Уличное насилие
Самый большой ужас население испытывает перед криминальными посягательствами на улицах. Они, с одной стороны, демонстрируют открытый вызов преступников обществу и государству, а с другой – совершаются в условиях, когда жертвы преступлений наименее защищены. В этом сочетании обстоятельств – основной источник страха. Страх граждан выходить на улицу в вечернее и ночное время – один из характерных признаков криминальности стран, городов, населенных пунктов. Международной статистики по этой группе преступлений, к сожалению, нет.
На улицах, площадях, в скверах и парках, как принято в России расшифровывать преступность вне помещений, совершаются самые различные деяния: теракты, бандитские нападения, массовые беспорядки, умышленные убийства, нанесение телесных повреждений, изнасилования, захват заложников, похищения людей, разбойные нападения, грабежи, вымогательства, хулиганские действия, побои, истязания, оскорбления, кражи, мошенничество, а также транспортные и другие неосторожные преступления. Одни из них происходят в неохраняемых, безлюдных и плохо освещенных районах, другие, напротив – в местах массового скопления людей, на рынках, привокзальных площадях, у питейных и увеселительных заведений и на транспортных маршрутах.
В России на улицах совершается каждое 3–8-е преступление с неустойчивой тенденцией к снижению. В 1994 г. удельный вес уличных преступлений в структуре всей преступности составил 10,8%. В Москве он был в 2,6 раза выше – 28,4%, в Санкт- Петербурге – 23,2, в Свердловской области – 16,2, в Бурятии – 15,9, в Тыве –14,3, в Удмуртии – 13,9, в Карелии –13,6, в Краснодарском крае –13,4%.
В переходном 1991 г. доля уличной преступности в Москве составляла 35,6%. В 1995 г. ее доля в стране уменьшилась до 9,8%, в Москве –до 25,7, в Санкт-Петербурге –до 17,2, в Свердловской области – до 13,3, в Тыве – до 14,0; в Бурятии она увеличилась до 16,2, в Удмуртии – до 16%.
В 2008 г. на улицах, площадях, в парках и скверах было зарегистрировано 350 297 деяний, что составило 11,8% в структуре всех учтенных преступлений, из них убийств 1298 (0,4%), причинения тяжкого вреда здоровью – 5941 (1,7%), изнасилований – 599 (0,2%), разбоев и грабежей –108 586 (31,0%), краж –106 019 (30,3%) и хулиганств – 4765 (1,4%). Остальные 35% составили преступления, связанные с наркотиками, и иные деяния.
В структуре рассматриваемой группы деяний опережающими темпами росли тяжкие насильственные посягательства: умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, разбои, грабежи, хулиганские действия. Именно они в сочетании с кражами придают уличной преступности массовый характер и формируют страх населения перед преступностью. Проследим динамику рассматриваемых деяний в СССР, приняв за базу 1986 г., когда после шокового снижения "пьяной" преступности не только "пьяная", но и иная преступность стала интенсивно расти (см. табл. 19.7).
Таблица 19.7. Уличная преступность в СССР (1986–1990 гг.)
