Упаковка
Упаковка существенным образом влияет на уровень логистических издержек и производительность ЛС. Интегрированный подход к операциям упаковки в ЛС может быть весьма эффективен. Любая модель логистического планирования, предназначенная для контроля общих издержек процесса распределения, должна учитывать все виды издержек в их соотношении с уровнем сервиса, включая и те, что создаются операциями упаковки.
Упаковка влияет на уровень издержек всей логистической деятельности. Контроль состояния запасов во многом определяется точностью идентификации грузов, а идентификационную маркировку несет на себе упаковка. Скорость, точность и эффективность подборки заказов тоже зависят от надежности идентификации упаковок, их формы и габаритов, а также от их пригодности к грузопереработке. Возможность консолидации индивидуальных упаковок в укрупненную грузовую единицу влияет па издержки грузопереработки. Расходы па транспортировку и хранение прямо зависят от габаритов и плотности упаковки. Упаковка должна быть прочной, удобной, информационно насыщенной и соответствовать экологическим стандартам. Наличие всех этих свойств повышает потребительские качества продуктов и соответственно уровень логистического сервиса. В свете увеличения протяженности и сложности глобальных логистических цепей и роста расходов на создание новых распределительных центров особое (стратегическое) значение приобретает возможность отложить процесс упаковки до выявления конечного потребителя. Обычно выделяют два типа упаковок:
1) потребительская упаковка. Она нацелена на конечного потребителя товара и в большей степени выполняет маркетинговые функции. Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Потребительская упаковка должна отличаться оригинальностью внешнего вида, нести большой объем информации, что ведет к необычной форме и габаритам, именно это и представляет собой наихудшую упаковку с точки зрения логистики;
2) промышленная упаковка, обеспечивающая удобство логистических операций. Именно этот аспект и представляет для нас основной интерес.
Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы. Все емкости, служащие для первичной консолидации отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Когда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки, этот процесс именуется контейнеризацией или созданием укрупненных грузовых единиц. Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистическом канале. Вес, габариты и прочность промышленной упаковки большинства продуктов предопределяют требования к их транспортировке и грузопереработке. Если упаковка не содействует производительности логистических операций, страдает эффективность всей системы.
Первое требование к разработке промышленной упаковки - стандартизация и ограничение числа типоразмеров, в целях обеспечения эффективной эксплуатации оборудования в процессе транспортировки и хранения.
Трактовка грузопереработки как интегрированного процесса логистической системы стимулирует отказ от применения случайной возвратной тары, использование стандартных промышленных грузовых упаковок, что экономически оправданно в контексте подборки заказов и грузопереработки. Стандартные упаковки позволяют организовать непрерывное движение от участка комплектования заказа до отправки загруженного транспортного средства. При загрузке стандартные промышленные упаковки загружаются с максимальным использованием полезной вместимости транспортных средств.
Стандартизация промышленной упаковки как первичной грузовой единицы облегчает интеграционный процесс в логистической системе в целом. Применение унифицированных промышленных упаковок нескольких разных размеров (модулей), благодаря их полной совместимости, позволяет сформировать укрупненные стандартные грузовые единицы (модульная система упаковки).
Упаковка должна обладать достаточными, с учетом физических нагрузок и других внешних воздействий, защитными свойствами. При этом конструкция и материал упаковки в сочетании обеспечивают желательный уровень сохранности продукции, но при этом не допускают чрезмерных расходов па излишнюю защиту.
Три главных функции упаковки в логистике таковы:
1) защита от повреждений;
2) обеспечение эффективности транспортировки и грузопереработки;
3) информационная функция.
Защита от повреждений и хищений - главная функция промышленной упаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей требуется подбор упаковки, соответствующей характеристикам продукта и оптимальное сочетание материала и конструкции упаковки. Надежность упаковки определяется комплексом воздействий внешней среды в процессе хранения и транспортировки.
Физическая окружающая среда продукта - та логистическая система, в которой он находится. При этом как логистическая система (среда) несет в себе угрозу повреждающего воздействия на продукт, так и сам продукт представляет определенную опасность для физического окружения.
Если компания пользуется собственным транспортом, доставка продуктов к месту назначения происходит в относительно контролируемых условиях. При использовании сторонних перевозчиков продукт попадает в неконтролируемую среду. В подобных обстоятельствах отправка может пройти через один или несколько перевалочных терминалов, ее могут перегружать с одного транспортного средства на другое. Чем в меньшей степени компания способна контролировать физическую среду продукта (транспортировку, грузопереработку, складирование), тем выше требования к надежности упаковки. Таким образом, логистическая окружающая среда воздействует на принятие решений по поводу конструкции упаковки.
