Лекция 17. Управление дебиторской задолженностью
Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью.
Финансовый анализ деятельности предприятия-поставщика.
Разработка кредитной политики организации.
Принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности.
Изменение кредитной политики организации.
Контроль за дебиторской задолженностью
Сущность и основные этапы управления дебиторской задолженностью
Значение квалифицированного управления дебиторской задолженностью в условиях рыночной экономики велико. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности ведет к платежному кризису. Схема развития кризиса в рыночной экономике проста: рост задолженности по коммерческому кредиту ведет к увеличению спроса на краткосрочные ссуды и сокращению их предложения; росту стоимости краткосрочных кредитов. Для уплаты долгов предприятия превращают высоколиквидные активы в денежные средства и погашают долги, в противном случае это может привести к банкротству. В результате одни предприятия разоряются, другие улучшают свое финансовое положение. Это обычный рыночный механизм саморегулирования. В России этот механизм также действует.
Сущность любого процесса управления заключается в целенаправленном воздействии субъекта на объект управления. Объектом управления является дебиторская задолженность, субъектом управления – финансовый менеджер. Дебиторская задолженность – это элемент оборотного капитала. Дебиторской задолженностью называется задолженность организаций и отдельных лиц предприятию. Увеличение дебиторской задолженности означает отвлечение средств из оборота.
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по различным критериям. По причинам образования дебиторская задолженность делится на оправданную и неоправданную. Оправданная дебиторская задолженность связана с нормальными сроками документооборота. К оправданной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца. Неоправданная дебиторская задолженность – это просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д. Существует еще безнадежная дебиторская задолженность – это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.
По статьям бухгалтерского баланса дебиторская задолженность делится на следующие виды:
– покупатели и заказчики;
– векселя к получению;
– задолженность дочерних и зависимых обществ;
– авансы выданные;
– прочие дебиторы.
У большинства предприятий в общей сумме дебиторской задолженности наибольший удельный вес занимают расчеты за товары, работы и услуги, т.е. счета к получению.
В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность делится по срокам ее образования на две группы:
– дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты – краткосрочная дебиторская задолженность;
– дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 мес. после отчетной даты – долгосрочная задолженность.
Величина дебиторской задолженности определяется многими факторами. Их можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние факторы:
– состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры дебиторской задолженности);
– состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту дебиторской задолженности);
– эффективность денежно-кредитной политики Банка России (ограничение эмиссии вызывает "денежный голод" и затрудняет расчеты);
– уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма);
– вид продукции (если это сезонная продукция, то дебиторская задолженность возрастает);
– емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с реализацией).
Внутренние факторы:
– кредитная политика предприятия (неправильное установление сроков и условий предоставления кредитов, непредставление скидки при досрочной оплате счетов, неверно установленные критерии кредитоспособности, ошибки в определении платежеспособности клиентов, неучтенные риски могут привести к резкому росту дебиторской задолженности);
– виды расчетов, используемых предприятиями (использование видов расчетов, гарантирующих платеж, сокращает размеры дебиторской задолженности);
– состояние контроля за дебиторской задолженностью;
– профессионализм финансового менеджера, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;
– другие факторы.
Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно. Внутренние факторы зависят от самого предприятия – от того, насколько финансовый менеджер владеет искусством управления дебиторской задолженностью.
Величина дебиторской задолженности определяется двумя факторами:
– объемом реализации в кредит (общую выручку от реализации товаров и услуг следует разделить на две части – выручку от продажи за наличные и выручку от продажи в кредит, деление это можно произвести но фактическим данным за предыдущие периоды времени);
– средним промежутком времени между реализацией товаров и получением выручки.
Что касается формы дебиторской задолженности, то чаще всего это кредит, предоставляемый по открытому счету. В этом случае единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары или услуги, является запись в бухгалтерских книгах и счет, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления сделки предоставления коммерческого кредита путем выписки векселя – обычного или переводного (акцептованного) либо выставления покупателем аккредитива.
Основные задачи управления дебиторской задолженностью:
– содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита;
– рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж;
– повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей;
– определение степени риска неплатежеспособности покупателей;
– расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам;
– предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Процесс управления дебиторской задолженностью может быть представлен в виде алгоритма (рис. 17.1). Управление дебиторской задолженностью состоит из нескольких этапов.
I этап. Финансовый анализ деятельности предприятия – поставщика.
II этап. Выработка кредитной политики предприятия.
III этап. Принятие решения о предоставлении кредита, страхование дебиторской задолженности.
IV этап. Изменение кредитной политики предприятия.
V этап. Контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю; составление картотеки дебиторов.
VI этап. Контроль за финансовым положением дебитора.
VII этап. При непогашении долга или его части – установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга.
VIII этап. Обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности.
IX этап. Возбуждение дела о банкротстве.
X этап. Компенсация убытков из фонда компенсации безнадежных долгов.