Учитель как профессионал
Профессия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Можно выделить четыре значения термина "профессия":
1) область приложения сил человека или область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда;
2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
3) подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнять определенного рода трудовые функции;
4) деятельность, работа профессионала, т.е. сам процесс реализации трудовых и, притом, профессионально выполняемых функций.
В структуре труда учителя можно выделить следующие составляющие:
• профессиональные психологические и педагогические позиции и установки;
• личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;
• профессиональные психологические и педагогические знания;
• профессиональные педагогические умения.
Учитель должен быть компетентным в своей профессии.
Наряду с термином "профессия" часто встречается термин "профессионализм". Профессионализм — совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в новых условиях.
Формирование профессионализма идет но трем основным направлениям:
1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, развивается специфическая система способов выполнения деятельности, т.е. формируется личностный стиль деятельности;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторика речи, эмоциональность, формы общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, памяти, мышления и т.д.), что в более широком плане может рассматриваться как становление профессионального мировоззрения;
3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в различных сферах:
• в когнитивной сфере — в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости;
• в эмоциональной сфере — в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности;
• в практической сфере — в осознании своих реальных возможностей влияния на объект, в результате — установка субъекта воздействовать на объект заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры.
Профессионализм имеет широкий спектр проявлений, начиная от дилетантства (поверхностные профессиональные знания) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов. Если человек не может отойти от стереотипов в соответствии с изменяющимися условиями, то профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности.
Этапы развития педагогического профессионализма
1. Владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (учитель-профессионал).
2. Использование в учительской практике наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (учитель-новатор).
3. Умение учителя научно обоснованно оценивать эффективность возникающих у него новых идей и возможность передачи их другим учителям (учитель-исследователь) (Ю. К. Бабанский).
По результативности своей деятельности педагог может быть отнесен к одному из следующих уровней деятельности:
• репродуктивному, состоящему в том, что педагог умеет рассказать другим то, что знает сам;
• адаптивному, состоящему в том, что педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
• локально-моделирующему, состоящему в том, что педагог умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения учащегося в учебно-познавательную деятельность;
• системно-моделирующему, состоящему в том, что педагог владеет стратегией формирования искомой системы знаний, навыков и умений учащихся не по отдельным разделам курса, как на предыдущем уровне, а по предмету в целом;
• системно-моделирующему (включая и поведение): педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии (Н. В. Кузьмина).
Вершин профессиональной деятельности достигают люди, способные к самообразованию, самоорганизации и самоконтролю.
Таблица 14.1. Два пути учителя в профессии (Л. М. Митина)
Характеристики |
Гуманистический путь |
Авторитарный путь |
Способ деятельности |
содействие |
принуждение |
Система отношений |
принятие |
неприятие |
Направленность личности |
гуманистическая |
манипулятивная: технократическая |
Позиция |
самостоятельная |
зависимая |
Направленность движения |
развитие; творчество |
адаптация; стагнация |
Результат движения |
самореализация |
невротизация |
Стратегия жизнедеятельности |
управлять |
подавлять |
Гуманный педагог организует педагогическое взаимодействие с позиций интересов детей; имеет оптимистическую установку на возможности и перспективы каждого ребенка, уважает и поддерживает достоинство детей, принимает детей такими, какие они есть.
Э. Бёрк
"Сложность образовательной работы, процесса преподавания и учения теперь требует более полного понимания и более широкого кругозора со стороны учителей, если они настроены на адекватное выполнение своих функций.
Сложности сопутствует сомнение. Профессионал — тот, кто знает, как работать в такой обстановке, кто умеет справиться с сомнениями, обладает опытом и смелостью принимать ответственные решения на основе имеющихся фактов и может, используя свое техническое мастерство, эффективно реализовать принятые решения или восстановить ситуацию в прежнем положении, если первоначальные решения оказались неправильными, нежелательными или недейственными.
Профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов "правильно" или "неправильно". Профессионал выступает в роли "мастера-практика", который, отставив формулы, предписания и алгоритмы, оценивает сложные ситуации и использует свое видение, интуицию и здравый смысл, чтобы вынести правильное суждение и принять надлежащие и защитные меры в ситуациях, когда очевидное не всегда является окончательным ответом.
Исследователи определили, что ежечасно учителя принимают до тридцати неординарных рабочих решений и делают это в присутствии класса численностью от двадцати пяти до сорока учащихся, когда между учителем и учениками ежедневно происходит 1500 взаимодействий. В свете этого обстоятельства Шульман пришел к заключению, что "с подобной сложной ситуацией (в которой работают учителя) может столкнуться лишь врач в отделении неотложной помощи больницы во время или после стихийного бедствия". В таких сложных и неопределенных положениях способность принимать компетентные решения является столь же рискованным и трудным делом в педагогике, как и в любой другой сфере профессиональной деятельности. В педагогическом образовании не менее важно, чем в других формах профессиональной подготовки, научить принимать решения.
Профессионализация предполагает рост доверия учителям, предоставление им большей свободы и возможностей самим контролировать свою сферу деятельности. "Педагогические полномочия" — таково название этого процесса. Педагог-профессионал представляет преподавание как сложную область деятельности, где база знаний не завершена, подвержена изменениям и всегда открыта ятя совершенства. Такой взгляд на преподавание противостоит догматизму части учителей. Он также помогает сломать оборонительные барьеры на пути переподготовки и повышения квалификации (т.е. осознать собственные недостатки или необходимость изменения собственных методов преподавания). Профессионализм выявляет и отстаивает необходимость постоянного обновления и совершенствования мастерства всех специалистов, включая учителей".
Какие же требования предъявляются сегодня к учителю в рамках ФГОС?
Российский учитель — это:
• носитель традиционных ценностей России и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе;
• патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
• личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, обладающая чувством стыда и собственного достоинства, совестью и ответственностью, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
• владеющий ОГЛАВЛЕНИЕм избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности;
• педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
• личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;
• квалифицированный пользователь ИКТ.