Учредительные документы юридического лица
В зависимости от его организационно-правовой формы могут быть: только устав; учредительный договор и устав; только учредительный договор. Так, учредительными документами хозяйственных товариществ и обществ признаются:
– учредительный договор – для полных товариществ и товариществ на вере;
– устав – для ООО, обществ с дополнительной ответственностью и АО.
Устав также является учредительным документом для производственного кооператива и унитарного предприятия (государственного и муниципального).
Учредительными документами некоммерческих организаций являются:
– устав – для общественной и религиозной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, частного, бюджетного или автономного учреждения, автономной некоммерческой организации или потребительского кооператива;
– учредительный договор и устав – для ассоциации и союза, а также коллегии адвокатов.
Кроме того, учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор. В этом случае он становится учредительным документом данных организаций наряду с уставом.
Учредительным документом казенного учреждения может быть устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя казенного учреждения.
Адвокатские палаты субъектов РФ действуют на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ΦЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Федеральная палата адвокатов действует на основании устава, принимаемого Всероссийским съездом адвокатов.
Документы, подтверждающие полномочия лиц, которым предоставлено право первой или второй подписи
Ими могут быть:
а) подтверждающими право первой подписи в хозяйственных обществах:
протокол общего собрания акционеров (участников) (выписка из него) либо протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) (выписка из него), если уставом общества решение вопроса об избрании единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета);
– если функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации (управляющему), то представляется протокол общего собрания акционеров (участников) (выписка из него) либо протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) (выписка из него) – в зависимости от того, к чьей компетенции уставом отнесено решение данного вопроса – о принятом решении о передаче полномочий, а также договор, заключенный с управляющей организацией (управляющим) и пакет документов для идентификации управляющей организации (управляющего);
– если в уставе срок полномочий единоличного исполнительного органа указан как "определяемый контрактом", представляется контракт с указанным лицом либо выписка из него, содержащая срок его действия, а также права и обязанности (компетенцию) единоличного исполнительного органа;
б) подтверждающими право первой подписи от имени юридического лица независимо от его организационно-правовой формы:
– решение (приказ, распоряжение) о назначении единоличного исполнительного органа;
– доверенность на сотрудника юридического лица о предоставлении права первой подписи;
– доверенность на сотрудника управляющей организации о предоставлении нрава первой подписи – если функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации;
– приказ (распоряжение) единоличного исполнительного органа о предоставлении права первой подписи лицу, обладающему распорядительными или административно- хозяйственными полномочиями;
– должностная инструкция, из которой следует, что данному лицу предоставлено право первой подписи (в случае, если в приказе о назначении на должность прямо нс указано, что сотрудник наделен правом первой подписи);
в) подтверждающими право первой подписи от имени обособленного подразделения юридического лица:
– доверенность на руководителя обособленного подразделения, содержащая указание на предоставление права первой подписи;
– приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения о предоставлении права первой подписи сотруднику обособленного подразделения, если полномочия руководителя обособленного подразделения на издание такого приказа (распоряжения) следуют из положения об обособленном подразделении либо доверенности;
г) подтверждающими право второй подписи от имени юридического лица независимо от его организационно-правовой формы, а также от имени обособленного подразделения юридического лица:
– приказ единоличного исполнительного органа о назначении главного бухгалтера;
– приказ единоличного исполнительного органа о назначении лица, исполняющего обязанности главного бухгалтера, и о предоставлении ему права второй подписи;
– приказ единоличного исполнительного органа, согласованный с главным бухгалтером, содержащий перечень лиц, которым предоставлено право второй подписи;
– должностная инструкция, из которой следует, что данному лицу предоставлено право второй подписи (в случае, если в приказе о назначении на должность прямо нс указано, что сотрудник наделен правом второй подписи);
– договор о передаче функций главного бухгалтера специализированной организации, из которого следует, что работникам специализированной организации предоставлено право второй подписи;
– приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения о предоставлении права второй подписи сотруднику обособленного подразделения, если полномочия руководителя обособленного подразделения на издание такого приказа (распоряжения) следуют из положения об обособленном подразделении либо доверенности;
– приказ единоличного исполнительного органа (приказ (распоряжение) руководителя обособленного подразделения) либо официальное письмо, подтверждающее ведение бухгалтерского учета лично единоличным исполнительным органом (руководителем обособленного подразделения) – если соответствующее лицо ведет бухгалтерский учет лично.
