Учет требований нормативных правовых актов РФ при проведении аудита
ФСАД № 14 "Учет требований нормативных правовых актов в Российской Федерации в ходе аудита" устанавливает единые требования в отношении обязанности аудиторской организации и индивидуального аудитора учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов РФ в ходе аудита его бухгалтерской отчетности.
Степень влияния законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность организации может быть различной. Некоторые законодательные и нормативные акты определяют форму финансовой (бухгалтерской) отчетности, порядок формирования ее показателей, раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности организации. Другие законодательные и нормативные акты определяют условия деятельности организации, без соблюдения которых деятельность или отдельные операции организации не могут осуществляться или могут быть прекращены или ограничены. Налоговое законодательство, законодательство о валютном контроле, таможенное законодательство и т.п. оказывают влияние на деятельность практически всех организаций и предпринимателей. При этом несоблюдение законодательства в этих областях может иметь существенные финансовые последствия для аудируемого лица.
Наконец, существуют законодательные и нормативные акты, которые определяют общие вопросы функционирования аудируемого лица. К ним относятся трудовое законодательство, нормативные акты, регулирующие соблюдение техники безопасности, охрану здоровья работников, и т.п. Такие нормативные акты, как правило, не оказывают влияния на финансовую отчетность, так как практически не связаны с событиями или операциями, которые обычно в ней отражаются.
В рамках аудита отчетности аудитор не ставит своей целью выявить все факты несоблюдения законодательных и нормативных актов. Выявление таких фактов может стать предметом специального аудиторского задания при оказании сопутствующих аудиту услуг, тем не менее проведение ежегодного аудита может способствовать предотвращению несоблюдения требований законодательных и нормативных актов.
Руководству аудируемого лица при выполнении своих обязанностей по предотвращению и обнаружению фактов несоблюдения нормативных правовых актов РФ рекомендуется осуществлять в первую очередь следующие процедуры:
• отслеживать изменения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и обеспечивать гарантии того, что хозяйственная деятельность аудируемого лица соответствует установленным требованиям;
• разрабатывать и обеспечивать функционирование надлежащей системы внутреннего контроля;
• разрабатывать, утверждать и обеспечивать соблюдение правил внутреннего распорядка с обязательным уведомлением работников аудируемого лица;
• создавать условия, обеспечивающие ознакомление и понимание правил внутреннего распорядка;
• осуществлять контроль за соблюдением правил внутреннего распорядка и применять дисциплинарные меры к работникам, не соблюдающим указанные правила;
• привлекать специалистов в области права для отслеживания изменений законодательства РФ;
• вести реестр нормативных правовых актов РФ, которые должны соблюдаться аудируемым лицом.
При оценке влияния фактов несоблюдения законодательных и нормативных актов на финансовую отчетность аудируемого лица аудитор должен:
– рассмотреть возможные финансовые последствия для организации: штрафы, пени, другие санкции, угрозу конфискации активов, вынужденное прекращение деятельности, судебные разбирательства и т.п.;
– рассмотреть необходимость раскрытия возможных финансовых последствий в отчетности аудируемого лица;
– оценить, являются ли возможные финансовые последствия настолько серьезными, что могут повлиять на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
При аудите существует неизбежный риск того, что некоторые существенные искажения в финансовой (бухгалтерской) отчетности не будут обнаружены, несмотря на надлежащее планирование аудита и его проведение в соответствии с ФСАД.
Если аудируемое лицо препятствует аудитору в получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств, подтверждающих, что факты несоблюдения нормативных правовых актов РФ, которые могут быть существенными для финансовой (бухгалтерской) отчетности, имели место или могли иметь место, аудитору следует выразить мнение с оговоркой или отказаться от выражения мнения из-за ограничения объема аудита.