Универсальные методы дескриптивного политического анализа
В предыдущем параграфе были рассмотрены некоторые стандартные методы, заимствованные прикладным политическим анализом из статистики, социологии, социальной психологии. Их применение в различных комбинациях на отдельных этапах аналитического процесса определяется инструментальной целесообразностью: в частности, характером проблемной ситуации, ракурсом исследования, доступностью данных, обеспеченностью организационными и иными ресурсами и т.д. Данные методы можно охарактеризовать, таким образом, как специфические, или частные.
Важно запомнить!
Наряду с этим выделяются методы прикладного политического анализа, имеющие более общий, универсальный характер, способные определять направленность, ракурс и методологическое обеспечение аналитической деятельности в целом как содержательно (на всех этапах процесса анализа), так и функционально (на всех стадиях процесса выработки и принятия политических решений). Эти методы — ивент-анализ и ситуационный анализ — образуют методологическую основу комплексных технологий информационно-аналитического обеспечения политических решений (подробнее об этом в гл. 4).
Ивент-анализ (от англ. event — событие) является одним из базовых способов описания политических явлений, позволяющим упорядочить и структурировать сложные политические процессы в виде событийного ряда. В качестве типовых событий могут выступать:
— принятие нормативных актов;
— публичные заявления политических лидеров;
— массовые демонстрации и акции протеста;
— террористические акты;
— политические убийства и т.д.
Каждое событие, кроме того, обладает набором типовых признаков, таких как:
— временная и географическая локализация;
— характер события;
— участники события, их организационная и социальная природа;
— интересы и намерения;
— характер предпринятых действий;
— наличие или отсутствие материального ущерба и человеческих жертв и т.д.
Таким образом, метод ивент-анализа предлагает методологический инструментарий, позволяющий упорядочить поток политических событий, структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду разрозненных фактов проявились объективные тенденции, скрытые порой от самих действующих лиц этого процесса. На этой основе появляется возможность осуществлять мониторинг и прогноз развития событий, а также определять наиболее эффективные точки приложения управленческих воздействий в целях контроля и целенаправленного изменения ситуации2.
Исторический экскурс
Первоначально методика ивент-анализа была разработана в 1960-е гг. для нужд Государственного Департамента США и предназначалась для мониторинга социально-политической ситуации в странах, представляющих интерес для американской внешней политики. В последующие десятилетия ивент-анализ востребован м адаптирован многими аналитическими и консультативными центрами в десятках стран мира, и на сегодняшний день он остается одним из наиболее популярных и широко используемых методов, лежащим в основании более сложных и комплексных аналитических систем, позволяющих решать более широкий круг задач, связанных с информационно-аналитическим обеспечением выработки и принятия решений[1].
Среди проектов, опирающихся на методологию ивент-анализа, широкую известность приобрели WEIS (World events interaction survey)[2], PANDA (Pmtocol of Nonviolent Direct Action)[3] и World Handbook of Political and Social Indicators[4].
Основной проблемой первых приложений ивент-анализа считается нехватка суммирующих индикаторов, способных отразить динамику эскалации конфликтных ситуаций. Так, WEIS был построен на неранжированных сериях дискретных форм описания событий, ориентированных на новостные и иные подобные сообщения, согласно схеме "кто, что, в отношении кого, где, когда и как". Такой подход придавал инструментарию WEIS известную гибкость и широту охвата в сравнении с альтернативными подходами, однако ограничивало возможности получения комплексных суммирующих измерений. Этому же способствовал отсутствие кодирования акторов и целей согласно принципу независимости форм описания событий от конкретных участников.
В рамках проекта PANDA перед разработчиками стояла задача адаптации инструментария WEIS к проблематике внутригосударственных событий, что потребовало появления новых форм (демонстраций протеста и т.д.), а также сделало очевидным необходимость разработки суммирующих индикаторов конфликтных процессов, в частности таких, как "конфликтный потенциал".
Проект PANDA, стартовавший в 1988 г. в целях систематической оценки ненасильственных протестных выступлений в глобальном масштабе, осуществляется без малого два десятилетия в рамках Weatherhead Center for International Affairs. Основная цель проекта заключалась в определении условий успеха ненасильственной борьбы за социальные, политические или экономические изменения, либо сопротивления тирании.
