Уличное насилие

Самый большой ужас население испытывает перед криминальными посягательствами на улицах. Они, с одной стороны, демонстрируют открытый вызов преступников обществу и государству, а с другой – совершаются в условиях, когда жертвы преступлений наименее защищены. В этом сочетании обстоятельств – основной источник страха. Страх граждан выходить на улицу в вечернее и ночное время – один из характерных признаков криминальности стран, городов, населенных пунктов. Международной статистики по этой группе преступлений, к сожалению, нет.

На улицах, площадях, в скверах и парках, как принято в России расшифровывать преступность вне помещений, совершаются самые различные деяния: теракты, бандитские нападения, массовые беспорядки, умышленные убийства, нанесение телесных повреждений, изнасилования, захват заложников, похищения людей, разбойные нападения, грабежи, вымогательства, хулиганские действия, побои, истязания, оскорбления, кражи, мошенничество, а также транспортные и другие неосторожные преступления. Одни из них происходят в неохраняемых, безлюдных и плохо освещенных районах, другие, напротив – в местах массового скопления людей, на рынках, привокзальных площадях, у питейных и увеселительных заведений и на транспортных маршрутах.

В России на улицах совершается каждое 3–8-е преступление с неустойчивой тенденцией к снижению. В 1994 г. удельный вес уличных преступлений в структуре всей преступности составил 10,8%. В Москве он был в 2,6 раза выше – 28,4%, в Санкт- Петербурге – 23,2, в Свердловской области – 16,2, в Бурятии – 15,9, в Тыве –14,3, в Удмуртии – 13,9, в Карелии –13,6, в Краснодарском крае –13,4%.

В переходном 1991 г. доля уличной преступности в Москве составляла 35,6%. В 1995 г. ее доля в стране уменьшилась до 9,8%, в Москве –до 25,7, в Санкт-Петербурге –до 17,2, в Свердловской области – до 13,3, в Тыве – до 14,0; в Бурятии она увеличилась до 16,2, в Удмуртии – до 16%.

В 2008 г. на улицах, площадях, в парках и скверах было зарегистрировано 350 297 деяний, что составило 11,8% в структуре всех учтенных преступлений, из них убийств 1298 (0,4%), причинения тяжкого вреда здоровью – 5941 (1,7%), изнасилований – 599 (0,2%), разбоев и грабежей –108 586 (31,0%), краж –106 019 (30,3%) и хулиганств – 4765 (1,4%). Остальные 35% составили преступления, связанные с наркотиками, и иные деяния.

В структуре рассматриваемой группы деяний опережающими темпами росли тяжкие насильственные посягательства: умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, хулиганские действия. Именно они в сочетании с кражами придают уличной преступности массовый характер и формируют страх населения перед преступностью. Проследим динамику рассматриваемых деяний в СССР, приняв за базу 1986 г., когда после шокового снижения "пьяной" преступности не только "пьяная", но и иная преступность стала интенсивно расти (см. табл. 19.7).

Таблица 19.7. Уличная преступность в СССР (1986–1990 гг.)

Виды преступлений

1986 г.

1987 г.

1988 г.

1989 г.

1990 г.

Умышленные убийства с покушениями

1098

1277

1745

2593

2918

Умышленные тяжкие телесные повреждения

4261

4839

8122

13 033

14 194

Изнасилования с покушениями

1534

1518

1803

2525

2499

Хулиганство

39105

35 600

37 413

53 450

57 407

Разбои

2456

2627

3919

7105

7784

Грабежи

17 627

20110

32 627

57 637

66 101

Кражи личного имущества

29 021

39 869

65 121

115 486

115 843

Всего

121 846

134415

189 764

314 675

333 247

Динамика, %

100,0

110,3

155,7

258,3

273,5

В 1986 г. удельный вес уличной преступности в СССР составлял 15,4%, а в 1990 г. –19,8%. За эти годы при росте всей преступности в 1,4 раза уличная преступность в абсолютных показателях увеличилась в 2,7 раза. Увеличилось число уличных умышленных убийств (в 2,7 раза), тяжких телесных повреждений (в 3,3 раза), изнасилований (в 1,6 раза), случаев хулиганства (в 1,5 раза), раз- боев (в 3,2 раза), грабежей (в 3,8 раза) и краж личного имущества (в 3,8 раза). Таким образом, особенно интенсивно увеличивались корыстно-насильственная и корыстная уличная преступность. Заметный рост тяжких телесных повреждений, скорее всего, связан с межнациональными конфликтами, которые в 1988–1990 гг. прокатились по Союзу. Обозначившиеся в СССР тенденции роста уличной преступности получили свое продолжение в суверенных государствах, образованных на его территории. Особенно показательно это было в России (см. табл. 19.8).