В логистическом процессе нередко возникают ситуации, чреватые повреждением продукта. Наиболее типичные повреждающие факторы: вибрация, чрезмерное давление, удар, прокол. В ходе транспортировки или грузопереработки продукт может испытывать все эти воздействия одновременно. Продукт может получить повреждение и в процессе хранения. При этом степень ущерба может варьироваться от простого поверхностного повреждения продукта до его полного разрушения и утраты формы.
Типичные методы защиты груза при транспортировке: использование строп, ремней и амортизирующих подкладок, которые смягчают воздействие вибрации, ударов и предотвращают произвольное смещение упаковок па борту транспортного средства. Помимо этого следует как можно плотнее загружать транспортное средство - это самый надежный способ избежать перетряски упаковок в пути. Правильные методы погрузки и крепления позволяют снизить требования к защитным свойствам упаковки.
Природно-климатические и другие внешние факторы, такие как температура, влажность и т.п., по большей части неподконтрольны логистическим менеджерам. Но конструкция защитной упаковки должна их учитывать.
Экстремальные температуры плохо сказываются на сохранности многих продуктов. Под воздействием очень высоких температур некоторые изделия плавятся, слипаются, вспучиваются, растрескиваются и обесцвечиваются, не говоря уже о том, что многие пищевые продукты просто портятся и приходят и полную негодность. На сильном морозе товары могут стать хрупкими, покрыться трещинами и даже совсем испортиться. Хотя упаковка только в незначительной мере способна защитить груз от воздействия экстремальных температур, все-таки она должна обладать свойствами, защищающими от температурных воздействий в течение какого-то ограниченного времени.
Продукты страдают от воды и влажности. Во многих отношениях проблема влажности намного серьезнее, чем проблема крайних температур. Редкий продукт обладает устойчивостью к высокой влажности; как правило, воздействие воды и сырости ведет к растворению, расслоению, коррозии или возникновению раковин (в металлических изделиях). Чаще всего продукты "соприкасаются" с водой (попадают под дождь или снег) при загрузке или разгрузке транспортных средств. На этих участках логистического процесса упаковка зачастую является единственной защитой продукта. При этом порой сами продукты остаются неповрежденными, зато упаковка теряет вид и маркировка приходит в негодность.
Существует еще ряд внешних повреждающих факторов. Так, в результате длительного соприкосновения с химически агрессивной, ядовитой или опасной средой продукты могут пропитаться посторонними запахами, приобрести неприятный вкус и т.п.; некоторые продукты нуждаются в тщательной защите от грызунов и насекомых или от долгого пребывания на свету и на открытом воздухе. Чаще всего продукты портятся получают повреждения в результате непредвиденного краткосрочного пребывания в неблагоприятных условиях внешней среды (крайние температуры, высокая влажность или другие агрессивные воздействия).
Обеспечение эффективности транспортировки и грузопереработки. Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности, упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций - от загрузки подвижного состава и подборки заказов па складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Большая часть усилий по повышению производительности логистики направлена на интенсификацию труда. Но тот же результат может обеспечить и оптимизация упаковки. Почти во всех случаях логистическая производительность может быть измерена числом упаковок, загруженных в транспортное средство, отобранных на складе для комплектования заказа и т.п. Эффективность упаковки в грузопереработке зависит от характеристик продукта, свойств укрупненной грузовой единицы и от информационных характеристик" самой упаковки. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Характеристики продукта предопределяют использование такой упаковки продукта, которая обеспечивает определенную конфигурацию и стандартный размер заказа. Уменьшение габаритов упаковки зачастую позволяет лучше использовать складское пространство или грузовместимость транспортного средства. Это достигается, в частности, за счет транспортировки и хранения продукта в концентрированном виде либо в разобранном виде с минимальным употреблением смягчающих силовые воздействия прокладок. В большинстве случаев нужду в амортизирующих материалах можно свести к минимуму простым уменьшением размера картонной тары.
Компактность упаковки особенно важна для легких и малогабаритных товаров, которые загружают транспорт намного ниже его грузоподъемности. С другой стороны, продукты с большим удельным весом исчерпывают грузоподъемность транспорта, когда значительная часть объема транспортного средства еще не заполнена.
