Лекция 9. Управленческая этика

Начинать исследование управленческой этики следует с выяснения вопроса о том, какое ОГЛАВЛЕНИЕ вкладывается в понятие управление, широко используемого во многих науках.

В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля слово "управлять" определяется так:

УПРАВЛЯТЬ, управить чем, править, давая ход, направлять; распоряжать, -ся, заведывать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать. Государь управляет народом, государством; министры управляют, каждый своею частью. Именьем этим управляет староста, он из крестьян. Безумным человеком управляют страсти. Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье, заставлять идти правым, нужным путем.

Знакомство с этимологией слова создает предпосылки для его более осмысленного и профессионального употребления. Этимологически "управление" связано с такими словами как право, правда, справедливость, правильный, правый и др. В основе этих слов лежит корень прав — происходящий от праславянского, от которого в числе прочего произошли: древнерусский "правъ" — прямой, правильный, невиновный; болгарский "прав" — прямой, правый; сербский "прав" — невинный, прямой, "прави" — правильный, настоящий, и т.д.

В дрсвнеславянском прилагательное "правъ" означает прямой, не отклоняющийся в стороны. Па основе этого значения развивается идея правильности как следования прямому, лучшему пути. Показательно, что само понятие "путь" означало прямую наикратчайшую дорогу. Отсюда возникают смыслы указания на правильный (прямой) путь — отсюда значения "направлять", которые в свою очередь ведут к формированию значений "руководить, наставлять", "руководитель, наставник" и им подобные. Соответственно, появляются понятия "правило", "правила", "править", "исправлять". Править — это значит реализовывать правила, осуществлять правильные действия, но и, в то же время, исправлять ошибки, исправлять отклонения от правил.

Другая трактовка прилагательного "правъ" связана с правовой и нравственной сферами жизнедеятельности человека. Соответственно, в этом смысле "правда" может трактоваться как заповедь, правило, договор, закон. Слово "правый" приобретает следующие значения: поступающий должным образом, невиновный, честный, справедливый, поступающий по совести. То есть правый указывает на ту норму, которой следует придерживаться-.

Как видим, в русское слово "управление" вошло понятие "правоты", "правды", "правильности" с оттенком морального долженствования.

Слова "управление" и "менеджмент" хотя и близки по смыслу, но не совпадают. Термин "менеджмент" происходит от английского слова management и буквально переводится как "управление", "заведование", "организация". Истоки английского manage — управлять, уметь обращаться, удаваться, справляться, ухитриться, умудриться, суметь сделать "исходят к латинскому manas — рука. Именно с рукой связан и первоначальный смысл глагола manage — тренировать, заставлять делать упражнения и, прежде всего, обучать верховой езде на лошади (отсюда манеж) — фр. manаge. Понятие "менеджмент" употребляется в применении к деловым организациям (фирмам, предприятиям), которые осуществляют деятельность в условиях рынка.

Менеджмент как наука возник на Западе в начале XX в. Его основателями были американец Ф. Тэйлор и француз А. Файоль. В изданной в 1911 г. книге "Принципы научного управления" Тэйлор рассматривал управление как "искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способами", чему должна была способствовать разработанная им система управления. Анри Файоль (1841— 1925) — французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, на основе своего громадного опыта управления в труде "Общее и промышленное управление" пришел к выводу, что управлять — это значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы[1]. Управлять — это не только заставлять людей работать с заданной интенсивностью, а развивать у них творческую и материальную заинтересованность в результатах их труда, а также "гармонизировать все их действия и усилия". Современные авторы отмечают, что большое значение в теории и практике человеческих отношений придается нравственному сознанию работников, их моральной стойкости, сознанию ответственности за качественное выполнение порученного дела, соблюдению должного такта в отношении с руководящим персоналом и коллегами[2].

Широко распространено мнение, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальным ситуациям[3].

Не вдаваясь в тонкости множества определений понятия управления, в общем виде определим управление как процесс систематического и целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. По словам одного из самых успешных менеджеров XX в. Ли Якокка, "управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд"[4].

В содержательном плане управление — это вид интеллектуального труда, реализующегося через систему управленческих функций, которые обеспечивают координацию и регулирование деятельности объекта управления.

А. Файоль первым дал определение процесса управления с точки зрения функций управления: "Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать:

• предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

• организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия;

• распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать;

• координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

• контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям".

Этические проблемы возникают у руководителя при выполнении всех функций управления.

В управлении, как и в любой деятельности, выделяют субъект, объект, средства деятельности и ее цель.

Субъект управления — руководитель, человек, наделенный властными полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.

