Управление деятельностью организации и ее результативность
Управление любой организацией должно строиться с учетом принципа максимальной эффективности ее деятельности. Самым общим образом пол мерой эффективности можно понимать степень достижения цели, соотнесенную с затратами. Таким образом, формулируя перед организацией ту или иную цель, необходимо всегда учитывать, какова ее возможная "цена", которая измеряется временными, материальными, трудовыми, финансовыми и другими затратами. Это давным-давно было хорошо отражено в известной русской поговорке: "За морем телушка – полушка, да рубль перевоз".
Достижение какой-либо цели само по себе не свидетельствует об эффективности деятельности. Со школьных лет из курса истории Древнего мира всем нам известен Пирр, царь небольшого государства на Балканском полуострове, который одержал несколько побед в войне с римлянами. Однако его войско понесло такие потери, что Пирр воскликнул: "Еще одна такая победа, и я останусь без войска!" Отсюда пошло выражение "пиррова победа", которое означает победу, равносильную поражению.
В связи со сказанным нельзя не вспомнить памятный многим людям старшего поколения лозунг эпохи сталинизма в СССР "План – любой ценой". Он претворялся в жизнь в масштабе всей страны, невзирая на затраты. Хотя отдельные позитивные результаты при этом достигались, система в целом при таком принципе хозяйствования не могла быть эффективной.
Любая организация неразрывно связана с обществом. Поэтому, как правило, результативность той или иной легальной организации является составляющей результативности общества в целом.
Поскольку данная книга посвящена психологическим аспектам деятельности организаций, далее мы будем говорить об их результативности, имея в виду, что оценка организационной (трудовой) эффективности относится целиком к проблемам экономической науки.
Исходя из сказанного выше, подчеркнем, что решение задач управления деятельностью организаций включает в себя прежде всего формулирование целей. Отметим, что определение целей организации – задача, которая может показаться простой лишь на первый взгляд. Если говорить о производственных организациях (например, заводах, строительных предприятиях), то их целью, несомненно, является прибыль, которая получается в итоге сбыта произведенной продукции за вычетом необходимых затрат (на амортизацию оборудования, заработную плату и т.д.). Еще точнее можно определить основную цель как максимизацию прибыли. Однако в некоторые периоды, когда экономическая и (или) политическая обстановка оказываются для такой организации крайне неблагоприятными, на первое место выходят цели ее выживания. Возможна также ситуация, когда владельцы предприятия, осуществляя его модернизацию, могут сознательно пойти на вынужденное снижение выпуска продукции и, соответственно, уменьшение прибыли с тем, чтобы затем сделать решительный рывок вперед.
Трудности определения целей той или иной организации порождают проблемы, связанные с определением показателей ее результативности. Сравнительно легко оценить результативность организации, когда она имеет конечную, ясно определенную цель, например построение морского порта или железнодорожной магистрали. Если же достижение цели организации является непрерывным (получение прибыли), то измерение ее результативности становится более трудной задачей. Величина прибыли нередко колеблется месяц от месяца и год от года, она может даже отсутствовать в течение какого-либо периода. Как оценить при этом деятельность организации? Порой рекомендуется следующий подход: величина ее прибыли сравнивается с размером прибыли другой, подобной организации за тот же самый период.
Оценка результативности организаций может быть сложной задачей еще и потому, что многие из них имеют не одну, а две (или даже более) основные цели. Возьмем, например, университеты, сочетающие обучение с научно-исследовательской работой. Другой пример – медицинские клиники, осуществляющие не только лечебную, но также научную и учебную деятельность.
Для организаций, имеющих несколько целей, характерны конфликты определенного типа. Различные цели проявляются в требованиях, несовместимых друг с другом в рамках одной организации. Таков, например, конфликт при решении вопроса о распределении финансовых средств, времени и усилий, которые должны быть направлены на реализацию каждой из этих целей. Установление определенных приоритетов при определении сравнительной важности различных целей позволяет минимизировать последствия таких конфликтов, но не снимает проблемы полностью.
Имеется также опасность, что какая-либо цель может почти полностью подчинить себе другую – из числа более первостепенных. В общем, организациям, имеющим несколько целей, присущи специфические деформации, что не исключает их высокой результативности по отдельным параметрам во многих случаях.