Управление исключительными авторскими и смежными правами на коллективной основе
Практическое осуществление интеллектуальных авторских и смежных прав и контроль за незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности всегда сопряжены с большими трудностями. Это обусловлено как масштабами Российской Федерации, так и возможностями незаконной имитации данных объектов. Поэтому и в советский период, и особенно в настоящее время, принимались и принимаются различные меры как государственного, так и авторского ("общественного") регулирования данных процессов. Поэтому в ст. 1242 ГК речь идет в первую очередь именно о случаях, когда осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.
Необходимость в коллективном управлении особенно велика применительно к таким видам произведений, как песни, эстрадные, цирковые и другие номера и фонограммы, проследить широкое использование которых в масштабах территории РФ отдельным правообладателям не под силу. Это касается любых форм использования произведений – их публичного исполнения, показа, записи и репродуцирования, включая ксерокопирование.
В указанных целях авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и другим обладателям авторских и смежных нрав предоставлена возможность создавать некоммерческие организации, основанные на членстве самих правообладателей. На эти организации (именуемые организациями по управлению правами на коллективной основе) возлагается управление авторскими и смежными правами на коллективной основе в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями.
Создание организаций по управлению на коллективной основе ни раньше, ни теперь не препятствует осуществлению представительства авторских и смежных прав другими субъектами – будь то юридические лица или граждане. Их отношения с правообладателями строятся на базе различных форм общегражданского представительства.
ГК значительно расширил сферу деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе. Они могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, в том числе в отношении определенных способов соответствующих объектов. Например, применительно к литературным произведениям речь может идти об издании их в оригинале и (или) в переводе на иностранный язык либо образовании их в простой письменной и (или) электронной форме.
В функции организации по управлению правами на коллективной основе может входить управление любыми авторскими и (или) смежными правами. Как известно, до сих пор имела место определенная специализация данных организаций. В 90-е гг. XX в. были созданы такие управляющие организации, как Российское авторское общество (РАО), чей устав зарегистрирован в Минюсте России 30 сентября 1993 г. (№ 1932), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ) и Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере (РОПАС). Согласно п. 1 устава РАО оно является общественным объединением авторов или их правопреемников и действует на принципах индивидуального членства. Основными целями РАО являются реализация и защита авторских прав.
Важное значение имеют правовые основания полномочий организаций по управлению правами на коллективной основе. Главным и фактически преимущественным подобным основанием, как и прежде, служит договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый управляющей организацией с правообладателем в письменной форме. Исключение составляет лишь случай, предусмотренный абз. 1 п. 3 ст. 1244 ГК, когда управляющая организация, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация) вправе наряду с управлением правами правообладателей, с которыми она заключила соответствующие договоры (п. 3 ст. 1242 ГК), осуществлять управление правами и собирать вознаграждение для тех из них, с которыми у нее такие договоры отсутствуют.
Важно и другое. Рассматриваемый договор может заключаться с правообладателями как являющимися, так и не являющимися членами управляющей организации. Ранее договор заключался только с членами организации. Более того, в настоящее время организация обязана принять на себя управление правами, если управление конкретной категорией прав относится к ее уставной деятельности.
Коллективное управление тесно связано с сотрудничеством между самими управляющими организациями, в том числе из зарубежных стран. В силу п. 3 ст. 1242 основанием полномочий управляющей организации может быть также договор с другой организацией, в том числе иностранной, управляющей правами на коллективной основе.
Поскольку обе категории договоров, управляющих организаций (договор о передаче полномочий, заключаемый с правообладателями, и договор с другими управляющими организациями) по своей природе являются гражданско-правовыми, к ним по общему правилу применяются, как общие положения об обязательствах (ст. 307–419 ГК), так и аналогичные положения о договоре (ст. 420–453 ГК). Напротив, правила ГК о договорах об отчуждении исключительных прав и о лицензионных договорах к указанным договорам не применяются.