В 1993 г. уровень уличной преступности в России был пиковым. В 1994 г. произошел спад этой преступности в целом на 15,1%. В 1995 г. уличная преступность сократилась еще на 4,8% (269 510 деяний), а ее удельный вес – до 9,8%. В 1996 г. рассматриваемая преступность снизилась на 18,7% (219 211 деяний) при удельном весе 8,4%. С 1993 г., когда был пик уличной преступности, к 2000 г., когда ее уровень достиг минимума, уличная преступность сократилась на 50,9%, а удельный вес ее в структуре всей преступности с 11,9 до 5,5%, т.е. и абсолютное число, и доля в преступности сократились вдвое.

Тенденции уличной преступности прямо коррелируют с тенденциями городской преступности и преступности, совершаемой в общественных местах. Городская преступность всегда доминировала в структуре преступных проявлений, а ее прирост обычно опережал прирост сельской преступности. Это мировая закономерность. Криминолог Пер-Олоф Викстром, например, проанализировав шведскую городскую преступность в англо-американской сравнительной перспективе, показал ее превалирующий характер[1]. В 1986 г. городская преступность в СССР составляла 66,7% от всей зарегистрированной, в 1990 г. – 74,1%, при этом число преступлений на 100 тыс. населения было на 13% выше, чем в сельской местности. В 1993 г. городская преступность в России составляла уже 77,4% от всей учтенной преступности, хотя интенсивность прироста сельской преступности и приближалась к городской. Урбанизация давно и обоснованно рассматривается криминологами всего мира в числе значимых криминогенных факторов[2].

Однако в 1994–1996 гг. в России темпы прироста сельской преступности стали выше, чем городской. В 1995 г., например, городская преступность увеличилась на 1,7%, а сельская – на 13,2%. Эти "ножницы" сохранились и в последующие годы. В 1997–1999 гг. удельный вес сельской преступности удерживался на уровне 29%, при условии постоянного сокращения сельского населения, удельный вес которого в структуре всего населения России составлял 26,6% (т.е. почти на 2% меньше, чем его доля в преступности страны). Он сократился лишь в 2002 г. (до 26,4%). В 2007 г. доля сельской преступности составляла 21,3%, а удельный вес сельских жителей – 26,7%. Эти показатели являются результатом не столько улучшения социальной политики на селе, сколько более "либерального" отношения к преступности в связи с существенным снижением возможностей органов правоохраны после вступления в силу УПК РФ.

Преступность в городах, особенно крупных, была и остается серьезной проблемой[3]. В Москве, например, доля преступности на улицах и в общественных местах является самой высокой. В 2007 г. ее уровень составлял 47,1%, в Санкт-Петербурге – 33,2%. Интенсификация криминальности села опаснее урбанизации преступности. Данная тенденция может свидетельствовать о разрушении последних "островков" нравственных традиций, которые в большей мере сохранялись в сельской местности.

Значительный прирост уличной преступности в 1987–1993 гг. (357%), в 1,6 раза превышающий данный показатель по всей преступности, складывается из беспрецедентного для нашей страны прироста уличных умышленных убийств (489,5% к 1995 г.), тяжких телесных повреждений (430,9%), разбоев (646,8%), грабежей (703,2%). Это привело к заметным структурным сдвигам – росту удельного веса уличной преступности в общем числе регистрируемых деяний и изменению соотношения уличных преступлений между собой. Доля умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и грабежей, т.е. наиболее опасных открытых насильственных и корыстно-насильственных преступлений, стала огромной.

Таблица 19.8. Уличная преступность в России в 1987–2008 гг.