На практике кредитные организации в целях максимально полной идентификации клиента при открытии счета требуют от юридических лиц представления, помимо перечисленных выше, следующих дополнительных документов:
1) всех "промежуточных" свидетельств о внесении записей в ЕГРЮЛ, как связанных с внесением изменений в учредительные документы, так и не связанных с этим;
2) протоколов общих собраний участников (акционеров) (решений единственного участника (акционера)) под каждое из указанных выше свидетельств, проясняющих существо состоявшихся изменений;
3) выписки из ЕГРЮЛ (как правило, давностью не более одного месяца);
4) письма о присвоении кодов федерального статистического наблюдения;
5) копий паспортов (иных документов, удостоверяющих личность) и свидетельств о постановке на учет в налоговом органе лиц, указанных в банковской карточке;
6) договора аренды (свидетельства о нраве собственности) на помещение, в котором располагается единоличный исполнительный орган юридического лица;
7) анкеты клиента по форме, установленной банком, в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 19.08.2004 № 262-П.
Если счет открывается не руководителем организации, а иным лицом, требуется представление доверенности на право открытия банковского счета и копии паспорта представителя (иного документа, удостоверяющего личность).
Как правило, уставные документы и свидетельства представляются в виде нотариально удостоверенных копий (с предъявлением подлинников), остальные документы – в виде копий, заверенных единоличным исполнительным органом и печатью организации (с одновременным предъявлением подлинников).
Инструкцией ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И установлены требования по ведению юридического досье клиента, а также предусмотрены положения, касающиеся принятия внутренних документов кредитной организации, регламентирующих правовой режим открытия банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам).
При представлении клиентом всех вышеуказанных документов кредитная организация обязана открыть потенциальному клиенту банковский счет. Отказ кредитной организации в открытии банковского счета допускается в следующих случаях:
а) если такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание клиента либо допускается законом или иными правовыми актами (ст. 846 ГК);
б) в случае непредставления клиентом документов, подтверждающих сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представления недостоверных сведений (п. 1.2 инструкции ЦБ РФ от 14.09.2006 № 28-И);
в) в случае непредставления резидентами и нерезидентами установленных ч. 4 и 5 ст. 23 Закона о валютном регулировании документов, удостоверяющих личность физического лица, статус юридического лица (для нерезидентов), документа о государственной регистрации юридического лица (для резидентов), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и иных;
г) в случае наличия решения налогового органа о приостановлении операций по банковскому счету клиента (п. 9 ст. 76 НК). При этом требования налогового законодательства распространяются лишь на те счета, которые обладают правовым режимом "счета" в смысле ст. 11 НК. Ответственность для банка по п. 1 ст. 132 НК не может наступить, если открытый банком счет не отвечает вышеуказанному определению счета (например, ссудный, транзитный валютный и др.), так как п. 9 ст. 76 НК запрещает банку открывать лишь те счета, которые в целях НК могут быть признаны таковыми (ч. 2 ст. 11 НК)[1];
д) в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, согласно которому кредитным организациям запрещается:
– устанавливать и поддерживать отношения с банками- нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;
– открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя. Названное требование не распространяется на случаи изменения условий ранее заключенного договора, при которых не требуется личное присутствие вкладчика или его представителя (см. информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2005 № 8);
– открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицам документов, необходимых для их идентификации;
– заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом либо его представителем документов, необходимых для идентификации клиента (представителя клиента).