Управляющие организации являются некоммерческими, они не вправе использовать объекты авторских и смежных прав, исключительные права на которые переданы им в управление.
С другой стороны, эти организации, в силу своего назначения, могут от имени правообладателей или от своего имени обращаться в суд с требованиями, а также совершать иные юридические действия, направленные на защиту переданных им в управление прав. При этом аккредитованная организация (ст. 1244 ГК) также вправе делать это, но уже от имени неопределенного круга правообладателей и в целях защиты прав, управление которыми она призвана осуществлять.
Правовой статус управляющих организаций, их функции, права и обязанности их членов определяются, помимо ГК (ст. 116–123), также законами о некоммерческих организациях и их собственными уставами, в частности Законом РФ от 19.06.1992 № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и др.
Основной гражданско-правовой формой взаимоотношений управляющей организации с пользователями охраняемых объектов авторских и смежных прав служит заключаемый ими лицензионный договор. Организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях если объекты авторских и смежных прав в соответствии с ГК могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями, иными лицами, на которых ГК возлагает обязанность по уплате средств для выплаты вознаграждения, договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
Статья 1243 ГК не обязывает управляющую организацию к заключению лицензионного договора или договора о выплате вознаграждения. Вместе с тем по закону данная организация не вправе без достаточных оснований отказать пользователю в заключении договора. К числу подобных оснований отказа можно, по аналогии с правом банка на отказ клиенту в открытии счета, отнести отсутствие у управляющей организации реальной возможности предоставить конкретному пользователю переданные ей в управление авторские или смежные права либо получать от него средства на цели выплаты вознаграждения. Отказ может также допускаться законом или иными правовыми актами.
Поскольку согласно абз. 2 п. 1 ст. 1242 ГК создание управляющих организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами, лицензионный договор с пользователями могут заключать и собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав эти юридические лица и граждане.
Более того, возможно заключение лицензионного договора с пользователем непосредственно самим правообладателем. В подобных случаях, как это было и в практике применения Закона об авторском праве, управляющая организация может лишь собирать вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав. Однако это право управляющей организации должно быть прямо предусмотрено договором правообладателя с пользователем.
Наряду с обязанностью выплаты вознаграждения пользователи обязаны по требованию управляющей организации представлять ей отчеты об использовании объектов авторских и смежных прав. Кроме того, они обязаны представлять другие сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Их перечень и сроки представления должны быть определены в договоре. В число указанных документов могут входить, в частности, акты реализации экземпляров книг, другой печатной продукции, фонограмм, баз данных, ведомости кассовых сборов театров, кинотеатров и филармоний.
В случае создания произведения в соавторстве или принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации нескольким лицам совместно, а также в случаях использования в исполнении, фонограмме, сообщении по радио или телевидению и в других подобных случаях охраняемых объектов авторских и смежных прав управляющая организация должна производить распределение вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а также осуществлять выплату им этого вознаграждения.
Одновременно управляющая организация имеет право получать своеобразную компенсацию за свои услуги путем удержания из вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Кроме того, управляющая организация вправе удерживать из вознаграждения суммы, направляемые в специальные фонды, создаваемые ею с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей. Размеры удерживаемых сумм и порядок их удержания во всех случаях предусматриваются уставом соответствующей управляющей организации.
В ст. 1243 ГК регламентированы основные положения порядка выплаты вознаграждения правообладателям. Во-первых, распределение и выплата вознаграждения должны производиться не одноразово, а регулярно и в сроки, предусмотренные уставом управляющей организации. Во-вторых, при распределении вознаграждения между несколькими правообладателями должен соблюдаться принцип пропорциональности: вознаграждение должно распределяться и выплачиваться пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских и смежных прав. Например, согласно п. 1 ст. 1326 ГК вознаграждение за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 50% – исполнителям, 50% – изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.
