Управление финансами на региональном (субфедеральном и местном) уровне

Система органов государственной исполнительной власти в регионах и на местах, непосредственно управляющих финансами, устанавливается субъектами самостоятельно и в соответствии с Конституцией России. Управление финансами в регионе построено по таким же принципам, как и на уровне федеральных финансов. Оно затрагивает вопросы функционирования бюджетной системы, региональных и местных налогов, финансовой политики, государственной поддержки хозяйствующих субъектов регионов, региональные и муниципальные заимствования. По Бюджетному кодексу РФ (п. 6 и 7 ст. 151) субъекты Федерации в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта. Аналогично муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством России.

Управление финансами на уровне предприятий

Управление финансами в других институциональных секторах (в промышленном и финансовом) организуется различными субъектами. Это могут быть финансовые службы, отделы, дирекции, управления, центры финансовой и бюджетной ответственности, департаменты, дивизионы, иные финансовые подразделения, создаваемые как на уровне отраслевых министерств и ведомств, так и на уровне предприятий. Их функции, задачи и компетенции зависят от специфики объекта управления, характера формирования и использования финансовых ресурсов, особенностей получения доходов, расходов, денежных потоков, налогообложения и прочих условий их деятельности.

Задача финансовых служб – обеспечение бизнеса организации финансовыми ресурсами, их эффективное использование с целью максимизации благосостояния собственников, эффективное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) – денежные расчеты с поставщиками и потребителями, отношения с коммерческими и инвестиционными банками, брокерами, биржами, страховыми компаниями, государством, стратегическими инвесторами и пр. Финансовый аппарат предприятий разных отраслей работает в тесном взаимодействии с государством – подразделениями Министерства финансов и его службами в отношении уплаты налогов, получения финансирования, оплаты госзаказов. В компетенцию финансового менеджмента входят финансовое стратегическое и оперативное планирование, бюджетирование, организация внутреннего финансового контроля, управление финансовыми рисками.

В некоммерческих и бюджетных организациях управление финансами имеет свои особенности. В частности, типичным является более узкое по составу финансирование, которое нередко ограничивается бюджетными источниками. Это определяет специфику финансового планирования, бо́льшую регламентацию, более тесное взаимодействие с министерствами и ведомствами, органами государственного управления.

Существенную специфику имеет применение термина "управление финансами" в отношении сектора домашних хозяйств. Персональные финансы не являются строго институциализированными. Само получение доходов и бонусов в виде вознаграждения за труд по основной занятости, безусловно, регламентируется отношениями с работодателем. То же касается и других выплат, часто регулируемых государством (пенсий, пособий, субсидий). Здесь термин "управление" с точки зрения человека как субъекта условен. Каждая домашняя ячейка нерегламентированно и свободно распоряжается этими доходами, направляя их на потребление и накопление в индивидуально определяемых пропорциях. Наибольшей свободой обладает человек, выходя на финансовый рынок, являясь и кредитором, и заемщиком (получение ссуды, размещение на депозиты, получение процентов, покупка акций и облигаций, получение дивидендов и пр.). Эти процессы будут рассмотрены более подробно в гл. 9 "Финансы домашних хозяйств". Таким образом, ОГЛАВЛЕНИЕ термина "управление" в домашних хозяйствах имеет индивидуальные и неповторимые очертания.

Совершенствование управления финансами

Изменение экономической ситуации диктует необходимость коррекции структуры управления финансами – и по форме, и по содержанию. Так, после кризиса 2008 г. во всем мире актуализировалось создание новых управленческих структур для управления финансовыми рисками и поддержания стабильности. В США – это Совет по контролю за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council), Бюро по финансовой защите потребителя (Bureau of Consumer Financial Protection), в Евросоюзе – Европейский стабилизационный механизм (ESM), Единый надзорный механизм (Single Supervisory Mechanism, SSM) в банковской системе. В России создан Национальный совет по обеспечению финансовой стабильности (СФС)[1]. Задачи Совета – мониторинг ситуации на различных финансовых рынках, реализация мер для предотвращения их перегрева, контроль накопления рисков системообразующими финансовыми институтами, что позволит обеспечить согласованные действия государственных институтов по сохранению стабильности финансовой системы.

Дебатируется создание в стране Росфинагентства – специализированного агентства в виде ОАО с учредителем в лице правительства. Оно могло бы управлять средствами суверенных фондов. Однако в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию о бюджетной политике в 2014–2016 гг. говорится о преждевременности реализации этой идеи и поиске альтернативных механизмов повышения эффективности управления средствами суверенных фондов.

Главным изменением в структуре управления финансами является создание интегрированного финансового регулятора (мегарегулятора) – единого органа надзора, контроля и модерирования всех звеньев финансового рынка, включая банковский сегмент. Он создан под эгидой Центрального банка РФ.