Лекция 10. Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
o основные тенденции развития государственного управления;
o принципы разработки социальной политики;
o модели социальной политики, их основные характеристики;
o систему мер государственного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни населения;
уметь
o ставить цели и формулировать задачи, связанные с разработкой и реализацией социальной политики;
o использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к управлению социальной сферой;
владеть
o методами реализации социальной политики;
o современными технологиями управления социальной сферой;
o навыками оценки экономических и социальных условий для разработки социальной политики.
Управление конфликтами в государственном управлении
Конфликт - форма выражения жизненных противоречий, проявляющаяся в столкновении, противоборстве сторон, сил, мнений. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение длительного времени неразрешенных экономических, социальных, межэтнических, религиозных и других форм общественных противоречий. При определенных условиях, например ненадлежащем управлении, нарушении верховенства закона конфликтная ситуация обостряется, перерастает в чрезвычайную (особую), в том числе с применением оружия (вооруженный конфликт).
Поляризация и интеграция сторон и сил при конфликте имеют отрицательные и положительные моменты. Деструктивная, разрушительная сторона конфликта выражается в опасности нестабильности, раскола общества, внутренних беспорядков. Позитивным моментом в конфликте выступает возможность устранения устаревших отношений, правил, норм, достижения необходимого равновесия на более высокой ступени развития.
Социальный конфликт выражает осознанное противоречие по средствам достижения целей, удовлетворения потребности, интереса и является следствием нарастания напряженности в обществе, трудовом коллективе. Причинами его могут быть нерешенность политических проблем, высокий уровень преступности, необеспеченность предметами потребления и т.д. Наибольшее распространение получают конфликты, связанные с нарушением социальных и экономических прав граждан, защита которых гарантируется государством. В трудовом коллективе социальную напряженность провоцируют стагнация производства, отсутствие связи заработка с результатами труда и др.
В период проведения экономических реформ, когда регулирующие функции государства ослабли, а рынок еще не сложился, поле для нестабильности, конфликтов расширилось особенно в сфере трудовых отношений. Непопулярные решения или действия властей, собственников или руководителей предприятий вызывают конфликты между населением и властями, работниками и работодателями.
В табл. 10.1 приведены данные социологического опроса, свидетельствующие о том, что проблема разрешения возникающих конфликтов между различными социальными группами в российском обществе существует, и ее решение имеет важное значение для обеспечения социальной стабильности в обществе.
Неудовлетворительное выполнение органами власти функций, связанных с защитой человека и другими обязанностями, создает потенциальную угрозу стабильности и может привести к акциям социального протеста, отказу от гражданской ответственности.
Таблица 10.1
Оценка конфликтов между различными группами людей
Стороны конфликта |
Наличие и степень остроты |
||||
Очень острые |
Острые |
Не очень острые |
Их нет |
Трудно сказать |
|
Богатые и бедные |
10,0 |
35,5 |
29,0 |
13,5 |
12,0 |
Предприниматели и наемные работники |
4,5 |
23,5 |
47,5 |
12,5 |
12,0 |
Владельцы предприятий и профсоюзы |
3,5 |
10,5 |
28,0 |
29,5 |
28,5 |
Владельцы предприятий и местные органы власти |
3,5 |
13,0 |
28,5 |
25,0 |
30,0 |
Особая осторожность необходима в международной политике. Россия не может полностью уходить от ответственности за разрешение межгосударственных конфликтов, затрагивающих ее интересы, как бы ни была слаба в экономическом отношении. Но, прежде чем вступать в конфликт, необходимо тщательно проанализировать характер отношений страны со сторонами конфликта, объем необходимых ресурсов, степень поддержки власти населением.
В случае возникновения конфликта нельзя рассчитывать на его саморазрешение: замораживание ситуации создает угрозу нового обострения, срыва. Урегулирование конфликта проявляется в компромиссном разрешении спора, которое позволяет сторонам достичь некоторых или всех первоначальных целей. Для этого используются различные формы и методы - от юридической и судебной помощи до стачек и забастовок. Разрешение конфликта цивилизованными методами возможно при сильных институтах государственной власти, ответственном представительстве сторон.
Наиболее эффективный способ урегулирования конфликта - переговоры. Процесс переговоров включает три стадии:
1) предварительная сделка, т.е. условия, на которых стороны согласны их начать;
2) обсуждение существа спора "лицом к лицу", подготовка удовлетворяющего стороны соглашения;
3) имплементация, т.е. оформление и толкование достигнутого в ходе переговоров соглашения.
Успешные переговоры завершаются согласованием, компромиссом, арбитражным решением. При этом первостепенную роль играет посредник, в качестве которого выступают органы управления, профсоюзы, третейские суды и пр.
В зависимости от степени охвата конфликтами территории предприятий, работников, населения они разрешаются на местном, региональном уровне либо для этого требуются меры общегосударственного масштаба.
В Российской Федерации предусматривается участие государственного органа, содействующего разрешению коллективного трудового спора. Орган действует в соответствии с Положением о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудового спора, готовит посредников и трудовых арбитров, финансирует примирительные процедуры.
Назовем органы регулирования социально-трудовых отношений.
1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
Положение о Комиссии утверждает Президент РФ. В ее состав входят представители трех сторон:
1) федеральных органов государственной власти;
2) общероссийских объединений профсоюзов;
3) общероссийских объединений работодателей, т.е. она формируется на основе принципов паритетности и равноправия сторон при полномочном участии представителей.
Основные цели Комиссии заключаются в выработке общих принципов согласованного проведения социально-экономической политики; укреплении социального партнерства; содействии урегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов). Комиссия призвана проводить коллективные переговоры, готовить к заключению Генеральное соглашение, контролировать его выполнение, регулировать разногласия при заключении и реализации отраслевых (тарифных) соглашений, не допускать в соглашениях нарушения социальных гарантий, установленных законодательством.
1. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. В систему Службы входят Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Минтруда России, территориальные органы того же назначения. В систему Службы могут также входить по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ соответствующие подразделения этих органов, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.
2. Правительственная комиссия по предотвращению критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах. Материально-техническое обеспечение комиссии осуществляет Служба занятости, председателем комиссии является Министр труда и социального развития Российской Федерации. Действует также оперативная Комиссия Правительства РФ по рассмотрению социальных конфликтных ситуаций.
Установлена ответственность как работодателя, так и работников за нарушение законодательства о коллективных трудовых спорах.