Объект управления — индивид или группа людей, на которых направлены систематические и планомерные воздействия субъекта управления.

Средства управления — методы управления, которые представляют собой систему мер, используемых субъектом управления для воздействия на объект управления.

Цель — будущий желаемый результат деятельности объекта управления. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).

Как связаны управление и мораль? Почему в процессе управления возникают моральные проблемы? Рассмотрим с этой точки зрения процесс управления и его структурные элементы.

Субъект управления, руководитель. Как будет осуществляться управление и к каким результатам оно приведет, зависит от руководителя, от его моральных качеств. К личностным качествам руководителя любого уровня относят обладание высокими моральными принципами, которые реализуются в повседневной деятельности.

А. Файоль выделял в качестве нравственных качеств, необходимых для выполнения функции управления, энергию, стойкость, сознание ответственности, инициативу, чувство долга, такт, чувство достоинства.

Управленческая деятельность — это реальная власть над людьми, и надо уметь пользоваться этой властью в интересах дела и людей, не злоупотребляя ею.

Объект управления — люди. В отличие от технических средств человек — весьма специфический объект управления. Вспомним героя из подполья Ф. М. Достоевского, который говорил, что человек не штифтик какой-нибудь, не клавиша фортепьянная, поэтому, хоть по глупой, но по своей воле желает жить, подчиняясь нормам организации как ее сотрудник, человек жить по своей воле не сможет, но он не хочет быть винтиком в машине, с которым не считаются и все решения принимаются без учета его мнения. К тому же уровень нравственности объектов управления различен, и довольно часто далек от желаемого.

Отношения между субъектом управления и объектом управления как отношения между людьми наряду с формальными нормами права регулируются и неформальными этическими нормами.

Средства управления — методы, применяемые в процессе управления, которые могут быть этически нейтральными, моральными и аморальными.

Например, административные, или организационно-распорядительные методы, опирающиеся на нормативную законодательную базу, этически нейтральны. А психологические методы могут быть аморальными, когда строятся на психологическом подавлении объектов управления, манипулировании ими. Методы — это инструменты управления, которые могут быть использованы как во благо, так и во зло.

Цель. Моральные проблемы в процессе управления возникают неизбежно, поскольку "управление — это процесс достижения цели усилиями других людей"[5].

В процессе управления составляющие деятельности по достижению цели распределяются между участниками: цели ставит руководитель, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся подчиненными. В связи с этим возникает основная проблема управления, каким образом побудить людей действовать для достижения цели, которая может быть отчасти чуждой для них? Только будут созданы условия для удовлетворения их потребностей. Как отмечает М. Е. Литвак[6], человек включается в группу (производственный коллектив, организацию, фирму и т.д.), чтобы удовлетворить свои потребности. Он думает об укреплении группы (производственного коллектива, организации, фирмы и т.д.), когда уверен, что его не обойдут при распределении материальных благ, помогут в трудной ситуации. Когда работник уверен, что укрепление фирмы приведет к улучшению его благосостояния, открытию новых возможностей профессионального роста, то он все сделает для фирмы и реализации поставленных целей. Залог успешного управления — совпадение интересов и целей фирмы с личными интересами сотрудников.

Однако зачастую работников используют как средство для реализации целей организации, и в этой ситуации возникают не только этические проблемы, но и нарушение этических норм, как со стороны руководителя, так и со стороны сотрудников.

В. М. Шепель отмечает, что нематериальной основой любого вида цивилизованного управления являются тс духовные ценности (научные знания, этические нормы, возвышенные пели), которые мотивируют действия руководителей как лиц, обладающих реальной властью, имеющих для ее применения соответствующую материальную основу в виде экономических, технических и кадровых ресурсов[7].

На каких принципах должно строиться управление?

В понимании Шепеля общими принципами управления являются следующие:

• компетентность: обладание знаниями, опытом и умениями, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий;

• гуманность: человеколюбие и благородная нравственная мотивация служебного поведения, стремление раскрывать в людях лучшие личностно-деловые качества;

• ортобиотичность: осознание самоценности собственной жизни, неиссякаемый оптимизм, проявление заботы к природе;

• инновационность: вкус к поиску, стремление к рационализаторству, способность к риску, поощрение футурологических предложений;

• прагматизм: работа на результат, рациональное использование рабочего времени, активная инвестиционная деятельность.

Обратим внимание: гуманность как принцип управления выражает его этичность.

Предназначение этики управления — повышение уровня нравственности как руководителей, так и подчиненных, создание здорового морально-психологического климата, помощь организации в выполнении социальной миссии.