Управление государственным долгом как элемент финансовой политики
Наличие долга предполагает активное управление им. Под управлением долгом в широком смысле слова понимается совокупность действий государств по мониторингу устойчивости долга, обслуживанию долга (выплата доходов по ним, погашение долга полностью или частично согласно плану), выпуску и размещению новых займов, поддержанию вторичного рынка долговых обязательств, регулированию рынка государственного долга.
В рамках управления долгом большое значение имеет формирование устойчивости государственного долга. Для ее оценки важны изучение прозрачности отчетности государственного сектора и влияния уязвимых факторов на государственный долг. Мандат на выполнение этих задач министры финансов и управляющие центральными банками ведущих стран передали МВФ и Всемирному банку. Глобальный мониторинг осуществляется также и в форме предоставления страновых рейтингов международными рейтинговыми агентствами, обладающими устойчиво высокой репутацией независимых и объективных оценщиков.
Россия, как и еще более 100 государств мира, имеет рейтинги от трех ведущих международных рейтинговых агентств (Fitch Ratings Ltd., Moody's Investors Service и Standard & Poor's, S&P) одновременно. Рейтинги России таковы: ВВВ со стабильным прогнозом от Fitch, Baal со стабильным прогнозом от Moody's и ВВВ со стабильным прогнозом от S&P. Это рейтинги инвестиционного уровня, позитивно оценивающие платежеспособность страны. Наличие инвестиционного рейтинга укрепляет статус страны как суверенного заемщика, расширяет базу инвесторов. В отличие от других стран, в последние годы рейтинги России не пересматривались в сторону ухудшения.
Следует отметить, что долговая нагрузка и уровень кредитного рейтинга необязательно прямо коррелируют друг с другом. Например, страны с высоким уровнем долга (Япония, США) имеют одновременно и высокие рейтинги кредитоспособности класса А: Япония от Fitch, Moody's и S&P –рейтинги А+, АаЗ, АА; США – рейтинги AAA, Ааа, АА+ соответственно. В то же время Мексика, ЮАР, Турция с относительно невысоким долгом (36–43% ВВП) имеют рейтинги класса В. Очевидно, что речь идет о способности обслуживать долг, о долгосрочной долговой устойчивости.
С этой точки зрения долговая устойчивость России остается вне опасности. На это указывает расчет определенных показателей долговой устойчивости и ее сопоставление с критериальными значениями. Как видно из табл. 7.11, Россия соответствует всем критериям, причем с большим запасом.
Таблица 7.11. Показатели долговой устойчивости РФ (бюджетная позиция)
Показатели, % |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Пороговое значение |
Отношение государственного долга РФ к ВВП |
11,8 |
13,1 |
13,7 |
13,4 |
25 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга РФ в общем объеме расходов федерального бюджета |
2,6 |
3,2 |
3,4 |
3,3 |
10 |
Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга РФ к доходам федерального бюджета |
7,9 |
9,9 |
7,1 |
9,3 |
10 |
Отношение государственного долга РФ к доходам федерального бюджета |
56,2 |
68,0 |
72,1 |
71,4 |
100 |
Отношение государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг |
11,5 |
13,2 |
14,8 |
15,4 |
220 |
Отношение расходов на обслуживание государственного внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
25 |
Уровень расходов на обслуживание государственного и муниципального долга составляет 1,9–2,1% к расходам всей бюджетной системы (включая региональные, местные бюджеты и бюджеты внебюджетных фондов). Расходы на обслуживание долга в 2014–2016 гг. составляют 0,7% к ВВП. Основная нагрузка ложится на обслуживание внутреннего долга (табл. 7.12).
Таблица 7.12. Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации, млрд руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Обслуживание государственного и муниципального долга, всего В том числе: |
383,3 |
444,8 |
540,8 |
628,0 |
Обслуживание государственного внутреннего долга РФ |
308,6 |
360,1 |
443,7 |
525,5 |
Обслуживание государственного внешнего долга РФ |
74,7 |
84,8 |
97,1 |
102,5 |
Целевым ориентиром в обслуживании в относительном выражении является снижение стоимости государственных заимствований до уровня, превышающего инфляцию не более чем на 1,5 процентных пункта.
Под контролем находятся валовые финансовые потребности (сумма дефицита бюджета и текущих выплат по государственному долгу), которые в 2013–2014 гг. МВФ оценивает в 1,6– 2,1% ВВП. Это невысокий по мировым меркам уровень.
Внешняя долговая позиция России также является устойчивой как в ретроспективе, так и на будущее (табл. 7.13).
Текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Это необходимо для готовности к возможному ухудшению долговой устойчивости, что возможно при сильном падении цены на нефть и, как следствие, выпадении доходов, росте бюджетного дефицита и исчерпании средств Резервного фонда. Это приведет к необходимости использования дополнительных источников финансирования – средств Фонда национального благосостояния, поступлений от приватизации и повышения налогов. Новые заимствования при неблагоприятном сценарии будут достаточно дорогими.
