Управленческий учет как информационная система
Управление современным бизнесом, который характеризуется наличием дорогостоящих технологий, сложными организационными структурами, глобализацией экономики, превратилось в сложный процесс, требующий от руководителей глубоких знаний, серьезных навыков и недюжинных организаторских способностей. Процесс управления представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций – планирования, организации, мотивации и контроля. Для успешного осуществления указанных функций необходима адекватная информационная поддержка, поэтому организации создают управленческие информационные системы, составной частью которых является система управленческого учета.
Планирование – одна из важнейших функций управления, предшествующая выполнению всех других функций. Именно на стадии планирования формулируются цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определяются необходимые для этого средства. Компания должна оценить свои сильные и слабые стороны, состояние институциональной среды. Бухгалтерский учет и планирование тесно связаны между собой – учетные данные принимаются в качестве базы для планирования. Еще в советской, а сейчас и в российской практике методология планирования и методология бухгалтерского учета на предприятии достаточно увязаны между собой. Так, в 1970 г. были разработаны Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утверждены Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20 июля 1970 г.), издаются отраслевые инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Классификации затрат, приведенные в данных инструкциях, применяются как в планировании, так и в учете. Более того, в соответствии с международной практикой сметное планирование или бюджетирование является одним из направлений управленческого учета.
Организация как функция управления представляет собой вид деятельности людей, направленный на создание собственно управленческой структуры фирмы. Если во время планирования устанавливаются цели фирмы, то функция организации должна создать условия для их достижения. Для обеспечения эффективности организационной структуры фирмы необходимо чтобы все, кто принимает решения на каждом уровне управления, были всегда осведомлены о той организационной политике, в рамках которой они должны строить свою деятельность и с помощью которой эта деятельность должна координироваться. Этот критерий требует построения внутрифирменной системы с соответствующей обратной связью. Организационная структура должна быть построена так, чтобы обеспечить как вертикальные, так и горизонтальные каналы взаимного понимания между высшими руководителями и работниками низшего звена.
В организационной структуре управления фирмой важное место занимает бухгалтерская служба, которая непосредственно занимается организацией учетного процесса (в том числе управленческого учета как его органической составляющей). При учреждении бухгалтерской службы руководитель должен создать условия для надлежащей организации учетного процесса. Это предполагает прежде всего выявление особенностей предприятия, его организационной структуры, взаимосвязи отдельных подразделений, их территориального местоположения и т.п. Учет – это весьма сложный процесс, состоящий из четырех основных видов (стадий) работ: первичный учет, текущий учет, итоговый учет и использование учетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации. Каждая стадия подразделяется на фазы, а фазы – на отдельные учетные операции, которые представляют собой определенные действия с данными или информацией с целью получения учетных показателей, как итоговых, так и промежуточных.
На первой стадии (первичный учет) осуществляются текущее наблюдение, сбор, измерение и регистрация хозяйственных операций. Эти составляющие учетного процесса тесно связаны друг с другом и в совокупности представляют собой документирование операций. Документы являются письменным доказательством действительного осуществления хозяйственных операций и права на их совершение. Поэтому обязательным условием правильной постановки учетного процесса является оформление документами каждой хозяйственной операции. Данные первичных документов являются основой учетного процесса, связывая воедино все его стадии. От качества документов зависит качество всего учетного процесса.
На второй стадии учетного процесса (текущий учет) содержащаяся в первичных документах информация обрабатывается в соответствующих учетных регистрах. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных носителях. Записи в учетные регистры зависят от применяемой формы учета. Форма бухгалтерского учета – это определенная система построения и сочетания учетных регистров, последовательности и способов записей в них. Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются вместе с совершенствованием техники и организации учета. Наиболее широко применяемыми в российской учетной практике в настоящее время являются журнально-ордерная, автоматизированная и упрощенная для субъектов малого предпринимательства формы учета.
На третьей стадии учетного процесса итоговая информация по данным синтетического и аналитического учета из учетных регистров переносится в формы бухгалтерской отчетности. В соответствии с Законом о бухучете бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерскую отчетность можно подразделить на индивидуальную бухгалтерскую отчетность, консолидированную финансовую отчетность и управленческую отчетность.
Наконец, четвертой стадией учетного процесса является использование учетной информации в анализе финансово-хозяйственной деятельности организации. Так, для подготовки пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности бухгалтерской службе необходимо выполнить серьезный анализ деятельности организации. Необходимо раскрыть динамику важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет, планируемое развитие организации, предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения, политику в отношении заемных средств, управления рисками и др. Дополнительная информация при необходимости может быть представлена в виде аналитических таблиц, графиков и диаграмм.
