Универсальная закономерность воспитания человеческих качеств

Во всех странах мира сегодня обеспокоены высвобождением из-под контроля отрицательных качеств людей: агрессии, жадности, безответственности, стяжательства, развратности, лености, вседозволенности и др. Если тенденция не изменится, то человечество ждет мрачное будущее. В научных лабораториях мира всерьез занялись изучением причин прогресса отрицательной направленности человека и поиском путей сдерживания людей. Мнения ученых разделились. Первые утверждают, что жизнь сама формирует те или иные качества, она же и отрегулирует, каким качествам развиваться, а каким подавляться. С подобной точкой зрения трудно не согласиться, ведь если бы развитие качеств человека не отвечало вызовам жизни, то не было бы и никакого прогресса. Так что и в обострении эгоизма, жестокости, безнравственности нет ничего опасного. Современные молодые люди не соответствуют этическим стандартам "века невинности"? Не страшно: жизнь, а вместе с ней и люди изменились. Мы просто опоздали с введением новых стандартов.

Приверженцы консервативной педагогики неколебимы. Плохо не то, утверждают они, что жизнь меняется и человек меняется вместе с нею, а то, что отрицательный прогресс человека опережает эти изменения. Человек в своей безнравственности достиг опасной черты, его нужно остановить и, если потребуется, силой вернуть обратно для его же блага. Как это сделать? Путей фактически два – насильственный и гуманный. Насильственный вариант тоже рассматривается, но большинство склоняется к гуманным мерам, предполагающим воспитательное воздействие. Для этого воспитание необходимо сделать более действенным, нужно искать новые способы воспитания. Но чтобы их найти, нужно знать, по каким законам идет формирование требуемых человеческих качеств, например вежливости или ответственности, от каких общих факторов оно зависит.

Практически все исследования выводят на такие общие факторы, как: 1) знание (норм, правил, требований и т.д.); 2) осмысление, принятие знаний; 3) переживание осмысленного; 4) упражнения (тренаж) в нужном направлении; 5) образец для подражания (наглядный пример); 6) контроль, самоконтроль развития качества; 7) практическое применение. Если хотя бы один из выделенных факторов выпадает из общей связи, качество не будет сформировано на требуемом уровне.

Таким образом, продуктивность формирования качества зависит: 1) от знания; 2) принятия знания; 3) переживания принятого; 4) упражнений; 5) наличия и действенности образца для подражания; 6) контроля и самоконтроля; 7) применения па практике; 8) времени. Теперь в полученную формулу достаточно поставить название конкретного качества (аккуратность, вежливость, ответственность, дисциплинированность и т.д.), чтобы получить точный ответ на вопрос, как достичь заданного уровня его сформированности.

Обеспечьте в необходимом и достаточном объеме знания, упражнения, пример, контроль и можете быть уверены, что заданное качество будет сформировано. Причины, тормозящие процесс и результат, всегда одни и те же: ограниченность или отсутствие знаний, наглядных примеров для подражания, целенаправленной работы над собой по совершенствованию своей натуры, упражнений и действий в нужном направлении, организованных всеми причастными к воспитанию институтами.