Особого внимания требуют и внешние долговые обязательства корпоративного сектора. В последние годы совокупный (государственный и корпоративный) внешний долг страны не покрывается международными валютными резервами, что видно из рис. 7.15. На середину 2013 г. совокупный долг составил 703,9 млрд долл., или 30% ВВП, а международные резервы – 513,8 млрд долл.
Рис. 7.15. Международные валютные резервы и внешний долг РФ, % ВВП
В мировой практике накоплено множество различных методов и моделей регулирования долга, среди них следующие.
Рефинансирование – погашение старых государственных долговых обязательств за счет средств, полученных от выпуска новых займов. Как правило, происходит обмен краткосрочных старых, теряющих ликвидность выпусков гособлигаций (off the-run), на новые долгосрочные выпуски (on-the-run). Успешно пройденное рефинансирование базируется на доверии инвесторов к государственным бумагам, считающимися, как правило, эталоном надежности и ликвидности.
Конверсия, или обмен облигаций по регрессивному соотношению, – изменение первоначальных условий государственных займов, чаще всего изменение их доходности. Чаще всего продлеваются сроки погашения займов с одновременным снижением процентной ставки по бумагам в целях снижения трансакционных издержек по обслуживанию долга и экономии бюджетных средств.
При принудительной конверсии кредитора обязывают к обмену облигаций старого займа на облигации нового займа с пониженной процентной ставкой. Добровольная конверсия предполагает выбор кредитора между согласием с новыми условиями и погашением займа.
В условиях возрастающей волатильности конверсия реализуется в виде выпуска облигаций с плавающей ставкой в зависимости от значимого макроиндикатора, например индекса
Таблица 7.13. Показатели внешней долговой устойчивости РФ
На конец периода |
Кт Внешний долг / ВВП, %[1] |
Кт Внешний долг / ЭТУ, %[2] |
Кт Платежи по внешнему долгу / ВВП, %[3] |
Кт Платежи по внешнему долгу / ЭТУ, %[4] |
Кт ЗВР/ платежи по внешнему долгу, %[5] |
Внешний долг на душу населения, долл. США |
2008 г. |
29 |
92 |
9 |
29 |
281 |
3386 |
2009 г. |
38 |
135 |
11 |
38 |
333 |
3292 |
2010 г. |
33 |
110 |
9 |
29 |
372 |
3419 |
2011 г. |
29 |
94 |
8 |
25 |
341 |
3779 |
2012 г. сентябрь |
31 |
100 |
8 |
26 |
339 |
4151 |
Критерии МВФ (Степень риска: "низкая – средняя – высокая") |
30 – 40 – 50 |
100 – 150 – 200 |
– |
15 – 20 – 25 |
– |
– |
Критерии Счетной палаты |
50 |
130 – 220 |
20 |
25 |
Не менее 100 |
– |
инфляции, ставки рефинансирования Центрального банка, доходности эталонных государственных бумаг.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один путем обмена облигаций ранее выпущенных займов по регрессивному соотношению на облигации новых займов. Регрессивное соотношение означает установление меньшего номинала для новой облигации. При этом возможно и изменение доходности займов. Принудительная унификация в виде обмена с регрессией – частый спутник денежных реформ; пример – реформа 1947 г. в СССР.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов. Чаще практикуется увеличение срока погашения облигаций, например, с целью экономии эмиссионных издержек при альтернативных новых эмиссиях. При увеличении срока обращения осуществляется перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее, а долг из краткосрочного превращается в долгосрочный или бессрочный. Чаще всего консолидация проводится одновременно с унификацией займов, в результате чего образуется консолидированный, или фундированный, долг. Это долгосрочный государственный долг, образовавшийся в результате консолидации краткосрочного и среднесрочного долга. Консолидация в виде сокращения срока действия облигаций может предусматривать компенсации для инвесторов.
Отсрочка погашения займа означает передвижение сроков погашения на будущие периоды. В этом она сходна с консолидацией. Однако отличие от консолидации в том, что, как правило, прекращаются и выплаты доходов. Отсрочка обычно является сигналом финансовой неустойчивости государства как должника. Однако кредиторы зачастую вынуждены согласиться на условия отсрочки. Из современной мировой практики можно привести пример Греции, Кипра.
Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения.
Аннулирование государственного долга, или дефолт, – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам. По сути, это признак финансовой несостоятельности и недееспособности страны как суверенного заемщика. Это экстраординарный наряду с отсрочкой метод урегулирования долга. Он ведет к серьезным репутационным потерям страны-заемщика. Аннулирование государственного долга в ряде случаев является спутником радикальной смены политической власти, например, аннулирование долга царского и Временного правительств России с 1 декабря 1917 г.
Все эти методы в той или иной степени используются в российской практике. К примеру, основная часть задолженности РФ перед Лондонским клубом кредиторов (24 млрд долл. из 32 млрд долл.) в 1996 г. была успешно реструктуризирована путем переоформления в синдицированный кредит сроком на 25 лет, под который были выпущены еврооблигации с 7-летним льготным периодом.