Угрозы экономической безопасности на современном этапе
Внешние угрозы безопасности России на современном этапе постоянно трансформируются из одной области в другую, из военной области в область экологических, экономических, информационных, социальных, культурных, духовных проблем и обратно.
1. Высокая зависимость российской экономики, всех ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих интересы РФ в области экономики.
2. Развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств.
3. Приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления и зависимость России от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения.
4. Дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
5. Недостаточный экспортный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы.
6. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций, в частности несанкционированный отбор нефтепродуктов из нефте- и газопроводов, проходящих по территории Украины, Белоруссии, Чеченской республики и стран Балтии.
Внутренние угрозы безопасности проистекают в первую очередь от факторов, воздействующих на гражданское общество: снижение качества и уровня жизни, экономические и финансовые кризисы, уровень преступности, межнациональные конфликты.
1. Сокращение численности населения и его старение, влекущие за собой в перспективе значительное сокращение трудового потенциала государства и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население.
2. Деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа многих малообеспеченных людей к системе охраны здоровья, образованию и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья населения; некомфортные жилищные условия, сокращение и ухудшение структуры рациона питания человека, плохая экологическая среда, большая загруженность женщин в общественном производстве и др.
3. Политическая нестабильность в связи с возможными повторными террористическими актами, подобными теракту 24–27 октября 2002 г. в Москве и 1–3 сентября 2004 г. в Беслане, несовершенство властных структур и слабость институтов власти, приводящая вместе с несовершенством законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому сокрытию доходов и уклонению от уплаты налогов, криминализации экономики и коррупции в области управления экономикой; отсутствие адекватного законодательства и судебной системы, задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики.
4. Высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля, большое количество правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах экономики, обострение социальных проблем – наркомании, проституции, бродяжничества и т.д.
5. Сохранение и возможное усиление значительной имущественной дифференциации (имущественного расслоения) населения с высокой долей и возможным увеличением численности населения, проживающего ниже уровня бедности (прожиточного минимума), и безработных. Факторами, определяющими эти угрозы, являются:
– сохранение низкого уровня доходов населения, не обеспечивающего достойный уровень жизни, потребности населения в продовольствии в размерах, достаточных для его жизнедеятельности, и необходимый рост платежеспособного спроса;
– наличие устойчиво высокой численности малоимущего населения, что создает социальную базу для криминальных проявлений: наркомании, преступности, проституции, бродяжничества и т.д.;
– повышение стоимости платных услуг обязательного характера (здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства), опережающий рост реальных доходов населения, и возложение этих дополнительных расходов на слои населения со средним достатком, которые обеспечивают рост платежеспособного спроса и сбережений;
– ухудшение качества массовых услуг в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства;
– рост безработицы до уровня, вызывающего социальные конфликты и постоянное пополнение малоимущих слоев населения;
– задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий.
6. Структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении, низком уровне инвестиционной активности, усилении объективно существующей территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития регионов.
7. Низкая с возможной тенденцией дальнейшего понижения конкурентоспособность российской экономики, обусловленная;
– отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
– низкой инновационной активностью, техническим и технологическим отставанием производства;
– ухудшением состояния научно-технического потенциала, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утратой престижности интеллектуального труда;
– сокращением финансирования НИОКР, в том числе за счет госбюджета;
– высоким уровнем монополизации экономики, усилением ее топливно-сырьевой направленности и недостаточной эффективностью государственного контроля над деятельностью естественных монополий;
– высоким уровнем правонарушений в информационной и интеллектуальной сферах, имеющих серьезные негативные последствия для снижения конкурентоспособности российской экономики, и др.
8. Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера со значительными негативными экологическими последствиями. Основными факторами, определяющими эти угрозы, являются:
– значительный износ основных производственных фондов, особенно в отраслях с непрерывным технологическим циклом, а также транспортных коммуникаций и продуктопроводов;
– рост объемов накопленных промышленных отходов, радиоактивных и токсичных веществ, а также несовершенство технологий по их утилизации и захоронению.
9. Неустойчивое состояние финансово-денежного обращения и кредитно-банковской системы, обусловленное следующими факторами:
– нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;
– недостаточной стабильностью финансово-денежной и кредитно-банковской систем после системно-экономического и финансового кризисов 1998 и 2008 гг.;
– сохраняющейся вероятностью резких колебаний на валютном и фондовом рынках, создающих угрозу дестабилизации всей денежно-кредитной сферы;
– высоким уровнем "долларизации" российской экономики и недоверия к национальной валюте;
– недостаточно благоприятным инвестиционным климатом, вызывающим отток капитала, и пр.
10. Сохранение реальной угрозы ограничивающего воздействия налогово-бюджетной сферы на экономический рост в государстве в результате:
– недостаточности бюджетно-финансового потенциала России для развития производства, модернизации его производственно-технической базы на основе новейших систем и технологий;
– ослабления государственного финансового и валютного контроля на федеральном и региональном уровнях;
– утери государством контроля над получением природной ренты.
11. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села.
12. Высокий уровень инфляции.
13. Негативная политика в сфере приватизации, резкое занижение стоимости приватизируемых объектов национального значения.
14. Искаженная структура фондового рынка: всего на 5% компаний в листинге РТС приходится 90% капитализации и 98% оборота на российском рынке акций. А с учетом того, что основная часть из них приходится на нефтегазовый сектор, фактически российский рынок акций находится в прямой зависимости от конъюнктуры на мировом рынке нефти и газа.