Учитель как субъект педагогической деятельности
Особенности педагогической деятельности, ее творческий характер, сложность структуры и многообразие задач, которые приходится решать педагогу, предопределяют необходимость и выдвигают требование к учителю как субъекту педагогической деятельности.
Категория субъектности традиционно характеризуется в следующих терминах: активность, самостоятельность, инициативность, осознанность. Важным моментом в понимании сущности субъектности является сопоставление с категорией "адаптация". Так, при адаптации (в частности, к профессиональной деятельности) человек лишь приспосабливается к требованиям профессии, пассивно накапливает необходимые знания, качества, приобретает умения. Выступая же в качестве субъекта деятельности, человек активно ориентируется в профессиональной деятельности, осознает ее структуру, особенности, самостоятельно планирует и организует ее, осознает свои трудности и активно ищет пути их преодоления, постоянно нацелен на профессиональное саморазвитие.
Таким образом, учитель как субъект педагогической деятельности – это педагог, способный не только освоить деятельность, но и творчески ее преобразовать, а также самореализоваться в ней. Иными словами, когда "человек из объекта, на который влияют обстоятельства, превращается в субъекта, "господствующего" над ними" (В. А. Сластёнин).
В. А. Сластёнин предлагает анализировать категорию "субъектность педагога" через категорию "позиция педагога".
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.
Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а нс иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.
Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:
– информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
– друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
– диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
– советчика, если использует осторожное уговаривание;
– просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;
– вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
В. А. Сластёнин считает, что каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.