Виды преступлений |
1986 г. |
1987 г. |
1988 г. |
1989 г. |
1990 г. |
Умышленные убийства с покушениями |
1098 |
1277 |
1745 |
2593 |
2918 |
Умышленные тяжкие телесные повреждения |
4261 |
4839 |
8122 |
13 033 |
14 194 |
Изнасилования с покушениями |
1534 |
1518 |
1803 |
2525 |
2499 |
Хулиганство |
39105 |
35 600 |
37 413 |
53 450 |
57 407 |
Разбои |
2456 |
2627 |
3919 |
7105 |
7784 |
Грабежи |
17 627 |
20110 |
32 627 |
57 637 |
66 101 |
Кражи личного имущества |
29 021 |
39 869 |
65 121 |
115 486 |
115 843 |
Всего |
121 846 |
134415 |
189 764 |
314 675 |
333 247 |
Динамика, % |
100,0 |
110,3 |
155,7 |
258,3 |
273,5 |
В 1986 г. удельный вес уличной преступности в СССР составлял 15,4%, а в 1990 г. –19,8%. За эти годы при росте всей преступности в 1,4 раза уличная преступность в абсолютных показателях увеличилась в 2,7 раза. Увеличилось число уличных умышленных убийств (в 2,7 раза), тяжких телесных повреждений (в 3,3 раза), изнасилований (в 1,6 раза), случаев хулиганства (в 1,5 раза), раз- боев (в 3,2 раза), грабежей (в 3,8 раза) и краж личного имущества (в 3,8 раза). Таким образом, особенно интенсивно увеличивались корыстно-насильственная и корыстная уличная преступность. Заметный рост тяжких телесных повреждений, скорее всего, связан с межнациональными конфликтами, которые в 1988–1990 гг. прокатились по Союзу. Обозначившиеся в СССР тенденции роста уличной преступности получили свое продолжение в суверенных государствах, образованных на его территории. Особенно показательно это было в России (см. табл. 19.8).
В 1993 г. уровень уличной преступности в России был пиковым. В 1994 г. произошел спад этой преступности в целом на 15,1%. В 1995 г. уличная преступность сократилась еще на 4,8% (269 510 деяний), а ее удельный вес – до 9,8%. В 1996 г. рассматриваемая преступность снизилась на 18,7% (219 211 деяний) при удельном весе 8,4%. С 1993 г., когда был пик уличной преступности, к 2000 г., когда ее уровень достиг минимума, уличная преступность сократилась на 50,9%, а удельный вес ее в структуре всей преступности с 11,9 до 5,5%, т.е. и абсолютное число, и доля в преступности сократились вдвое.
Тенденции уличной преступности прямо коррелируют с тенденциями городской преступности и преступности, совершаемой в общественных местах. Городская преступность всегда доминировала в структуре преступных проявлений, а ее прирост обычно опережал прирост сельской преступности. Это мировая закономерность. Криминолог Пер-Олоф Викстром, например, проанализировав шведскую городскую преступность в англо-американской сравнительной перспективе, показал ее превалирующий характер[1]. В 1986 г. городская преступность в СССР составляла 66,7% от всей зарегистрированной, в 1990 г. – 74,1%, при этом число преступлений на 100 тыс. населения было на 13% выше, чем в сельской местности. В 1993 г. городская преступность в России составляла уже 77,4% от всей учтенной преступности, хотя интенсивность прироста сельской преступности и приближалась к городской. Урбанизация давно и обоснованно рассматривается криминологами всего мира в числе значимых криминогенных факторов[2].
Однако в 1994–1996 гг. в России темпы прироста сельской преступности стали выше, чем городской. В 1995 г., например, городская преступность увеличилась на 1,7%, а сельская – на 13,2%. Эти "ножницы" сохранились и в последующие годы. В 1997–1999 гг. удельный вес сельской преступности удерживался на уровне 29%, при условии постоянного сокращения сельского населения, удельный вес которого в структуре всего населения России составлял 26,6% (т.е. почти на 2% меньше, чем его доля в преступности страны). Он сократился лишь в 2002 г. (до 26,4%). В 2007 г. доля сельской преступности составляла 21,3%, а удельный вес сельских жителей – 26,7%. Эти показатели являются результатом не столько улучшения социальной политики на селе, сколько более "либерального" отношения к преступности в связи с существенным снижением возможностей органов правоохраны после вступления в силу УПК РФ.
Преступность в городах, особенно крупных, была и остается серьезной проблемой[3]. В Москве, например, доля преступности на улицах и в общественных местах является самой высокой. В 2007 г. ее уровень составлял 47,1%, в Санкт-Петербурге – 33,2%. Интенсификация криминальности села опаснее урбанизации преступности. Данная тенденция может свидетельствовать о разрушении последних "островков" нравственных традиций, которые в большей мере сохранялись в сельской местности.