Действующие в настоящее время банковские правила открытия счетов и вкладов юридическим и физическим лицам "делают невозможным открытие анонимного вклада или счета. Даже открытие вклада физическим лицом на имя третьего лица предполагает представление банку информации как о вносителе денежных средств, так и о третьем лице, на имя которого открывается вклад. Режим так называемых номерных банковских счетов также предполагает представление в банк полной информации о владельце такого вклада, причем этой информацией в банке владеет ограниченное число ответственных сотрудников"[2]. В письме ЦБ РФ от 20.01.2003 № 7-Т Банк России подчеркнул, что кредитным организациям следует идентифицировать лицо, заключающее договор банковского счета (вклада) – клиента (вкладчика), лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета, третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика). При этом рекомендуется при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова "номерной".
Кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:
– непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в Законе о противодействии отмыванию доходов сведения, либо представления недостоверных документов;
– наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности;
– отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Действующее законодательство не содержит эффективного инструмента противодействия созданию номинальных юридических лиц ("фирм-однодневок"). При их создании, для придания формального соответствия нормам законодательства, зачастую фальсифицируются документы, используются утерянные паспорта, предъявляются фиктивные договоры аренды. С учетом изложенного ФНС России считает правомерным и целесообразным использование банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации, позволяющими кредитным организациям эффективно осуществлять действия, предусмотренные п. 5.2 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов (см. письмо ФНС России от 16.06.2006 № 09- 1-03/3103 "Об использовании банками списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей").
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета на основании п. 2 ст. 846 ГК клиент вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить договор и о возмещении убытков, причиненных таким уклонением.
Открытие банковского счета, счета но вкладу (депозиту) завершается, а банковский счет, счет по вкладу (депозиту) является открытым с внесением записи об открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в Книгу регистрации открытых счетов в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора. В соответствии с п. 2.1 разд. 2 части III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Книга должна содержать следующие данные: дату открытия счета, дату и номер договора об открытии счета, наименование клиента, наименование (вид) счета, порядок и периодичность выдачи выписок по счету, дату сообщения налоговым органам об открытии счета, дату закрытия счета.
Открытие (закрытие) банковского счета сопровождается обязательным уведомлением об этом факте налоговых органов. Обязанности по уведомлению возложены как на банк, так и на клиента – владельца счета.
В соответствии с п. 2 и 3 ст. 23 НК налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту своего нахождения (жительства) об открытии или закрытии счетов (лицевых счетов), а также о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств – в течение семи рабочих дней со дня их, соответственно, открытия (закрытия)[3] или возникновения (прекращения) права использовать. В постановлении Президиума ВАС РФ от 20.07.2010 № 3018/10 по делу № А51-3672/2009 отмечено, что семидневный срок, предусмотренный п. 2 ст. 23 НК для направления в налоговый орган письменного сообщения об открытии в банке расчетного счета, не может исчисляться ранее получения организацией или индивидуальным предпринимателем сообщения банка об открытии данного счета.
Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган необходимых сведений влечет наступление ответственности на основании ст. 118 НК и ст. 15.4 КоАП. При этом налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, заключающегося в нарушении срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке, установленного ст. 118 НК, "в случае, если он не был извещен банком о закрытии счета в одностороннем порядке"[4]. Данный вывод широко подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 04.10.2004 но делу № А14-6243/04/172/23; ФАС Поволжского округа от 01.12.2005 по делу № А55-7390/04-44; ФАС Уральского округа от 11.12.2003 по делу № Ф09-4180/03-АК; ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.02.2007 № А74-2566/06-Ф02-170/07 по делу № А74-2566/06).
Банки обязаны сообщить не только об открытии (закрытии ), но и об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), а также о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней со дня соответствующего события (п. 1 ст. 86 НК), т.е. установленные ст. 23 и 86 НК сроки для сообщения указанных сведений начинают исчисляться с момента внесения соответствующей записи в Книгу регистрации открытых счетов.
