Уполномоченный экономический оператор
Деятельность таможенного представителя регламентируется ст. 38–41 ТК ТС, ст. 85–96 Закона о таможенном регулировании, а также положениями Административного регламента ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов[1], приказов ФТС России от 30.12.2010 № 2709 "Об утверждении форм отчетности уполномоченного экономического оператора", от 20.09.2011 № 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором", решений КТС от 18.06.2010 № 323; от 09.12.2011 № 872 "Об определении критериев к лицам, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, претендующим получить статус уполномоченного экономического оператора".
Под "уполномоченным экономическим оператором" понимается юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в ст. 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС.
В Российской Федерации уполномоченным экономическим оператором может быть только российское юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов и осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из нее.
Статус уполномоченного экономического оператора присваивается юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на территории которого этому лицу будет присвоен этот статус.
Существенным моментом приобретения российским юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора является включение такого лица в реестр уполномоченных экономических операторов. Отметим, что порядок получения данного статуса носит разрешительный характер.
Вопросы включения в реестр уполномоченных экономических операторов и исключения из него определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.
В ст. 39 ТК ТС установлены основные условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов:
1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения.
Лицами, осуществляющими деятельность по производству товаров и (или) экспортирующими товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их соответствии критериям, определенным решением КТС, предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 150 тыс. евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения;
2) осуществление ВЭД в течение срока, определенного законодательством государств – членов Таможенного союза, но не менее года до дня обращения в таможенный орган;
3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;
4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств – членов Таможенного союза;
5) отсутствие фактов привлечения в течение года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств – членов Таможенного союза;
6) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями, определенными законодательством государств – членов Таможенного союза.
Перечень условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов не является закрытым и может быть дополнен в соответствии с требованиями законодательства национального и наднационального уровней.
Конкретизация условий включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов на уровне законодательства государств – членов Таможенного союза является обязательной, поскольку применение положений ТК ТС без такой конкретизации становится невыполнимым.
К дополнительным условиям включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов относятся:
1) неприменение упрощенной системы налогообложения;
2) осуществление ВЭД не менее года до дня обращения в таможенный орган;
3) отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности у руководителя юридического лица, его сотрудников, в чьи должностные обязанности входят организация совершения таможенных операций и (или) их совершение, а также у руководителя и сотрудников, совершающих таможенные операции, таможенного представителя, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица в случае присвоения ему статуса уполномоченного экономического оператора;
4) нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, открытых площадок и иных территорий, предназначенных для временного хранения уполномоченным экономическим оператором иностранных товаров и отвечающих требованиям, установленным ст. 89 Закона о таможенном регулировании, – в случае применения уполномоченным экономическим оператором таможенной операции временного хранения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 86 Закона о таможенном регулировании;
5) отсутствие у юридического лица статуса: а) казенного предприятия; б) организацией или государственным унитарным предприятием, указанными в ч. 1 ст. 34 Закона о таможенном регулировании; в) организацией, участником (членом) которой прямо или косвенно является организация или государственное унитарное предприятие, указанные в ч. 1 ст. 34 Закона о таможенном регулировании;
В соответствии с установленным порядком для включения в реестр уполномоченных экономических операторов заинтересованное российское юридическое лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением о включении в реестр уполномоченных экономических операторов. Заявление должно включать:
1) обращение заявителя в таможенный орган с просьбой о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
2) сведения о наименовании, организационно-правовой форме, месте нахождения, открытых банковских счетах заявителя, а также перечень и место нахождения его обособленных структурных подразделений, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве уполномоченного экономического оператора, на день подачи заявления;
3) сведения о постановке заявителя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об идентификационном номере налогоплательщика;
4) сведения о применении специального налогового режима;
5) сведения о сфере хозяйственной деятельности заявителя;
6) сведения о руководителе заявителя, главном бухгалтере, с описанием порядка исполнения обязанностей в случае временного отсутствия указанных должностных лиц;
7) сведения об общей штатной численности и штатной численности каждого структурного подразделения заявителя;
8) сведения о работниках, в чьи должностные обязанности входят организация таможенных операций и (или) их осуществление, с оценкой их знаний и навыков в использовании информационных технологий при совершении таможенных операций, а также общих коммерческих операций и операций бухгалтерского и налогового учета;
