Уголовная ответственность за нарушение требований административного надзора
Начальник территориального органа внутренних дел принимает решение о возбуждении уголовного дела, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ, а также об осуществлении в установленном порядке розыска подозреваемого в совершении преступления в случае выявления фактов уклонения поднадзорного лица от административного надзора.
Состав преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ "Уклонение от административного надзора", образуют неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее постпенитенциарное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.
Объективная сторона выражается в неприбытии без уважительной причины лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства (пребывания) в определенный администрацией исправительного учреждения срок; самовольном оставлении данным лицом места жительства (пребывания).
Преступление считается оконченным в момент истечения срока, в течение которого лицо, в отношении которого установлен административный надзор, обязано было явиться, но не явилось к избранному им месту жительства или пребывания или же в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания[1].
Необходимо отметить, что при наличии уважительных причин неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление данным лицом места жительства или пребывания не образуют состава преступления. К таким уважительным причинам относятся, например, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь, смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения[2].
Рассмотрим примерный порядок сбора материалов доследственной проверки по ст. 314.1 УК РФ в случае неприбытия без уважительных причин поднадзорного лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному этим лицом месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок. В этом случае должен быть собран и представлен пакет необходимых документов, а именно:
1) рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков преступления – в этом рапорте отмечается, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо после освобождения к избранному месту жительства не прибыло, чем допустило уклонение от административного надзора;
2) протокол осмотра места происшествия – жилища поднадзорного лица с указанием, что в квартире (доме) поднадзорного имеются отопление, электричество, водоснабжение, которые создают все необходимые условия для проживания человека;
3) решение районного суда об установлении административного надзора;
4) предписание исправительного учреждения, согласно которому поднадзорный обязан прибыть после освобождения не позднее определенного срока к избранному месту жительства по конкретному адресу, а также явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия;
5) объяснение представителя исправительного учреждения, в котором излагаются сведения о том, что поднадзорному лицу разъяснялись необходимость своевременного прибытия после освобождения к месту жительства (регистрации), а также ответственность, предусмотренная ст. 314.1 УК РФ в случае неисполнения предписанных требований;
6) объяснения родственников, соседей поднадзорного, а также рапорты (акты проверок) сотрудников полиции о том, что с момента освобождения к месту жительства поднадзорный нс прибыл и по избранному адресу не проживает;
7) объяснение поднадзорного, в котором в обязательном порядке указывается, что представителями исправительного учреждения ему разъяснялась обязанность прибытия после освобождения к месту жительства (регистрации), а также ответственность, предусмотренная ст. 314.1 УК РФ.
В объяснении также необходимо отразить тот факт, что поднадзорный осознавал, что в случае прибытия к избранному им месту жительства, за ним будет осуществляться контроль со стороны сотрудников полиции, однако исполнять ограничения и обязанности, установленные законом, он умышленно не желал;
8) иные документы (с учетом складывающейся правоприменительной практики).
Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 12 Закона об административном надзоре.
Субъектом является вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста, в отношении которого судом установлен административный надзор.
Для субъективной стороны преступления характерно наличие прямого умысла и цели уклонения от административного надзора на какой- либо определенный период либо на все время применения этой меры или до погашения или снятия судимости.
Уголовная ответственность в соответствии со ст. 314.1 УК РФ наступает только в случаях, если поднадзорное лицо не прибыло в срок, определенный администрацией исправительного учреждения к избранному указанным лицом месту жительства или пребывания, а также если лицо самовольно оставило избранное им место жительство или пребывания в целях уклонения от административного надзора.
Ошибочно полагать, что возбуждению уголовного дела по ст. 314.1 УК РФ предшествует привлечение лица к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ "Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре". Самовольное, без разрешения соответствующего органа внутренних дел оставление места жительства или пребывания с целью навестить родственников, сдать вступительные экзамены в вуз может влечь только административную ответственность. В то же время оставление поднадзорным места своего жительства для совершения преступления в дру
гом населенном пункте, хотя после этого поднадзорный и возвращается к месту своего жительства, является основанием для наступления уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ.
Для установления факта самовольного оставления поднадзорным лицом места жительства или пребывания необходимо:
1) выяснить, куда данное лицо выехало;
2) установить, прибывало ли поднадзорное лицо после освобождения из мест лишения свободы в указанное помещение (с помощью опроса соседей и других жильцов квартиры (дома));
3) когда и при каких обстоятельствах поднадзорное лицо покинуло помещение.
В случае установления факта самовольного оставления поднадзорным лицом избранного места жительства или пребывания это лицо объявляется в розыск, при этом срок административного надзора приостанавливается (π. 1 ч. 5 ст. 5 Закона об административном надзоре).
При возбуждении уголовного дела по ст. 314.1 УК РФ в обязательном случае изымается, осматривается, признается и приобщается к материалам уголовного дела в качестве вещественного доказательства дело административного надзора. Кроме того, в обязательном порядке допрашиваются в качестве свидетелей: представители администрации исправительного учреждения, где отбывало наказание поднадзорное лицо, по вопросам о том, разъяснялась ли данному лицу уголовная ответственность за нарушение административного надзора; лица, проживающие в помещении, которое избрало для места жительства поднадзорное лицо.