World Handbook, выдержавший три издания, был своего рода первопроходцем в области ивент-анализа внутриполитических событий в глобальном масштабе. Индикаторы охватывали проблематику как мирных, так и насильственных акций, связанных с массовым политическим протестом, а также правительственными санкциями, гражданскими конфликтами. Однако с момента публикации последнего, третьего издания прошла уже четверть века, и сегодня подобные проекты сравнительно-исторического характера практически исчезли из исследовательской практики. На смену им пришли более узкие и специфические исследования, ориентированные на конкретные страны и временные периоды. В итоге информационно-аналитическое обеспечение принятия политических решений сталкивается сегодня с дефицитом эмпирических баз данных, позволяющих осуществлять комплексный анализ и оценку международных н внутриполитических процессов.
Ивент-анализ имеет долгую и богатую историю в области исследования международных конфликтов, однако в последние десятилетия он был отчасти отодвинут на второй план более простыми методами мониторинга, что было обусловлено двумя характерными для данного метода проблемами: 1) трудоемкостью процесса генерирования больших объемов высококачественных данных и 2) негибкостью традиционных форм описания событий и ограниченностью аналитического инструментария прогнозирования развития конфликтных ситуаций.
Первая из указанных проблем была отчасти преодолена с развитием автоматизированных систем кодирования, таких как KEDS (Kansas events data system), пришедшей ей на смену TABARI (Texture Analysis by augmented replacement instructions) и VRA Knozdedge Manager. Задачи, на выполнение которых в прошлом уходили месяцы и годы, теперь могли решаться в течение недель с показателями надежности, сопоставимыми с ручным кодированием. Решению второй проблемы посвящен проект IDEA. Рассмотрим упомянутые информационные системы более подробно.
Основная задача проекта KEDS заключалась в создании автоматизированной компьютерной программы, способной заменить трудоемкий процесс ручного кодирования большого объема слабоструктурированной информации. Проект реализовывался в течение 10 лет в Университете Канзаса (США), его результаты включают в себя ряд отдельных баз данных за период 1979—1997 гг. На основе этих баз данных строились модели раннего предупреждения политических изменений с применением различных методов, включая факторный, дискриминантный и кластерный анализ, а также скрытую модель Маркова.
TABARI — наиболее свежая версия программы автоматического кодирования с открытым кодом, написанная на языке С++, предназначенная для С Linux, Macintosh, Windows (последняя версия — 2006 г.).
VRA Knowledge Manager. Компания VRA (Virtual Research Associates) основана в 1996 году в целях дальнейшего развития технологий распознавания естественного языка, применяемых в анализе событий и прогностическом моделировании социально-экономических и политических процессов. Система позволяет выявлять уязвимости и внутриполитические вызовы для отдельных стран на основе мониторинга международных новостных событий, их оценки и анализа, а также представления результатов в графической, картографической и табличной формах в реальном времени, используя веб-интерфейс.
VRA позволяет аналитикам идентифицировать и оценивать тренды, выявляемые на основе большого массива данных, при этом предоставляя возможность локализовать каждое отдельное событие в целях углубленного анализа. Клиентами VRA являются государственные, корпоративные, академические, межправительственные и неправительственные организации.
Проект IDEA (Integrated Data for Event Analysis) предлагает комплексную рамочную структуру анализа событий в области международных отношений, существенно расширяющую применявшиеся ранее формы описания событий и акторов. На этой основе возможно создание индикаторов для раннего предупреждения и оценки конфликтных ситуаций, с учетом динамики их эскалации.
Пример из практики
В качестве примера прикладного применения ивент-анализа можно упомянуть разработку, осуществленную (с участием автора) российским Институтом анализа и управления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках комплексного проекта "САУКС-Россия", заказчиками которого выступали Совет Безопасности РФ и ФАПСИ. Далее приведен фрагмент базовой схемы рубрикации для пособытийного ввода данных в подсистему "мониторинга политической стабильности"[5].