9) сведения о применяемых мерах защиты информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе заявителя;
10) сведения о таможенном органе (таможенных органах), в регионе деятельности которого (которых) заявитель планирует осуществлять деятельность в качестве уполномоченного экономического оператора, с указанием наименований таможенных постов и таможен, которым подчиняются эти таможенные посты;
11) сведения о ранее применявшихся заявителем специальных и других упрощенных процедурах таможенного оформления, а также о специальных упрощениях, применявшихся и (или) применяемых в соответствии с Законом о таможенном регулировании;
12) сведения о номенклатуре и предназначении товаров, в отношении которых заявитель планирует применять специальные упрощения;
13) запрашиваемые специальные упрощения;
14) сведения о таможенных процедурах, под которые заявитель планирует помещать товары;
15) сведения о помещениях и (или) об открытых площадках, находящихся во владении заявителя, где будут осуществляться временное хранение товаров заявителя и (или) проводиться таможенные операции с товарами (об их месте нахождения, обустройстве, в том числе о наличии подъездных путей, ограждений, контрольно-пропускных пунктов), если специальное упрощение предполагает временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
16) сведения о коммерческих или иных документах, которые могут быть представлены заявителем в таможенный орган для выпуска товаров (в целях идентификации товаров и контроля правильности исчисления сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров, либо определения размера обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов), если заявитель претендует на установление специального упрощения, при котором выпуск (условный выпуск) иностранных товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации;
17) сведения о таможенном представителе, который будет применять специальные упрощения от имени и по поручению юридического лица в случае присвоения этому юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, о его руководителях и сотрудниках, осуществляющих таможенные операции;
18) сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленном в соответствии с подп. 1 ст. 39 ТК ТС;
19) согласие или несогласие заявителя па официальное опубликование сведений о присвоении ему статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренное ч. 4 ст. 95 Закона о таможенном регулировании;
20) сведения о лицах, уполномоченных на представление интересов заявителя при рассмотрении заявления.
Перечень сведений, содержащихся в заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, весьма обширен и нс идет ни в какое сравнение с аналогичными перечнями сведений, которые должны содержатся, например, в заявлениях о включении в реестр таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев склада временного хранения, владельцев таможенного склада, владельцев магазина беспошлинной торговли.
К такому заявлению заинтересованное лицо обязывается приложить не менее обширный круг документов, подтверждающих заявленные сведения.
Порядок рассмотрения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов достаточно детально регламентируется положениями ст. 91 Закона о таможенном регулировании. Так, на уполномоченный таможенный орган возлагается обязанность рассмотреть заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и принять решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр в срок, не превышающий 100 дней со дня его принятия к рассмотрению. При этом таможенный орган, рассматривающий заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, вправе:
• провести выездную таможенную проверку в отношении заявителя в соответствии с подп. 3 и. 4 ст. 132 ТК ТС;
• запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, подтверждающие сведения, указанные заявителем (указанные лица обязаны в течение 10 дней со дня получения запроса представить запрашиваемые документы и сведения).
Компетентный таможенный орган рассматривает заявление и принимает решение о включении заявителя в реестр уполномоченных экономических операторов. Такое решение оформляется путем выдачи свидетельства.
Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, приостановлении действия и отзыве этого свидетельства определяются законодательством государств – членов Таможенного союза. Важно отмстить, что статус уполномоченного экономического оператора признается на территории того государства, таможенным органом которого он был присвоен.
В Российской Федерации свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов выдается руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, не позднее, чем через 14 рабочих дней со дня принятия такого решения.
За включение лиц в реестр уполномоченных экономических операторов плата не взимается.
Соответствующее свидетельство должно содержать:
1) наименование, указание организационно-правовой формы и место нахождения уполномоченного экономического оператора и его обособленных структурных подразделений;
2) сведения о размере и способе обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
3) специальные упрощения, предоставленные уполномоченному экономическому оператору;
4) места совершения таможенных операций при применении специальных упрощений;
5) таможенные органы, в которых могут производиться таможенные операции с товарами с применением специальных упрощений.
Свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов вступает в силу по истечении 10 дней со дня его выдачи и сроком действия не ограничивается.
Таможенные органы осуществляют взаимодействие с уполномоченным экономическим оператором посредством заключения соглашения, в котором оговаривается порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 87 Закона о таможенном регулировании. Указанное соглашение заключается между соответствующим таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором при принятии решения о присвоении последнему статуса уполномоченного экономического оператора. Типовая форма такого соглашения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере ВЭД.