Значительный прирост уличной преступности в 1987–1993 гг. (357%), в 1,6 раза превышающий данный показатель по всей преступности, складывается из беспрецедентного для нашей страны прироста уличных умышленных убийств (489,5% к 1995 г.), тяжких телесных повреждений (430,9%), разбоев (646,8%), грабежей (703,2%). Это привело к заметным структурным сдвигам – росту удельного веса уличной преступности в общем числе регистрируемых деяний и изменению соотношения уличных преступлений между собой. Доля умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и грабежей, т.е. наиболее опасных открытых насильственных и корыстно-насильственных преступлений, стала огромной.
Таблица 19.8. Уличная преступность в России в 1987–2008 гг.
Виды преступлений |
Годы |
|||||||||
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
|
Совершено преступлений, всего |
93 441 |
130 506 |
217 546 |
226250 |
245 532 |
303642 |
333 682 |
283139 |
296 510 |
219 211 |
Динамика, % |
100,0 |
139,7 |
232,8 |
242,1 |
262,8 |
325,0 |
357,1 |
303,0 |
288,4 |
234,6 |
Удельный вес, % |
7,9 |
10,7 |
13,4 |
12,3 |
11,3 |
11,0 |
11,9 |
10,8 |
9,8 |
8,4 |
В том числе: |
||||||||||
умышленное убийство (с покушением) |
820 |
1159 |
1573 |
1856 |
1899 |
2644 |
3528 |
3707 |
3963 |
3022 |
умышленное тяжкое телесное повреждение (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) |
3457 |
5875 |
9484 |
10 094 |
9910 |
12 677 |
14 893 |
12 929 |
11 899 |
8799 |
изнасилование с покушением |
1106 |
1328 |
1790 |
1755 |
1694 |
1520 |
1627 |
1452 |
1480 |
965 |
хулиганство |
25 809 |
26 719 |
39 036 |
41 570 |
40 203 |
42 800 |
48 580 |
49 009 |
47 594 |
39 013 |
разбой |
1806 |
2615 |
4982 |
5296 |
5779 |
9570 |
22 682 |
9476 |
9024 |
7276 |
грабеж |
13 390 |
21737 |
39 755 |
44 405 |
54 764 |
87 505 |
94153 |
68 048 |
63 690 |
50125 |
кража |
26 890 |
43 314 |
76 798 |
75 916 |
83 952 |
91 378 |
82 121 |
80 764 |
76 251 |
66156 |
Виды преступлений |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Совершено преступлений, всего |
191 443 |
186 895 |
175 427 |
163 948 |
174 759 |
189 451 |
216 892 |
241 008 |
355 288 |
441 610 |
405 864 |
385 871 |
Динамика, % |
204,9 |
200,0 |
187,7 |
175,5 |
187,0 |
202,7 |
232,1 |
257,9 |
380,2 |
472,6 |
434,3 |
412,9 |
Удельный вес, % |
8,0 |
7,2 |
5,8 |
5,5 |
5,9 |
7,5 |
7,9 |
8,3 |
10,0 |
11,4 |
11,3 |
12,0 |
В том числе: |
||||||||||||
умышленное убийство (с покушением) |
2737 |
2326 |
2014 |
2060 |
2088 |
2036 |
1904 |
1818 |
1757 |
1735 |
1518 |
1409 |
умышленное тяжкое телесное повреждение (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) |
7133 |
6281 |
5893 |
6231 |
6861 |
7332 |
6692 |
6669 |
7021 |
7017 |
6539 |
6387 |
изнасилование с покушением |
833 |
745 |
583 |
559 |
610 |
644 |
622 |
610 |
741 |
812 |
693 |
644 |
хулиганство |
28 984 |
27 910 |
25 302 |
23 877 |
25 145 |
26 845 |
25 487 |
6392 |
9456 |
10 664 |
7749 |
5142 |
разбой |
6249 |
6286 |
6217 |
6650 |
7998 |
10 134 |
11546 |
14 223 |
18 694 |
20 412 |
15 149 |
11 910 |
грабеж |
41 852 |
42 546 |
44 494 |
42 389 |
47 732 |
58 787 |
70882 |
91 726 |
136 059 |
155 585 |
129 097 |
108 007 |
кража |
51 638 |
52 602 |
51 545 |
44 278 |
45 061 |
43 879 |
55 574 |
62 931 |
87 352 |
117 871 |
114 594 |
116 931 |
Рис. 19.6. Динамика уличных преступлений в России в 1987–1996 гг.