Невыплата организацией по управлению правами на коллективной основе вознаграждения, собранного для правообладателя, вследствие нарушения ею порядка управления правами, установленного ГК, влечет применение к этой организации мер защиты исключительного права в соответствии со ст. 1252 ГК.
Предусмотренное ст. 1245 ГК право авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на имеющее компенсационный характер вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений выплачивается правообладателям за счет средств, уплачиваемых изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, которые используются для такого воспроизведения. Сбор этих средств осуществляется аккредитованной организацией.
В соответствии с п. 3 ст. 1245 ГК вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в следующей пропорции: 40% – авторам, 30% – исполнителям, 30% – изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. Распределение вознаграждения между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений также осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением от 14.10.2010 № 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" Правительство РФ утвердило:
– перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате изготовителями таких оборудования и материальных носителей;
– перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, с указанием размера средств, подлежащих уплате импортерами таких оборудования и материальных носителей;
– Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;
– Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения;
– Положение о распределении и выплате авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Одновременно Правительство РФ обязало ФТС России:
а) предоставлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по охране авторского права и смежных прав, данные таможенной статистики внешней торговли оборудованием и материальными носителями, используемыми для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, по согласованной форме;
б) направлять сведения об импортерах и номенклатуре оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, выпущенных для внутреннего потребления, в организацию по управлению авторскими и (или) смежными правами на коллективной основе, имеющую государственную аккредитацию на осуществление деятельности в сфере коллективного управления, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК по форме и в сроки, которые согласованы с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране авторского права и смежных прав.
При этом в постановлении отмечается, что оно действует до вступления в силу межгосударственного соглашения государств – членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, регулирующего правоотношения в сфере сбора, распределения и выплаты авторам, исполнителям и изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
Нельзя не отметить, что введение отмеченного своеобразного акциза с оборудования и материальных носителей вызвало неоднозначную реакцию со стороны их изготовителей, импортеров, бизнеса и отдельных ведомств[1].
Фактическое использование объектов авторских и смежных прав для целей распределения и выплаты вознаграждения определяется на базе упоминавшихся ранее сведений и документов, получаемых от пользователей (актов реализации, счетов-фактур, накладных, ведомостей кассовых сборов, сведений о тиражах изданий и т.п.), в том числе данных статистической отчетности. Выплачивая вознаграждение, управляющая организация одновременно обязана представлять правообладателю надлежаще оформленный и заверенный отчет об использовании его прав, включая сведения о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него.
В функции управляющей организации входит формирование реестров, содержащих сведения о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также об объектах авторских и смежных прав. Кроме сведений, которые по закону не подлежат разглашению без согласия правообладателя (в частности, некоторые сведения персонального характера), другие сведения, содержащиеся в указанных реестрах, предоставляются заинтересованным организациям в порядке, установленном управляющей организацией.
Широкая компьютеризация различных видов деятельности обусловила возложение на управляющую организацию функции размещения в общедоступной информационной системе информации о правах, передаваемых ей в управление. В эту информацию включаются наименование объекта авторских или смежных прав, а также имя автора или иного правообладателя. При этом учитываются различные способы фиксации имени правообладателя – гражданина и наименования правообладателя – юридического лица.
Необходимость государственной аккредитации управляющих организаций обусловлена как практической важностью выполняемых ими функций в сфере соблюдения и защиты интеллектуальных исключительных авторских и смежных прав, так и необходимостью должного правового контроля за их деятельностью. Вследствие этого закон всесторонне регламентирует сферы коллективного управления, в которых осуществляют свою деятельность управляющие организации; принципы государственной аккредитации; условия взаимоотношений аккредитованной управляющей организации с правообладателем, не заключившим с ней договора о передаче полномочий по управлению правами; характер мер, принимаемых аккредитованной организацией по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения, а также формы государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций.
Прежде всего следует отметить, что определение порядка государственной аккредитации управляющих организаций делегировано Правительству РФ. При этом установлено, что эта аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения всех заинтересованных лиц, включая правообладателей. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, утверждено постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 992.
