывается ограничение о невозможности такой ситуации.
В распределительных центрах "продуктовых" сетевых розничных операторов обязательно должна учитываться особенность логистики одного из самых сложных видов товаров – скоропортящегося, а в некоторых случаях – и весового.
Сложность работы с весовым скоропортящимся товаром обусловлена тем обстоятельством, что каждая единица хранения имеет свой уникальный вес, отличающийся от веса аналогичной единицы хранения. В этом случае необходимо маркировать каждую единицу хранения весового товара уникальным штриховым кодом.
В некоторых случаях, чтобы уменьшить потери от воровства персонала, при поступлении товара на склад необходимо проверять его соответствие весу, указанному при производстве.
Все это требует подключения к информационной системе распределительных центров производителей пищевой продукции. В момент формирования единицы хранения продукции производитель заносит в информационную систему вес нетто и брутто и наносит на нее этикетку со штрихкодом с указанием веса брутто. Таким способом производитель в рамках логистической концепции VMI (Vendor Managed Inventory) участвует в функционировании цепи поставок своей продукции.
При поступлении единицы хранения продукции на склад происходит (с учетом допусков) ее взвешивание на специальном весовом комплексе. Фактический вес единицы хранения сравнивается с весом брутто, указанным на наклеенной этикетке.
В распределительных центрах осуществляется приемка только тех единиц хранения, которые прошли весовой контроль.
Затем из них формируется складская грузовая единица, содержащая несколько единиц хранения товаров. Номер конкретной единицы хранения с соответствующей информацией учитывается в информационной системе в течение длительного времени, что позволяет отследить "судьбу" продукции от производителя до магазина.
Для складов, хранящих пищевую продукцию, очень важно, чтобы первыми уходили товары, имеющие более короткий срок реализации. С этой целью информационная система при формировании документов отбора должна, в первую очередь, предлагать места хранения товаров, имеющих наименьший срок годности. Также возникает потребность информировать пользователей о местах хранения, где присутствует товар с истекшим сроком реализации.
Инвентаризация, реализованная в компоненте WMS (Warehouse Management Systems) информационной системы, также имеет свои особенности и учитывает местоположение товара:
• инвентаризация мест хранения ("стоит ли там паллета?"),
• каково содержимое на этом месте ("а что на паллете?"),
• общая инвентаризация ("классическая" проверка на совпадение количества).
2. Интеграция бизнес-процессов на распределительных центрах в единую модель управления товародвижением во всей компании.
Эффективная работа сетевой розничной торговой компании невозможна без интеграции бизнес-процессов распределительных центров в единую логистическую систему предприятия. Поэтому функционирование склада должно обеспечивать логистическую интеграцию цепочек поставок всей компании в соответствии с ассортиментными матрицами, определенными для распределительных центров.
3. Информационная система для автоматизации бизнес-процессов в распределительных центрах сетевой розничной компании.
Автоматизация – одна из важнейших составляющих в построении логистической системы сетевой розничной торговой компании (рис. 2.2). С помощью программных решений и специализированного оборудования обеспечивается информационная поддержка логистических бизнес-процессов в распределительных центрах.
Рис. 2.2. Этапы информационной поддержки логистических бизнес-процессов распределительных центров
Чаще всего на практике для автоматизации бизнес-процессов на складе происходит интеграция двух систем: учета товародвижения и местоположения товара. Особенность автоматизации распределительных центров пищевых продуктов, на наш взгляд, заключается в целесообразности объединения функций таких систем в рамках одной.
Из перечисленных факторов, определяющих формирование логистических моделей в распределительных центрах, можно сформулировать требования к информационной системе, которая должна обеспечить автоматизацию его бизнес-процессов:
• реализация в информационной системе выбранной модели комиссионирования;
• обеспечение в информационной системе функций управления товародвижением и местоположением;
• возможность в информационной системе специфицировать уникальные единицы хранения, необходимые для работы с пищевым, весовым и скоропортящимся товаром;
• информационная система должна обеспечивать логистическую интеграцию по всей цепи поставок сетевой розничной торговой компании;
• наличие проектов по внедрению информационной системы при автоматизации бизнес-процессов в распределительных центрах, в частности, на складах пищевых продуктов сетевой розничной компании; и др.
В совокупности с учетными функциями информационная система должна содержать компоненту класса WMS, обеспечивающую автоматизацию складских бизнес-процессов сетевого распределительного центра: учет мест хранения товаров, отслеживание их внутренних перемещений, срок реализации товаров, а также вес конкретной единицы хранения продукции на складе. При этом необходимо формировать оптимизированные маршрутные карты для ускорения процессов комиссионирования (сборки заказов и перемещения товаров по складу).
Централизованная архитектура информационной системы в сочетании с компонентой WMS обеспечивает автоматизацию всей цепочки поставок от производителя через распределительные центры до розничного магазина (конечного потребителя) в режиме реального времени.
Суть требований к решению заключается в том, что при взаимодействии информационной системы с промышленным весовым оборудованием автоматизируется процесс взвешивания товаров с одновременной реализацией документооборота по всем видам движения продукции (от производителя – на склад готовой продукции, размещение продукции на складе и отпуск продукции со склада).
В силу специфики продукции (весовая и скоропортящаяся) применяется контроль взвешивания: фактический вес сравнивается с весом, прочитанным сканером с этикетки. Осуществляется жесткий контроль сроков реализации продукции при размещении на складе, а также при отпуске конечному покупателю.