На фоне неблагоприятных тенденций уличной преступности в Союзе и России ее некоторое снижение в 1994–1995 гг. с одновременным ростом умышленных убийств (кроме 1996 г.) представляется аномальным. Оно, несомненно, связано с селекцией учета и расследования преступлений, нехваткой сил и средств для борьбы с преступностью и привычным желанием руководителей органов внутренних дел продемонстрировать населению и властям свою способность "сбить" волну преступности (особенно уличной). Но имеются и более серьезные причины ее спада.
Разгул уличной преступности, как правило, связан с безнаказанностью правонарушителей, с серьезными пробелами в охране общественного порядка и несении патрульно-постовой службы. Увеличение плотности милиции в криминогенных городских зонах не сдерживает, а, скорее всего, загоняет уличную преступность в подполье. В результате уровень уличной преступности становится более "управляемым". На принятие таких экстенсивных мер и были в первую очередь направлены указы Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" и от 10 июля 1996 г. № 1025 "О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области" (его взяли на вооружение и другие субъекты РФ), позволившие до принятия необходимых законодательных актов, которые обсуждались парламентом много лет, усилить борьбу с преступностью.
Эти меры включали: определение перечня городов и отдельных местностей, которые необходимо взять под особый контроль; увеличение численности правоохранительных органов и судов, перевод личного состава органов внутренних дел и безопасности городов на усиленный вариант оперативной деятельности; разработку дополнительных правовых решений по усилению борьбы с преступностью в субъектах РФ. В числе неотложных мер были также следующие: расширение полномочий правоохранительных органов по проведению предварительных проверок и экспертиз в отношении подозреваемых лиц до возбуждения уголовных дел, использование данных оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в суде, возможность задержания подозреваемых до 30 суток и др. К охране общественного порядка во многих городах были подключены воинские части и подразделения.
Указы (особенно первый) противоречили действующему законодательству. Конституционность и демократичность предложенных мер также вызывали сомнения. Подобные меры не могли быть долговременными и радикальными, это меры пожарного характера. Однако на снижение преступности, особенно уличной, они все же повлияли.
Результаты принятых мер подтвердили эффективность усиленного контроля за поведением и деятельностью людей в борьбе с преступными проявлениями. Правда, такие меры чреваты злоупотреблениями милиции, которые могут свести на нет все успехи. Злоупотреблений не удалось избежать, даже несмотря на то, что в первом Указе Генеральной прокуратуре РФ было рекомендовано установить за соблюдением законодательства при исполнении Указа постоянный прокурорский надзор.
Ко всему прочему надо отметить, что интенсивно растущую преступность трудно было обуздать в условиях правового беспредела во всех сферах в рамках либеральных установлений. Кроме того, неотложные меры должны разрабатываться не исполнительной, а законодательной властью и обеспечиваться необходимыми гарантиями строгого соблюдения конституционных прав, а также финансами.