В ст. 1244 ГК предусмотрено шесть сфер коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление своей деятельности. Первые две из этих сфер касаются управления смежными правами исполнителей, вещательных организаций и связанными с ними авторскими правами композиторов и авторов аудиовизуальных произведений. Речь идет, во-первых, о такой сфере, как управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подп. 6–8.1 п. 2 ст. 1270 ГК). Вторая сфера коллективного управления связана с осуществлением прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК). Третьей сферой коллективного управления является управление правом следования. Данное право установлено на случай отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях являются задачей четвертой сферы коллективного управления. Самостоятельной (пятой) сферой коллективного управления служит осуществление предусмотренных ст. 132 ГК прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, составляет задачу шестой сферы коллективного управления.
Следует особо подчеркнуть, что государственная аккредитация на осуществление каждой из перечисленных сфер коллективного управления может быть получена только одной управляющей организацией. Вместе с тем любая из управляющих организаций может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности не только в одной, но и в двух и более из указанных в п. 1 ст. 1244 ГК сфер коллективного управления. Более того, по отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, в частности Законом о защите конкуренции.
Пункт 3 ст. 1244 ГК регламентирует круг правообладателей, управлением прав которых занимается организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию, т.е. аккредитованная организация. Прежде всего такая организация управляет правами правообладателей, заключивших с ней договор о передаче полномочий в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242. Наряду с этим аккредитованная организация вправе осуществлять управление и сбор вознаграждения для правообладателей, с которыми она не заключила договоры о передаче полномочий по управлению правами.
Наряду с аккредитованными организациями договоры с пользователями во всех сферах коллективного управления, в том числе в рассмотренных ранее шести сферах данного управления, могут заключать другие организации по управлению правами на коллективной основе. Однако, в отличие от аккредитованных организаций, эти организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами. Такие договоры о передаче полномочий заключаются в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК.
Возможность пользования услугами аккредитованной организации является правом, но не обязанностью правообладателя, не заключившего с этой организацией договора о передаче полномочий по уравнению правами. Вследствие этого правообладателю предоставлено право в любой момент полностью или частично отказаться от управления его правами данной организацией. Отказ осуществляется путем письменного уведомления правообладателем о своем решении аккредитованной организации. ОГЛАВЛЕНИЕ уведомления должно отражать характер решения правообладателя. В частности, если правообладатель намерен отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей в уведомлении перечень подобных исключительных прав и (или) объектов.
На исключение аккредитованной организацией указанным правообладателем прав и (или) объектов из договоров со всеми пользователями аккредитованной организации отведено три месяца, исчисляемых со дня получения ею от правообладателя соответствующего уведомления. При этом аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей по ранее заключенным договорам и представить необходимый отчет.
На аккредитованную организацию закон возлагает, исходя из функций такой организации, обязанность по принятию всех разумных и достаточных мер по установлению правообладателей, имеющих право на вознаграждение в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Более того, по общему правилу правообладатель, имеющий право на получение вознаграждения в соответствии с указанными договорами, вправе претендовать на вступление в члены аккредитованной организации. Аккредитованная организация может отказать ему в приеме, только если подобный отказ установлен законом.
Закон предусматривает осуществление государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций. Контроль осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Аккредитованные организации обязаны ежегодно представлять в этот орган отчет о своей деятельности и публиковать отчет в каком-либо общероссийском СМИ. Установление формы отчета возложено на указанный уполномоченный орган исполнительной власти. Никакой ответственности за непредоставление отчета и его опубликование в ст. 1244 ГК не предусмотрено.
Определение порядка утверждения типового устава аккредитованной организации возложено на Правительство РФ. Исходя из правовой природы и назначения типового устава, следует полагать, что на его основе каждая из аккредитованных организаций будет утверждать свой собственный устав, отражающий особенности ее деятельности по управлению на коллективной основе правами в своей сфере управления.