В случае подтверждения соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора в пределах срока рассмотрения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов таможня (таможни), в регионе деятельности которой (которых) заявитель планирует осуществлять деятельность в качестве уполномоченного экономического оператора, и заявитель согласовывают порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений, а также регламент обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами путем подписания соглашения, предусмотренного ч. 8 ст. 86 Закона о таможенном регулировании.
Реестр уполномоченных экономических операторов ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в порядке, определяемом этим органом, исходя из решений КТС. Реестр уполномоченных экономических операторов ведется в электронном и бумажном видах и подлежит опубликованию в официальных изданиях ФТС России.
Уполномоченному экономическому оператору в соответствии с положениями ст. 41 ТК ТС могут быть предоставлены следующие специальные упрощения[2]:
• временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;
• предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подача неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст. 193 и 194 ТК ТС и со ст. 211–215 Закона о таможенном регулировании;
• выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со ст. 197 ТК ТС;
• проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора.
Перечень специальных упрощений, предоставляемых уполномоченному экономическому оператору, не является закрытым и может дополняться иными упрощениями, которые могут быть установлены таможенным законодательством национального и наднационального уровней.
В соответствии с ч. 4 ст. 86 Закона о таможенном регулировании устанавливается упрощение, согласно которому: таможенный транзит иностранных товаров, осуществляемый от таможенного органа в месте прибытия до помещений, открытых площадок и иных территорий уполномоченного экономического оператора, имеющих статус зоны таможенного контроля и находящихся в регионе деятельности таможенного органа назначения, может происходить без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения.
Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, определяется решением КТС[3].
На уполномоченного экономического оператора возлагается ряд обязанностей, например:
• вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров в целях обеспечения формирования полной и достоверной информации о товарах и надлежащего контроля за их наличием и движением в соответствии с требованиями законодательства РФ по ведению бухгалтерского и налогового учета;
• ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в таможенный орган отчетность нарастающим итогом о товарах, в отношении которых совершены таможенные операции с применением специальных упрощений, предусмотренных п. 1 ст. 41 ТК ТС и др. обязанности.
За несоблюдение требований по хранению и реализации товаров в магазинах беспошлинной торговли, а также требований таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
В соответствии со ст. 35 ТК ТС юридическое лицо может быть исключено из реестра владельцев таможенных складов в случаях:
1) несоблюдения условий включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, установленных в подп. 1–2 и 5 п. 1 ст. 34 ТК ТС;
2) несоблюдения владельцем магазина беспошлинной торговли обязанностей, предусмотренных ст. 36 ТК ТС;
3) заявления владельца магазина беспошлинной торговли об исключении его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
4) ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза;
5) реорганизации юридического лица, за исключением случаев, установленных законодательством государств – членов Таможенного союза.
По ряду причин свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов может быть отозвано, например, вследствие:
• подачи юридическим лицом заявления об исключении его из реестра уполномоченных экономических операторов;
• ликвидации юридического лица в соответствии с законодательством РФ;
• реорганизации юридического лица, за исключением случаев его преобразования;
• неподтверждения соблюдения юридическим лицом условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора и (или) непредоставления отчетности в течение установленного таможенным законодательством срока и др. случаях.
Возможность подать повторное заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов возникает у лица по истечении трех лет со дня вступления в силу решения о его исключении из реестра уполномоченных экономических операторов по таким основаниям, как:
• неподтверждение факта соблюдения юридическим лицом условий присвоения статуса уполномоченного экономического оператора и (или) непредоставление отчетности в течение срока, предусмотренного ч. 5 ст. 94 Закона о таможенном регулировании, после приостановления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
• неоднократное привлечение уполномоченного экономического оператора к административной ответственности за административные правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.9, 16.15, 16.17, 16.20 и 16.22 КоАП РФ в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию по делам об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, при условии, что сумма наложенных административных штрафов в совокупности составила 500 000 руб. и более.
Осуществление деятельности в качестве уполномоченного экономического оператора, включенного в соответствующий реестр на основании недействительных документов либо исключенного из такового, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 до 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 16.23 КоАП РФ).
Несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, либо о приостановлении деятельности указанных лиц, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 500 руб.; на юридических лиц – от 2 до 10 тыс. руб. (ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ).