Учитель гуманизма
Его имя – Карл Роджерс. Родился в США, в 1902 г. В школе как малоспособный подвергался унижениям со стороны учителей, но это только укрепило его в стремлении посвятить себя в будущем педагогическому труду. Учился у знаменитого Дж. Дьюи. Потом работал учителем, искупая грехи своих учителей. Был ласков с учениками, жил их жизнью. Понял: всегда побеждает добро. Убеждал коллег стать на позицию добра с такой неистовой верой, что вскоре многие из них примкнули к чудаковатому учителю, образовав кружок гуманистической ориентации. Этот кружок, превратившийся в крупнейший исследовательский центр, существует до сих пор, хотя сам К. Роджерс умер в 1987 г.
Свои педагогические взгляды К. Роджерс изложил в книге "Freedom to Learn for the 80's", в которой утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет "облегчением" (англ. "facilitate").
Учителя – создателя атмосферы облегчения – сегодня во всем мире называют "фасилитатором". Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспитателя-облегчителя, от которого требуется только одно – определенно показать воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются. Важнейшими чувствами фасилитатора, как определил их К. Роджерс, есть эмпатия, безусловное одобрение личности воспитуемого, аутентичность. Только в этих условиях личность может принять решение об изменении своего повеления. Никто другой никогда за нее этого сделать не сможет; нарушая дисциплину, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимал решение, и сам он должен выбрать альтернативу.
К. Роджерса не удовлетворяют следующие положения традиционной педагогики.
1. Учитель обладает знаниями, учащийся ожидает их усвоения.
2. Основные элементы – уроки и экзамены. Урок – доминирующая форма, а экзамен определяет уровень приоритетных знаний.
3. Учитель является руководителем, обучаемый – подчиненным. Оба подчинены школьному руководству. Контроль всегда направлен вниз.
4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает удивление как эрудит или неуважение как диктатор, но всегда в центре.
5. Появляется минимальное взаимное доверие учителя к обучаемому. Первый не надеется, что учащийся будет хорошо работать без его постоянного контроля. Учащийся не верит в честность и компетентность учителя.
6. Учитель верит, что обучаемым лучше всего руководить, держа его периодически или постоянно в состоянии страха. Теперь нет такого количества физических наказаний, как раньше, но публичная критика, высмеивание и постоянный страх перед повторением ошибки действуют намного сильнее. Этот страх возрастает по мере продвижения по ступенькам образования, потому что обучаемый теряет всегда больше.
7. Обучаемые не определяют ни целей, ни содержания, ни методов образования, не имеют права выбирать учителей. Учитель также не имеет права голоса.
8. В школе место не для личности, а для интеллекта.
9. Вместо традиционной К. Роджерс в 1983 г. предложил новую модель образования – РСА (Person Centered Approach – концентрация на личности). Модель содержит девять основных положений.
1. Главное условие: фасилитатор имеет достаточно уважения к себе и к воспитанникам, чтобы понять – они, как и он сам, думают о себе, учатся для себя. Если это условие выполняется, то становятся возможными другие аспекты модели РСА.
2. Фасилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
3. Учитель руководствуется собственным опытом.
4. Обучаемый выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими. Он выбирает направление обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора.
5. В классе постепенно создается облегчающий учение климат, которым сначала руководит фасилитатор. Со временем обучаемые создают и поддерживают его сами. Взаимообучение становится доминирующим.
6. Все направлено на поддержание постоянного учебно-воспитательного процесса. ОГЛАВЛЕНИЕ обучения, хотя оно и важно, отступает на второй план. Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
8. Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности, собирает информацию от других членов группы и педагога.
9. В таких благоприятных условиях учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, быстрому продвижению и связи с жизнью. Это происходит потому, что направление обучения является личным выбором, обучение – собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.
В гуманистически ориентированной школе налицо много новых элементов, сопровождающих ученика на всем протяжении его обучения. Он будет:
– принимать участие в выборе того, что он сам хочет и будет изучать:
– находить выход для своего творчества:
– более экспрессивным в своих чувствах, мыслях, делах;
– развивать доверие к себе и одобрение своих действий:
– открывать, что учиться интересно;
– ожидать, когда же, наконец, наступит время идти в школу;
– любить и уважать учителей так, как они любят его;
– находить в школе место для своих увлечений;
– развивать свои знания о способах и источниках накопления знаний;
– открывать, что некоторые вещи очень трудны для изучения и будут требовать усилий, концентрации и самодисциплины;
– открывать, что такое обучение дает большое удовлетворение;
– выполнять задания совместно с другими, овладевая навыками социального поведения.