Технология любого информационного процесса, а учетный процесс представляет собой его разновидность, содержит такие элементы, как характеристика данных, носители данных и информации, движение носителей и обеспечение процесса. Эти элементы образуют объекты организации учетного процесса, причем независимо от техники учета, ведется ли учет вручную, с применением компьютерных технологий или комбинированным способом. Таким образом, объектами организации учетного процесса являются учетные номенклатуры (характеристика данных), документы (носители данных и информации), документооборот и документопотоки (движение носителей), техническая оснащенность (обеспечение процесса).
Исходным объектом организации учетного процесса является учетная номенклатура. В бухгалтерском учете под учетной номенклатурой понимают перечень названий фактов хозяйственной деятельности, которые обычно представляют собой характеристики состояния объектов бухгалтерского учета. Состав объектов бухгалтерского учета определяется на каждой стадии учетного процесса и зависит от особенностей финансово-хозяйственной деятельности и требований управления каждым предприятием. Учитывая многообразие и значительный объем объектов формирования учетных номенклатур, их отбор обычно проводят в разрезе разделов бухгалтерского учета (учет материалов, денежных средств, готовой продукции и т.д.), в разрезе хозяйственных операций (поступление, перемещение, выбытие и т.п.). Наличие перечня учетных номенклатур дает возможность определять объем учетных работ и выбирать наиболее подходящие носители учетных данных.
После формирования перечня учетных номенклатур выбирают носители учетных данных и информации. Вся бухгалтерская информация (количественные и качественные характеристики хозяйственных фактов) сначала отражается в регламентированных законодательно документах – носителях данных. Далее хозяйственные факты из первичных документов переносятся и накапливаются в учетных регистрах, которые также становятся носителями учетных данных (информации). Кроме учетных регистров на данной стадии составляются различного рода расчетные таблицы (например, расчет распределения цеховых расходов), бухгалтерские справки (например, по исправлению ошибок). Все они также несут учетную информацию. По мере того, как осуществляется перенос данных из учетных регистров в отчетные формы, последние оказываются носителями учетной информации. Анализ учетной информации, содержащейся в отчетных формах, помещается в различные аналитические материалы (сводки, обзоры и т.д.), являющиеся важными носителями учетной информации. Таким образом, каждой стадии учетного процесса соответствует свой носитель данных.
Формирование учетных показателей требует, чтобы в учетном процессе присутствовала упорядоченная система движения носителей учетных данных (информации), называемая документооборотом. В учетном процессе на современном предприятии первичные документы уже редко перемещаются в одиночку. Применение современных информационных технологий позволяет перемещать массивы документов, что превращает документооборот в доку- ментопотоки. В учетном процессе циркулируют не только первичные документы, но и учетные регистры, и отчетные формы. В итоге документы поступают в архив, где должны обеспечиваться их сохранность и быстрота нахождения. Поэтому организация документооборота охватывает время от получения документов или начала их составления до сдачи в архив после обработки и систематизации.
Техническая оснащенность как один из объектов организации учетного процесса на современном предприятии представляет исключительную важность. В настоящее время на многих предприятиях существуют автоматизированные рабочие места бухгалтера, которые оснащены персональным компьютером и прикладными программами для выполнения профессиональных задач. Такое обеспечение учетного процесса сокращает поток бумажных носителей информации, снижает трудоемкость учетных работ, уменьшает долю ручного труда. В то же время это требует больших знаний и способностей от работника, который становится участником процесса автоматизированной обработки информации. Следует отметить, что вследствие развития информационных технологий и систем баз данных стало возможным проектировать системы управленческого учета таким образом, чтобы они действительно отвечали информационным потребностям руководителей, а не только соответствовали требованиям составления финансовой отчетности.
Хотя учетный процесс ведется работниками бухгалтерии, в него тем или иным образом вовлечены руководители различных уровней, сотрудники других подразделений. Поэтому осуществление учетного процесса определяется поведением людей, работающих на предприятии. Средства и способы обеспечения связи между участниками следует рассматривать как составные элементы системного подхода к организации учетного процесса. Система связи объединяет предприятие в единую структуру. Связь в своей простейшей форме означает передачу информации от одного лица к другому. Необходимо, чтобы лицо, пославшее информацию, было уверено в том, что человек, ее принявший, все понял правильно и полностью с учетом тех оттенков значений, которые имел в виду человек, передавший информацию. Следовательно, эффективной является двухсторонняя связь, поэтому все служащие предприятия должны оказывать содействие обмену информацией в рамках учетного процесса.