Виды преступлений

Годы

1987

1988

1989

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

Совершено преступлений, всего

93 441

130 506

217 546

226250

245 532

303642

333 682

283139

296 510

219 211

Динамика, %

100,0

139,7

232,8

242,1

262,8

325,0

357,1

303,0

288,4

234,6

Удельный вес, %

7,9

10,7

13,4

12,3

11,3

11,0

11,9

10,8

9,8

8,4

В том числе:

умышленное убийство (с покушением)

820

1159

1573

1856

1899

2644

3528

3707

3963

3022

умышленное тяжкое телесное повреждение (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью)

3457

5875

9484

10 094

9910

12 677

14 893

12 929

11 899

8799

изнасилование с покушением

1106

1328

1790

1755

1694

1520

1627

1452

1480

965

хулиганство

25 809

26 719

39 036

41 570

40 203

42 800

48 580

49 009

47 594

39 013

разбой

1806

2615

4982

5296

5779

9570

22 682

9476

9024

7276

грабеж

13 390

21737

39 755

44 405

54 764

87 505

94153

68 048

63 690

50125

кража

26 890

43 314

76 798

75 916

83 952

91 378

82 121

80 764

76 251

66156

Виды преступлений

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Совершено преступлений, всего

191 443

186 895

175 427

163 948

174 759

189 451

216 892

241 008

355 288

441 610

405 864

385 871

Динамика, %

204,9

200,0

187,7

175,5

187,0

202,7

232,1

257,9

380,2

472,6

434,3

412,9

Удельный вес, %

8,0

7,2

5,8

5,5

5,9

7,5

7,9

8,3

10,0

11,4

11,3

12,0

В том числе:

умышленное убийство (с покушением)

2737

2326

2014

2060

2088

2036

1904

1818

1757

1735

1518

1409

умышленное тяжкое телесное повреждение (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью)

7133

6281

5893

6231

6861

7332

6692

6669

7021

7017

6539

6387

изнасилование с покушением

833

745

583

559

610

644

622

610

741

812

693

644

хулиганство

28 984

27 910

25 302

23 877

25 145

26 845

25 487

6392

9456

10 664

7749

5142

разбой

6249

6286

6217

6650

7998

10 134

11546

14 223

18 694

20 412

15 149

11 910

грабеж

41 852

42 546

44 494

42 389

47 732

58 787

70882

91 726

136 059

155 585

129 097

108 007

кража

51 638

52 602

51 545

44 278

45 061

43 879

55 574

62 931

87 352

117 871

114 594

116 931

Рис. 19.6. Динамика уличных преступлений в России в 1987–1996 гг.

На фоне неблагоприятных тенденций уличной преступности в Союзе и России ее некоторое снижение в 1994–1995 гг. с одновременным ростом умышленных убийств (кроме 1996 г.) представляется аномальным. Оно, несомненно, связано с селекцией учета и расследования преступлений, нехваткой сил и средств для борьбы с преступностью и привычным желанием руководителей органов внутренних дел продемонстрировать населению и властям свою способность "сбить" волну преступности (особенно уличной). Но имеются и более серьезные причины ее спада.

Разгул уличной преступности, как правило, связан с безнаказанностью правонарушителей, с серьезными пробелами в охране общественного порядка и несении патрульно-постовой службы. Увеличение плотности милиции в криминогенных городских зонах не сдерживает, а, скорее всего, загоняет уличную преступность в подполье. В результате уровень уличной преступности становится более "управляемым". На принятие таких экстенсивных мер и были в первую очередь направлены указы Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" и от 10 июля 1996 г. № 1025 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области" (его взяли на вооружение и другие субъекты РФ), позволившие до принятия необходимых законодательных актов, которые обсуждались парламентом много лет, усилить борьбу с преступностью.

Эти меры включали: определение перечня городов и отдельных местностей, которые необходимо взять под особый контроль; увеличение численности правоохранительных органов и судов, перевод личного состава органов внутренних дел и безопасности городов на усиленный вариант оперативной деятельности; разработку дополнительных правовых решений по усилению борьбы с преступностью в субъектах РФ. В числе неотложных мер были также следующие: расширение полномочий правоохранительных органов по проведению предварительных проверок и экспертиз в отношении подозреваемых лиц до возбуждения уголовных дел, использование данных оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в суде, возможность задержания подозреваемых до 30 суток и др. К охране общественного порядка во многих городах были подключены воинские части и подразделения.

Указы (особенно первый) противоречили действующему законодательству. Конституционность и демократичность предложенных мер также вызывали сомнения. Подобные меры не могли быть долговременными и радикальными, это меры пожарного характера. Однако на снижение преступности, особенно уличной, они все же повлияли.

Результаты принятых мер подтвердили эффективность усиленного контроля за поведением и деятельностью людей в борьбе с преступными проявлениями. Правда, такие меры чреваты злоупотреблениями милиции, которые могут свести на нет все успехи. Злоупотреблений не удалось избежать, даже несмотря на то, что в первом Указе Генеральной прокуратуре РФ было рекомендовано установить за соблюдением законодательства при исполнении Указа постоянный прокурорский надзор.

