Умбрийская школа в XV в

Крупнейшим представителем умбрийской школы был Пьеро делла Франческа (1420-1492). Ученые, изучающие искусство Возрождения, считают, что по художественному значению он может быть поставлен в ряд лишь с Джотто и Мазаччо. Свет и колорит стали главным орудием его живописного стиля. Поистине великий колорист, он открывает в цвете необыкновенное богатство тонов и оттенков, и в этом есть своеобразное пленэрное начало. Изображения лишены жестких контуров, так свойственных художникам Кватроченто. Наиболее выдающаяся работа живописца - фресковый цикл в церкви Сан-Франческо в г. Ареццо. В десяти эпизодах-картинах рассказана история Святого Креста. Как повествуется в легенде, крест, на котором распяли Христа, был сделан из дерева, выросшего на могиле Адама из семени райского дерева познания добра и зла. Срубленное при царе Соломоне, оно служило мостиком, и пророчица царица Савская предрекла его будущую судьбу. Особым совершенством отличается эпизод "Встреча царицы Савской с царем Соломоном", в котором событие разворачивается на первом плане и движение фигур направлено как бы мимо зрителя. Величественно спокойные образы абсолютно бесстрастны, лишены всякого драматизма, в них есть какая-то метафизическая отрешенность. Совсем по-особому художник решает человеческую фигуру. Убирая контур, он мягко вписывает ее в световоздушное пространство. Одежды он рисует объемными, укрупняя складки, тем самым создавая завораживающий ритм, в котором нет ничего случайного. Мир Пьеро делла Франчески кристаллически чист и ясен, глубоко враждебен хаосу, людям на его работах неведомы страсти, аффекты - они достойны самим фактом своего существования.

В 1469 г. П. делла Франческа создает для правителя Урбино герцога Федериго да Монтефельтро два великолепных портрета - самого герцога и его жены Баттисты Сфорца.

Падуанская школа

Падуанская школа в общем развитии искусства итальянского Ренессанса занимает особое место, главным образом благодаря гениальному Андреа Мантенья (1431-1506).

Для художников этой школы свойственна близость к жизни со всеми ее подробностями, меньшая идеализация образов, децентрализация композиции, когда главное событие может находиться на задворках картины. Североитальянские художники уже с середины XV в. стали с деревянных досок переходить на холст, писать масляными красками, благодаря чему колорит стал отличаться сочностью красок.

Падуя славилась своим университетом, где была собрана прекрасная коллекция античного искусства. Мантенья любил античность с какой-то чрезмерностью, в свои композиции он часто вводил точно воспроизведенные детали античных памятников. Он глубоко чувствовал античное искусство в целом, проникаясь главным образом величием римской античности, по тем временам наиболее доступной для изучения. Характерными ранними работами художника являются его фрески в церкви Эремитани в Падуе, на которых изображена история св. Иакова; отдельные ее эпизоды Мантенья изображает так, как будто дело происходит в каком-нибудь городе Римской империи. В 1495-1500 гг. он пишет картину "Святое семейство", сюжет которой был традиционным для художников той эпохи и давал определенную свободу в выборе персонажей, окружающих Деву Марию с младенцем. Для своей работы Мантенья выбирает св. Иосифа и св. Елизавету, мать Иоанна Крестителя, также изображенного на полотне. Картина строга по композиции: крупные, словно вылепленные фигуры занимают все пространство картины, но подобное максимальное приближение к зрителю лишь подчеркивает духовное отрешение персонажей, которые окружают безмятежного младенца Христа. Они предчувствуют судьбу Спасителя, о которой говорят начертанные на свитке Иоанна Крестителя пророческие строки "Ессе agnus dei" - "Се Агнец Божий". К концу 1450-х гг. относится созданный художником алтарь для церкви Сан-Дзено в Вероне. В пределе этого алтаря Мантенья написал свое знаменитое "Распятие", ныне хранящееся в Лувре. В каменные плиты вставлены три креста, на которых висят распятые; с правой стороны воины в римском вооружении мечут жребий, разыгрывая одежды Иисуса; слева группа Марии и учениц Христа застыла, как бы окаменевшая в суровом страдании; вдали виден гористый пейзаж, город, обнесенный стенами, и скалистый кряж, сурово возносящийся в холодное голубое небо. Все в этой композиции словно оцепенело. "В этом мире, застывшем как охлажденная лава, нет ни воздуха, ни дуновенья ветра", - так точно выразил художническую концепцию Мантеньи Б.Р. Виппер.

В 1459 г. Мантенья был приглашен маркграфом Лодовико Гонзаго в Мантую, где он расписал фресками во дворце мантуанских маркграфов (впоследствии герцогов) "брачную комнату" (Camera degli sposi). Из этих фресок наиболее интересны композиция, изображающая самого Лодовико и его жену Варвару Бранденбургскую со свитой, и плафон свода, в котором Мантенья изобразил на фоне уходящего в бесконечность неба в смелых ракурсах фигуры, смотрящие через круговые перила вниз. Но самой мощной работой уже старого мастера стала картина "Мертвый Христос" из галереи Брера в Милане. Как и во многих других работах, Мантенья здесь показал себя великим перспективистом и смелым новатором. Он изобразил Христа в сложном ракурсе, ногами вперед в резком сокращении, от этого возникает потрясающий эффект правдоподобия и драматической экспрессии.