Создание укрупненной грузовой единицы сводится к физическому объединению (консолидации) отдельных промышленных упаковок в один стандартизованный пакет, удобный для транспортировки и грузопереработки.
Все формы создания укрупненных грузовых единиц - от простой связки двух промышленных упаковок до консолидации грузов посредством специализированного транспортного оборудования - подпадают под понятие "контейнеризация". Все виды контейнеризации имеют одну цель - повышение эффективности грузопереработки.
Жесткий контейнер представляет собой устройство, в которое помещаются промышленные упаковки или разрозненные изделия для складирования или транспортировки. Это одновременно облегчает операции грузопереработки и повышает защищенность продукции. Нежесткие контейнеры, как следует из названия, не создают замкнутой защищающей оболочки для складируемой и транспортируемой продукции. Примером является штабелирование промышленных упаковок на поддонах (их еще называют паллетами) или скользящих листах.
Объединение упаковок в грузовые единицы для отправки создает много преимуществ. Сокращается время на разгрузку транспорта в месте конечного назначения, облегчаются операции грузопереработки, упрощается контроль поступающих грузов и ускоряется подборка заказов благодаря более рациональному размещению запасов. Разгрузка грузовых единиц с применением механизации и автоматизации, занимает значительно меньше времени по сравнению с разгрузкой разрозненных упаковок вручную. Соединение упаковок в грузовые единицы и использование специализированного транспортного оборудования повышает сохранность продукции в пути. Все эти факторы способствуют сокращению логистических издержек.
Если не закрепить размещенную на поддоне грузовую единицу, опасность повреждения продукции во время грузопереработки или перевозки возрастает. В большинстве случаев сложенный из упаковок штабель недостаточно устойчив, чтобы обеспечить надежную сохранность груза при переработке или транспортировке. Обычно для повышения устойчивости штабелей на поддонах применяют следующие стандартные способы: перевязывают веревкой или стальной проволокой, скрепляют угловыми стойками, обматывают клейкой лентой, пленкой или прокладочными материалами и употребляют другие препятствующие скольжению средства, в частности растяжки и стяжки.
Штабелирование промышленных упаковок осуществляется следующими способами: блочная укладка, "кирпичная" укладка, укладка рядами и круговая укладка. Блочную укладку используют, когда все упаковки имеют равную длину и ширину. Если в основе не квадрат, а прямоугольник, применяют три другие схемы штабелирования. В них упаковки перекрывают друг друга, благодаря чему эти три укладки отличаются большей прочностью и устойчивостью, нежели блочная.
Информационная функция упаковки играет ключевую роль в идентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопереработке и тем самым приобретает все более важное значение для конечного успеха всего логистического канала.
Самое очевидное предназначение упаковки - информирование всех участников логистического каната о ее содержимом, т.е. о помещенных в упаковку грузах. Нанесенная на упаковку информация служит для распознавания грузов при получении заказов, подборке и проверке отправок. Еще одно важное предназначение упаковки в логистике - информационное обеспечение контроля прохождения грузов. Хорошо налаженная система грузопереработки непрерывно отслеживает движение продуктов через стадии получения, хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль всех перемещений грузов уменьшает потери и хищение товаров и очень полезен для наблюдения за динамикой производительности труда работников. Детальное отслеживание движения грузов было бы чрезмерно дорогостоящим делом, если бы не широкое распространение переносных и стационарных сканирующих устройств и средств радиосвязи. Удешевление сканирующего оборудования и стандартизация штрих-кодов облегчают контроль прохождения грузов и повышают его эффективность.
Кроме того, упаковка содержит информацию, предотвращающую повреждение продукции в процессе грузопереработки. В частности, на нее наносятся обозначения, указывающие на необходимость особого обращения с хрупкими предметами (если речь идет о стекле, например), границы допустимого температурного режима, специфические требования к штабелированию или экологические ограничения.
Потребительская и промышленная упаковки ключевые элементы интегрированной логистической стратегии. От упаковки во многом зависит и эффективность, и производительность логистических операций. Потребительская упаковка должна быть удобна в применении, привлекательна для глаза, компактна, обладать защитными свойствами.
Логистическая упаковка, включая индивидуальную упаковку продукта, первичную промышленную упаковку и грузовую единицу, должна обеспечивать удобство грузопереработки, защищать груз и нести информацию о нем. Иногда между этими целями возникает конфликт, но выгоды от совершенствования логистической упаковки всегда должны стоять на первом месте.