Указанная обязанность банков распространяется также на счета, открываемые для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Порядок сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, а также об изменении реквизитов счета установлен Положением о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета, утвержденным ЦБ РФ 07.09.2007 № 311-П.
Формы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета установлены приказом ФНС России от 28.09.2009 № ММ- 7-6/475@ "Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета".
В соответствии с п. 2 ст. 132 НК несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, влечет взыскание с банка штрафа в размере 40 тыс. руб.[5]
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" банки также обязаны сообщать об открытии или о закрытии банковского счета, об изменении реквизитов счета организации и индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в электронной форме в территориальные органы Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) и Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС) по месту своего нахождения в течение пяти рабочих дней со дня, соответственно, открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета. Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронной форме установлен Положением ЦБ РФ 15.11.2010 № 361-П. Формы соответствующих сообщений утверждены приказом ФСС от 12.04.2011 № 67. Пенсионным фондом РФ рекомендуемые формы сообщений размещены на сайте ПФ РФ[6].
Нарушение указанной обязанности со стороны банка влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. руб. (ст. 49 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ аналогичные обязанности но уведомлению ПФ РФ и ФСС возложены и на плательщиков страховых взносов – организации и индивидуальных предпринимателей, которые должны направить соответствующие письменные сообщения в территориальные органы ПФ РФ и ФСС по месту своего нахождения (жительства) в течение семи рабочих дней со дня, соответственно, открытия или закрытия банковского счета. Письмом ФСС от 28.12.2009 № 02-10/05-13656 доведена рекомендуемая форма уведомления страхователем об открытии (закрытии) счета. Пенсионным фондом РФ рекомендуемые формы сообщений об открытии (закрытии) счета плательщика страховых взносов размещены на сайте ПФ РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.33 КоАП нарушение установленного Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ срока представления в территориальные органы ПФ РФ и ФСС информации об открытии (закрытии) счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб.
При этом по аналогии с понятием "счет", используемого в НК, в письме от 21.05.2010 № 1274-19 Минздравсоцразвития России разъяснило, что плательщики должны информировать территориальные органы ПФ РФ и ФСС только о тех расчетных (текущих) и иных счетах, которые открыты на основании договора банковского счета. Это следует из ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, в котором приведено понятие "счет", используемое в контексте уплаты страховых взносов. Об открытии (закрытии) счетов по вкладам (депозитам), ссудных и транзитных валютных счетов в территориальные органы ПФ РФ и ФСС сообщать не нужно, поскольку они открываются на основании иных договоров и имеют специальное целевое назначение.
Помимо вышеуказанных сообщений, банки в соответствии с п. 2 ст. 86 НК обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям па счетах организаций (индивидуальных предпринимателей)[7], а также справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств в течение трех рабочих дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Подобные справки могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная информация может быть запрошена после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя), приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
В аналогичном порядке банки предоставляют налоговым органам справки в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.
Расчет трехдневного срока, в течение которого банком в налоговый орган должна быть представлена справка (выписка) по запросу налогового органа, производится:
а) для запроса, врученного под расписку представителю банка, – со дня, следующего за днем, указанным в расписке (отметке) представителя банка о принятии запроса;
б) для запроса, направленного в банк заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – со дня, следующего за днем вручения почтового отправления, указанного в уведомлении о вручении.
Формы справок о наличии счетов в банке и об остатках средств на вышеперечисленных счетах, а также форма выписки по операциям на счете организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) и порядок их представления утверждены приказом ФНС России от 30.03.2007 № ММ-3-06/178@ "Об утверждении порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки".
В соответствии со ст. 135.1 НК непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.
Па основании п. 6 ст. 135.2 ПК непредставление банком справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 86 НК и (или) несообщение об остатках электронных денежных средств, переводы которых приостановлены, в соответствии с п. 5 ст. 76 НК, а также представление справок с нарушением установленного срока или справок, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.