Мотивация как функция управления – это процесс, с помощью которого руководство компании побуждает работников действовать в соответствии с планом и в рамках принятой стратегии организации, поскольку успех компании в значительной степени зависит от того, насколько эффективно действуют ее работники. Мотивация также позволяет участнику бизнеса отождествлять себя с целями организации и принимать решения, соответствующие поставленным целям. Успех управления определяется, помимо прочих факторов, способностью руководителя влиять на поведение подчиненных для лучшего достижения целей и подчинения их собственных желаний целям компании. Мотивация осуществляется через материальное и моральное стимулирование работников, создание благоприятных условий для проявления их способностей и профессионального роста. Для надлежащей организации и исполнения учетного процесса важна правильная мотивация работников бухгалтерии, а также других сотрудников, взаимодействующих с бухгалтерией в области предоставления данных и в других направлениях. Управленческий учет обеспечивает основу для мотивационной системы организации благодаря бюджетам и различным отчетам о деятельности компании.
Контроль как функция управления предполагает количественную и качественную оценку и учет результатов работы организации. Контроль связывает все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения. Чем обширнее система сбора информации, тем более полно будет отображена та сфера, над которой центр намеревается установить и поддерживать контроль, и тем точнее будет ее понимание. Можно выделить два основных направления контроля: контроль для оценки полученного результата и контроль для принятия мер по корректировке существенных отклонений от плана либо корректировки самого плана.
Управляющие на всех уровнях должны обладать ясным представлением о своих целях, а также владеть способами оценки результатов деятельности в соответствии с этими целями. При помощи различных финансовых и нефинансовых показателей именно управленческий учет обеспечивает оценку результатов деятельности организации, а также обратную связь, предоставляя фактические учетные данные для выявления отклонений от планов, смет, норм и нормативов, лимитов, заказов, сделок и при необходимости их корректировки. Для этого в управленческом учете имеются как традиционные инструменты (например, бюджетирование, метод "стандарт-кост"), так и новейшие методики, такие как сбалансированная система показателей деятельности организации, разработанная специально для обеспечения согласованности задач.
В современном информационном веке часто говорится о том, что самой большой угрозой для эффективного функционирования организации является элементарное отсутствие информации, необходимой для принятия решений. Однако еще более серьезной проблемой может оказаться ситуация, когда для принятия решений используется недостоверная информация. При этом возникает вопрос: что понимать под достоверностью? В российской учетной практике достоверность означает соответствие законодательным нормам; в то же время довольно широко распространено урегулирование споров в арбитражном суде. Значит, как бы эффективно ни был организован учетный процесс, он не может вырабатывать абсолютно достоверную информацию. Кроме того, затраты на организацию учетного процесса могут превысить те положительные выгоды, которые принесет его реализация. Для многих участников российского рынка игнорирование законодательства связано с меньшими издержками, чем его соблюдение. На степень достоверности информации существенно влияет и человеческий фактор. Почти у каждого человека может возникнуть иллюзия, что он всегда передает всем четкую, лаконичную и исчерпывающую информацию, а кто-то другой просто не выслушал или не смог понять его сообщения. Так, может сложиться ситуация, когда сотрудник неправильно истолковал инструкцию или указание руководителя.
В связи с этим представляется необходимым упомянуть о роли доверия к информации, производимой в рамках учетного процесса. Бухгалтерская информация тесно связана с человеческим поведением, которое допускает манипулирование учетными данными. Это происходит, если есть причины для сомнений относительно направления их использования или если работники компании опасаются, что данные будут использованы против них. И все же доверие к бухгалтерам, равно как и к бухгалтерской информации, необходимо. И это не в последнюю очередь зависит от того авторитета, который сможет завоевать конкретный счетный работник у других сотрудников организации. Иными словами, у кого-то можно получать информацию без опасения, что она окажется неточной, неполной или сфальсифицированной, а у кого-то – нет. Если один человек оказывает доверие другому, это частично определяет величину риска, которую он готов взять на себя, и, следовательно, также приемлемую для него степень уязвимости. В случае благоприятного исхода человек признается надежным, доверие к нему растет, что облегчает дальнейшую работу и способствует установлению благоприятного морального климата в организации.