Ко всему прочему надо отметить, что интенсивно растущую преступность трудно было обуздать в условиях правового беспредела во всех сферах в рамках либеральных установлений. Кроме того, неотложные меры должны разрабатываться не исполнительной, а законодательной властью и обеспечиваться необходимыми гарантиями строгого соблюдения конституционных прав, а также финансами.

К слову сказать, Закон США "О контроле над насильственной преступностью и правоприменительных органах" 1994 г., ужесточающий борьбу с насильственными преступлениями, запрещающий продажу и хранение 19 видов оружия, носит полицейско- репрессивный характер. Репрессивная направленность американского закона многопланова. В числе подобных мер и такая несовместимая с современными демократическими тенденциями мера, как распространение назначения смертной казни более чем на 50 составов федеральных преступлений, особенно если они совершены фанатиками-террористами, патологически агрессивными людьми и сексуальными маньяками, ситуативными корыстноагрессивными, профессиональными и организованными преступниками. На церемонии подписания закона Б. Клинтон сказал: "Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком"[4].

Закон, предложенный американским президентом, был обусловлен аналогичными причинами и преследовал те же цели, что и Указ Б. Ельцина, – поставить под более строгий контроль насильственную преступность (особенно уличную). Отличие американского акта от российского (они вступили в действие практически одновременно – 13 сентября и 14 июня 1994 г.) заключается в том, что акт США по инициативе президента принят Конгрессом и на его реализацию выделено 30,2 млрд долл., распределенных на шесть лет на нужды правоприменительных органов (13,5 млрд), тюрьмы (9,8 млрд) и программы превенции (6,9 млрд). Указ Президента РФ оказался ничем не обеспечен.

Закон о контроле над насильственной преступностью и другие меры, принятые администрацией Б. Клинтона, дали реальные положительные результаты. Насильственная преступность в 1994–1999 гг. по абсолютным показателям сократилась на 25,7% (коэффициент – на 29,7%), умышленные убийства – на 36,7% (коэффициент – на 40%), изнасилования – на 16,0% (коэффициент – на 20,4%), нападения – на 19,3% (коэффициент – на 23,7%)[5].

Изменение социальной и правовой политики правительством Дж. Буша привело к росту преступности и насилия в США.

В 2001 г. число умышленных убийств возросло на 2,5% (по другим данным – на 3,1%), чему кроме всего прочего способствовала кино- и телепродукция. В 2003 г. был создан новый голливудский фильм-убийца "Страсти Христовы", на счету которого уже несколько человеческих жертв. Как отмечают критики, он возбуждает и легализует только самые темные страсти. Этот фильм- киллер ведет к идее примитивной вендетты взрывоопасную субстанцию религиозной веры. После такого фильма самый естественный порыв – искать врагов и стремиться им мстить[6]. Убийства в США значительно умножились в большинстве крупных городов – в Хьюстоне, Атланте, Сент-Луисе и др. В Бостоне они возросли на 67%[7]. Правительство вынуждено было разработать двухгодичную программу "Безопасный квартал", на осуществление которой пришлось выделить 550 млн долл.[8]

Количественные и качественные изменения насильственной уличной преступности до издания Указа Президента РФ "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" в России симптоматичны. С одной стороны, в правосознании преступников появилась большая (и обоснованная) уверенность в своей безнаказанности, с другой – терпение населения, страдающего от насилия, достигло предела, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Поэтому не совсем легитимные меры, устанавливаемые в этом Указе, были встречены жителями с определенной долей понимания. Можно сказать, что Россия в те годы насытилась насильственной преступностью, терпение народа было на пределе, и потому власти вынуждены были принять неординарные меры для борьбы с преступностью, поскольку критика "слева" за неспособность бороться с ней им представлялась более неприемлемой, чем критика "справа" за жесткий характер принимаемых мер.

Демократию и свободу можно сочетать с жестким правовым контролем. В марте 1995 г. семь стран Западной Европы, например, отменили паспортный контроль в Шенгенской зоне (свобода), но это стало возможно после многолетней колоссальной работы по унификации национальных законов, согласованию действий правоохранительных органов, образованию единой информационной системы и ужесточению паспортного режима на внешних границах безвизового пространства (контроль). Демократия и свобода деградируют в условиях бесконтрольности, в то же время они остаются пустой декларацией в условиях дискреционного полицейского контроля. Для России характерно и то, и другое. Беспрецедентный рост уличной насильственной преступности – индикатор этих процессов.