К слову сказать, Закон США "О контроле над насильственной преступностью и правоприменительных органах" 1994 г., ужесточающий борьбу с насильственными преступлениями, запрещающий продажу и хранение 19 видов оружия, носит полицейско- репрессивный характер. Репрессивная направленность американского закона многопланова. В числе подобных мер и такая несовместимая с современными демократическими тенденциями мера, как распространение назначения смертной казни более чем на 50 составов федеральных преступлений, особенно если они совершены фанатиками-террористами, патологически агрессивными людьми и сексуальными маньяками, ситуативными корыстноагрессивными, профессиональными и организованными преступниками. На церемонии подписания закона Б. Клинтон сказал: "Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком"[4].
Закон, предложенный американским президентом, был обусловлен аналогичными причинами и преследовал те же цели, что и Указ Б. Ельцина, – поставить под более строгий контроль насильственную преступность (особенно уличную). Отличие американского акта от российского (они вступили в действие практически одновременно – 13 сентября и 14 июня 1994 г.) заключается в том, что акт США по инициативе президента принят Конгрессом и на его реализацию выделено 30,2 млрд долл., распределенных на шесть лет на нужды правоприменительных органов (13,5 млрд), тюрьмы (9,8 млрд) и программы превенции (6,9 млрд). Указ Президента РФ оказался ничем не обеспечен.
Закон о контроле над насильственной преступностью и другие меры, принятые администрацией Б. Клинтона, дали реальные положительные результаты. Насильственная преступность в 1994–1999 гг. по абсолютным показателям сократилась на 25,7% (коэффициент – на 29,7%), умышленные убийства – на 36,7% (коэффициент – на 40%), изнасилования – на 16,0% (коэффициент – на 20,4%), нападения – на 19,3% (коэффициент – на 23,7%)[5].
Изменение социальной и правовой политики правительством Дж. Буша привело к росту преступности и насилия в США.
В 2001 г. число умышленных убийств возросло на 2,5% (по другим данным – на 3,1%), чему кроме всего прочего способствовала кино- и телепродукция. В 2003 г. был создан новый голливудский фильм-убийца "Страсти Христовы", на счету которого уже несколько человеческих жертв. Как отмечают критики, он возбуждает и легализует только самые темные страсти. Этот фильм- киллер ведет к идее примитивной вендетты взрывоопасную субстанцию религиозной веры. После такого фильма самый естественный порыв – искать врагов и стремиться им мстить[6]. Убийства в США значительно умножились в большинстве крупных городов – в Хьюстоне, Атланте, Сент-Луисе и др. В Бостоне они возросли на 67%[7]. Правительство вынуждено было разработать двухгодичную программу "Безопасный квартал", на осуществление которой пришлось выделить 550 млн долл.[8]
Количественные и качественные изменения насильственной уличной преступности до издания Указа Президента РФ "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" в России симптоматичны. С одной стороны, в правосознании преступников появилась большая (и обоснованная) уверенность в своей безнаказанности, с другой – терпение населения, страдающего от насилия, достигло предела, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Поэтому не совсем легитимные меры, устанавливаемые в этом Указе, были встречены жителями с определенной долей понимания. Можно сказать, что Россия в те годы насытилась насильственной преступностью, терпение народа было на пределе, и потому власти вынуждены были принять неординарные меры для борьбы с преступностью, поскольку критика "слева" за неспособность бороться с ней им представлялась более неприемлемой, чем критика "справа" за жесткий характер принимаемых мер.
Демократию и свободу можно сочетать с жестким правовым контролем. В марте 1995 г. семь стран Западной Европы, например, отменили паспортный контроль в Шенгенской зоне (свобода), но это стало возможно после многолетней колоссальной работы по унификации национальных законов, согласованию действий правоохранительных органов, образованию единой информационной системы и ужесточению паспортного режима на внешних границах безвизового пространства (контроль). Демократия и свобода деградируют в условиях бесконтрольности, в то же время они остаются пустой декларацией в условиях дискреционного полицейского контроля. Для России характерно и то, и другое. Беспрецедентный рост уличной насильственной преступности – индикатор этих процессов.