Структура ввода информации в федеральную систему мониторинга политической стабильности России
1. Территориально-временные рамки дестабилизирующего события:
1.1 Продолжительность события
1.1.1 начало события
1.1.2 окончания события
1.2 Географическая локализация события
1.2.1 регион события
1.2.1.1 город
1.2.1.2 район
1.2.2 межрегиональное событие
2. Форма дестабилизирующего события
2.1 Протест
2.1.1 Демонстрация протеста
2.1.1.1 санкционированная
2.1.1.2 несанкционированная
2.1.1.2.1 марш протеста
2.1.1.2.2 голодовка
2.1.1.2.3 отказ от платежей
2.1.1.3 демонстрация, подавленная силами правопорядка
2.1.1.4 демонстрация, перешедшая в массовые беспорядки
2.1.2 Массовые беспорядки
2.1.2.1 погром
2.1.2.2 блокирование объектов
2.1.2.3 волнение в тюрьмах
2.1.2.4 волнение в воинских частях
2.1.3 Забастовка
2.1.3.1 санкционированная
2.1.3.2 несанкционированная
2.2 Внутренний политический конфликт
2.2.1 Вооруженное нападение
2.2.1.1 инициированное восставшими
2.2.1.2 инициированное силами правопорядка
2.2.1.3 обоюдное столкновение
2.2.2 Террористический акт
2.2.2.1 политическое покушение
2.2.2.2 захват заложников
2.2.2.3 диверсия
2.2.2.3.1 прочив гражданских объектов
2.2.2.3.2 против военных объектов
2.2.2.3.3 против объектов государственной власти
3. Субъекты дестабилизирующего события
3.1 Неструктурированная масса
3.2 Групповой субъект
3.2.1 этническая группа
3.2.2 религиозная группа
3.2.3 социальная группа
3.3 Организованный субъект
3.3.1 Объединение
3.3.1.1 этнокультурное объединение
3.3.1.2 общественное объединение
3.3.1.3 религиозное объединение
3.3.1.4 политическая партия
3.3.2 властные структуры
3.3.2.1 местные власти
3.3.2.2 региональные власти
3.3.2.3 администрация организаций и предприятий
3.4 Восставшие
4. Характер дестабилизирующего события
4.1 Требования участников
4.1.1 Социально-экономические требования
4.1.1.1 изменение режима собственности
4.1.1.2 повышение (выплата) зарплаты
4.1.1.3 изменение социального статуса
4.1.1.4 другие
4.1.2 Политические требования
4.1.2.1 в отношении политических властей
4.1.2.1.1 политического лидера
4.1.2.1.2 состава органа власти
4.1.2.2. в отношении политического режима
4.1.2.2.1 внутренней политики
4.1.2.2.2 политического участия и представительства
4.1.2.2.3 законодательных норм
4.1.2.3 в отношении политической общности
4.1.2.3.1 межобщинных отношений
4.1.2.3.2 административно-территориального устройства
4.1.2.3.3 национально-государственного устройства
4.1.3 Экологические требования (..........)
Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, отражающих динамику событий и позволяющих сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регионе, а также их пороговые значения более широким круг задач, связанных с информационно-аналитическим обеспечением выработки и принятия решении.
Наиболее распространенным типом такого рода комплексных систем является ситуационный анализ, базовая схема которого (см. рис. 5.4) предполагает решение следующих задач:
- выявление участников политического процесса и неполитических субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;
- оценку уровней политического влияния и других ресурсов каждого из участников событий и поддерживающих его сил;
- установление возможных стратегических союзов и тактических коалиций участников, формирование сценариев развития событий и оценку характера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;
- формулирование альтернативных вариантов действий и оценку вероятности их успеха;
- формирование целостной стратегии на основе оптимальных вариантов действий с учетом прогноза развития политической ситуации, а также средств и ресурсов для их реализации.
Рис. 5.4. Модифицированный алгоритм ситуационного анализа на основе "Колес Тихомирова"
Информационно-аналитические системы, построенные на основе данной методологии, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с обеспечением принятия политических решений. Задача-минимум — это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ее ключевых параметров. Задача более высокого уровня — осуществление прогноза развития ситуации, построение сценариев. Наконец, задача-максимум — на основе мониторинга и прогнозирования обеспечить формирование (в том числе автоматизированное) комплексных стратегий управления политическим процессом, как в его отдельных сегментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожидать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компьютерных технологий, нейронного моделирования, искусственного интеллекта и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.