Управление качеством природопользования и охраны окружающей среды
Помимо специфических видов предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях рационального природопользования и охраны окружающей среды, главное направление обеспечения выполнения экологических требований видится в управлении качеством на любом направлении и участке предпринимательской деятельности, в ходе которой осуществляется использование природных ресурсов.
Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, руководители предприятий и собственники организаций-природопользователей осуществляют внедрение систем управления качеством продукции и природоохранной деятельностью в соответствии с требованиями
ВТО и международными стандартами ISO 9000 (менеджмент качества) и ISO 14 000 (экологический менеджмент).
В настоящее время экологически ориентированные системы управления признаются в качестве основных методов, обеспечивающих эффективное и устойчивое управление предприятием и организацией, становясь эффективными элементами экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды.
Принятые в 1996 г. первые стандарты ISO 14 000, в отличие от других природоохранных стандартов, не заменяют установленные национальными актами требования, а способствуют созданию систем природоохранного управления, ориентируют не на количественные показатели воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду, а на организацию рационального природопользования посредством экологического менеджмента.
В этих стандартах предусматриваются полезные для предпринимателей системы, принципы и средства управления качеством окружающей среды, указания, критерии, декларации и этикетки экологической маркировки, процедуры оценки объекта и места размещения.
Например, предусматриваются создание экологической службы предприятия, согласие между руководством и персоналом по деятельности в природоресурсной сфере, оценка качества экологического управления, учет экологических требований на всех этапах жизненного цикла предприятия, выпуска продукции и оказания услуг.
Стандарты разработаны с учетом вхождения России в мировой рынок, включением ее товаров в международную конкуренцию и концепции глобального управления качеством, в соответствии с которой условием достижения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции является создание надлежащей организационной структуры и системы ответственности за качество продукции и окружающей среды на уровне "предприятие – компания".
Управление качеством как важное сквозное требование современного, постиндустриального мира становится необходимым условием инновационной деятельности и успеха в международном соревновании за рынки производства и сбыта.
Конкретное наполнение этого требования составляет сферу научных экономических и правовых знаний, предмет "менеджмента организации". Предстоит обеспечение этого феномена правовыми терминами и нормами, включение некоторых его позиций в учебную дисциплину "Экологическое право" в юридических вузах [1].
Управление качеством хозяйственной деятельности предполагает управление состоянием природных ресурсов, качеством окружающей среды, наполнение любой хозяйственной и иной деятельности экологическими ценностями.
При этих условиях управление качеством (деятельности, продукции, услуг) становится эффективным элементом экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, а будучи предусмотренным в праве – частью правового регулирования этого экономического механизма.