Управление Банком России
Управление Банком России регулируется гл. 3 Закона о Банке России – "Национальный банковский совет и органы управления Банком России". Согласно данной главе Закона Национальный банковский совет является коллегиальным органом Банка России. Однако он не является органом управления Банка России. К органам управления Банка России указанный Закон относит Председателя Банка России (ст. 14, 20) и Совет директоров Банка России (ст. 15–19).
Национальный банковский совет
Характеристика роли Национального банковского совета в деятельности Банка России заслуживает особого внимания.
Впервые такой орган, как Национальный банковский совет, был создан в 1996 г. на основании Закона о Банке России. Статьи, регулирующие порядок его создания и деятельности, были помещены законодателем в главу Закона, регулирующую взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, тем самым Национальный банковский совет дистанцировался от органов управления Банка России. Тем не менее, Национальный банковский совет был обозначен в Законе как орган, действующий при Банке России. Представительство органов государственной власти в Национальном банковском совете (восемь человек) предусматривалось меньшее, чем в настоящее время, но Закон предусматривал включение в состав Национального банковского совета, состоящего из 15 человек, также и представителей кредитных организаций и экспертов общим числом до шести человек, которые должны были назначаться Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
В настоящее время численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое – Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое – Президентом РФ, трое – Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Таким образом, все члены Национального банковского совета являются представителями государственных органов власти. Эта характеристика условно может быть отнесена и к Председателю Банка России, который назначается на свою должность Государственной думой по представлению Президента РФ.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.
Председатель Национального банковского совета избирается членами Национального банковского совета из их числа большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета. В течение всего времени существования Национального банковского совета его председателем, как правило, избирался либо Председатель Банка России, либо министр финансов РФ. Начиная с 2003 г. Председателем Национального банковского совета избирается министр финансов РФ.
Председатель Национального банковского совета осуществляет общее руководство его деятельностью, председательствует на его заседаниях. В случае отсутствия Председателя Национального банковского совета его функции выполняет заместитель, избираемый из числа членов Национального банковского совета большинством голосов от общего числа членов Национального банковского совета.
Порядок работы Национального банковского совета регулируется Законом о Банке России и Положением о Национальном банковском совете при Банке России. Некоторые положения данного документа, регулирующие порядок деятельности Национального банковского совета, впоследствии были включены законодателем в Закон о Банке России. Указанное Положение действует в части, не противоречащей Закону.
Национальный банковский совет заседает не реже одного раза в квартал. Заседания Национального банковского совета назначаются Председателем Национального банковского совета либо, в случае отсутствия Председателя Национального банковского совета, его заместителем, а также по требованию Председателя Банка России или не менее трех членов Национального банковского совета.
Кворумом для проведения заседаний Национального банковского совета является простое большинство (в данном случае – семь человек). Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании Национального банковского совета является решающим.
Изначально Законом о Банке России (в ред. Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ) на Национальный банковский совет были возложены функции только общегосударственного характера (внешние), не затрагивающие деятельность самого Банка России, в том числе:
– рассмотрение концепции совершенствования банковской системы РФ;
– рассмотрение проектов основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля, подготовка заключений по ним и анализ итогов их выполнения;
– экспертиза проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;
– рассмотрение наиболее важных вопросов регулирования деятельности кредитных организаций;
– участие в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.
Впоследствии в Законе о Банке России (в ред. 2002 г.) статьи, регулирующие порядок создания и деятельности Национального банковского совета, были объединены в одну главу со статьями, регулирующими деятельность органов управления Банка России, а из прежних функций Национального банковского совета в Законе, как следует из ст. 13, остались следующие функции:
– рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
– рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Остальные вопросы, касающиеся банковской системы, Национальный банковский совет стал рассматривать опосредованно путем ежеквартального рассмотрения информации Совета директоров Банка России по вопросам банковской системы.
При этом общий круг функций Национального банковского совета Законом о Банке России был значительно расширен за счет функций, направленных на рассмотрение вопросов, касающихся деятельности самого Банка России.
Вопросы компетенции Национального банковского совета, указанные в ст. 13 Закона о Банке России, условно могут быть подразделены на следующие направления:
1) вопросы государственной денежно-кредитной политики:
– рассмотрение проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
– ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по вопросам деятельности Банка России в области:
реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
реализации политики валютного регулирования и валютного контроля;
2) вопросы банковской системы РФ:
– рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ;
– ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России в области:
банковского регулирования и банковского надзора;
организации системы расчетов в Российской Федерации;
подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела;
3) вопросы контроля расходов Банка России:
– утверждение по предложению Совета директоров Банка России порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли Банка России, остающейся в распоряжении Банка России;
– утверждение на основе предложений Совета директоров Банка России общего объема расходов и Банка России на очередной год:
на ОГЛАВЛЕНИЕ служащих Банка России;
на пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование служащих Банка России;
капитальные вложения;
прочие административно-хозяйственные расходы;
– утверждение на основе предложений Совета директоров Банка России дополнительных расходов на вышеуказанные цели;
– утверждение по предложению Совета директоров Банка России отчета о расходах Банка России на вышеуказанные цели;
– ежеквартальное рассмотрение информации Совета директоров Банка России по исполнению сметы расходов Банка России;
4) вопросы отчетности деятельности Банка России:
– утверждение по предложению Совета директоров правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
– назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
– определение аудиторской организации – аудитора годовой финансовой отчетности Банка России;
– рассмотрение годового отчета Банка России;
5) иные вопросы организации деятельности Банка России:
– внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
– решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций.
Таким образом, Национальный банковский совет как коллегиальный орган Банка России, с одной стороны, обеспечивает взаимодействие Банка России с органами государственной власти, с другой – решает многие вопросы деятельности Банка России, в том числе осуществляет контроль его финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая прозрачность доходов и расходов Банка России. Учитывая возможность получения Банком России прибыли от проводимых им операций и тот факт, что после уплаты налогов и перечисления в федеральный бюджет 75% прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, оставшаяся часть прибыли Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды Банка России различного назначения. Данная функция Национального банковского совета носит важный характер.
Очевидно, несмотря на то что формально Национальный банковский совет не относится к органам управления Банком России, по характеру своих функций он может быть сравним с таким органом управления акционерных обществ, предусмотренным Законом об АО, как совет директоров (наблюдательный совет), функции которого в АО по своей сути сопоставимы с функциями Национального банковского совета в Банке России.