Учителем-фасилитатором может быть не каждый. Кандидат в учителя должен сам оценить свои возможности. Для этого он должен ответить на следующие сформулированные К. Роджерсом вопросы:
1. Сможешь ли ты позволить себе вторгнуться во внутренний мир растущей и развивающейся личности? Сможешь ли, не будучи судьей и критиком, войти, увидеть и оценить тот мир?
2. Сможешь ли позволить себе полную искренность с молодыми людьми, сможешь ли идти на риск открытых, экспрессивных, взаимных отношений, в которых обе стороны могут чему-то научиться? Отважишься ли быть собой в интенсивных групповых отношениях с молодежью?
3. Сможешь ли открыть заинтересованность каждой личности и позволишь ли ей развивать ее независимо от того, чем это закончится?
4. Сможешь ли помочь молодым людям сберечь одну из наиболее ценных особенностей – заинтересованность собой и окружающим миром?
5. Сможешь ли проявлять творчество в создании для молодежи благоприятных условий познания людей, опыта, книг, других источников, возбуждающих их интерес?
6. Сможешь ли воспринять и поддержать сумасбродные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность? Сможешь ли воспринять неординарные мысли своих воспитанников?
7. Сможешь ли помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, проникающими в идеи, и идеями, проникающими в чувства, экспрессией, захватывающей личность?
"Если кто-то каким-то чудом ответит “да” на большинство этих вопросов, – заключил К. Роджерс, – то он сможет облегчить жизнь своим школьникам, поможет развитию широких возможностей молодых людей".
Четвертое направление инновационной перестройки педагогической науки и практики основывается на приоритетах духовности. Нашему обществу нужно срочно возвращаться к принципам духовного существования. Сегодня мы уже дожились до того, что за деньгами не видим человека. Сами того не замечая, скатились в бездну аморальности, бездуховности и насилия. Так дальше жить нельзя. Воспитание – последняя надежда остановить разрушительные процессы "оскотинивания" людей. Новые задачи и возможности преобразования эдукационных и робурсационных процессов на началах духовности обсудим ниже.
Итоговый тест
Найдите семь ошибочных утверждений
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1 |
Педагогика – наука о воспитании детей |
||
2 |
Педагогика – наука об эдукации и робурсации |
||
3 |
Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти 12 веков |
||
4 |
Только в XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку |
||
5 |
"Великую дидактику" написал Ф. Бэкон |
||
6 |
Общеобразовательную школу в существующем ныне виде придумали иезуиты |
||
7 |
К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование, развитие и формирование |
||
8 |
В общем философском смысле воспитание есть приспособление человека к условиям жизни |
||
9 |
Воспитание тождественно формированию |
||
10 |
Воспитание не связано с обучением |
||
11 |
Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления |
||
12 |
Образование не тождественно воспитанию |
||
13 |
Воспитание и обучение – органически слитый, единый процесс |
||
14 |
Воспитание .может осуществляться без обучения. Обучение может существовать без воспитания |
||
15 |
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека |
||
16 |
Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности |
||
17 |
Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека |
||
18 |
Основная категория теоретической педагогики – закон |
||
19 |
Основная категория практической педагогики – технология |
||
20 |
Основной труд К. Д. Ушинского – "Педагогическая поэма" |
||
21 |
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов |
||
22 |
Школоведение рассматривается теперь чаще в рамках самостоятельной научной дисциплины – педагогического менеджмента |
||
23 |
В педагогической науке до сих нор нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. Существует два течения: авторитарное и гуманистическое |
||
24 |
Педагогика – это психология |
||
25 |
Ели бы жизнь категорически отвергала авторитарный или гуманистический подходы в воспитании, то один из них уже давно остался бы всего лишь историческим свидетельством |
||
26 |
Гуманистическая педагогика сориентирована на личность |
||
27 |
Инновационная педагогика требует замены парадигмы воспитания |
||
28 |
По Монтессори, в школах необходимо создать такие подходы, которые помогали бы "раскрываться" природе ребенка, оказывали содействие его самовоспитанию и самообразованию |
||
29 |
Главная цель вальдорфской педагогики – воспитание тела, духа и души |
||
30 |
Элементы технологии, выдернутые из системы, искусственно пересаженные в непривычные условия, нелогично сочетаемые с другими без должного согласования, только ухудшат результаты |
ERRARE HUMANUM EST
Человеку свойственно ошибаться
Неправильные ответы: 1, 5, 9, 10, 14, 20, 24