Учет товаров по продажным ценам

При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам на предприятиях розничной торговли учитывается на счете 42 "Торговая наценка". Счет 42 "Торговая нацепка" является регулирующим (контрактивным) счетом по отношению к счету 41 "Товары". Если из сальдо счета 41 вычесть сальдо счета 42, разность покажет покупную стоимость товаров. Счет 42 "Торговая наценка" не может применяться самостоятельно, а только в сочетании со счетом 41 "Товары" и только при условии учета товаров по продажным ценам.

Стоимость товаров и сумма торговых наценок напрямую связаны между собой: при увеличении стоимости товаров сумма торговых наценок также увеличивается, и наоборот.

Счет 42 "Торговая наценка" кредитуется при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки. В торговую наценку включаются доход торговой организации и НДС (если производимые товары этим налогом облагаются). При этом в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д 41 "Товары";

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – отражена стоимость приобретения товаров без НДС;

Д 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям";

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – учтена сумма НДС по приобретенным товарам;

Д 41 "Товары";

К 42 "Торговая наценка" – отражена торговая наценка на оприходованные товары (разница между предполагаемой продажной ценой поступивших товаров с НДС и стоимостью их приобретения без НДС).

Кроме того, на счете 42 "Торговая наценка" могут учитываться предоставляемые поставщиками скидки на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов. Размер торговой наценки устанавливается приказом руководителя организации. Это может быть единая торговая наценка, одинаковая для всех товаров, или для каждой группы (номенклатуры) товаров применяется своя торговая надбавка. При этом не исключается применение индивидуальных надбавок (наценок) на отдельные виды товаров.

Рассмотрим пример расчета торговой наценки (надбавки).

Пример. Организация оптовой торговли приобрела за плату у поставщика товары на сумму 47 200 руб., в том числе НДС – 7200 руб.

Затраты по доставке товаров на склад организации составили 4130 руб., в том числе НДС – 630 руб. Затраты по доставке товаров включаются в стоимость приобретенных товаров. Организация передала товар своему магазину розничной торговли, который учитывает товары по продажной цене с учетом торговой наценки в размере 40%.

Пример расчета продажной цены товара:

1) сумма торговой наценки при 40% от покупной цены товара:

(43 500 руб. × 40%): 100% = 17 400 руб.;

2) стоимость товара с учетом торговой наценки:

43 500 руб. + 17 400 руб. = 60 900 руб.;

3) сумма НДС, предъявляемая покупателю:

(60 900 руб. × 18%): 100% = 10 962 руб.;

4) общая сумма торговой наценки с учетом НДС:

17 400 руб. + 10 962 руб. = 28 362 руб.;

5) продажная цена товара с учетом торговой наценки и налогов:

43 500 руб. + 28 362 руб. = 71 862 руб.

При этом в учете будут сделаны следующие записи:

п/п

ОГЛАВЛЕНИЕ записей

Сумма

Корреспонденция

счетов

Дебет

Кредит

1

Отражена стоимость приобретения товара (без учета НДС)

40 000

41/1

60

2

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком товаров

7200

19/3

60

3

Отражена стоимость услуг транспортной организации (без НДС)

3500

41/1

60

4

Отражена сумма НДС по услугам транспортной организации

630

19/3

60

5

Произведена оплата поставщику, включая НДС

47 200

60

51

e

Произведена оплата услуг транспортной организации, включая НДС

4130

60

51

7

Предъявлены к вычету суммы НДС, уплаченные поставщику товара и транспортной организации

7830

68/1

19/3

8

Отражена торговая наценка по товарам с учетом НДС

28 362

41/1

42

9

Приобретенные товары переведены из склада организации в розничную сеть магазина

71 862

41/2

41/1

Поступление товаров в организацию и формирование их стоимости являются первым этапом их бухгалтерского учета. На этом этапе затраты на приобретение товаров не уменьшают экономических выгод организации, а следовательно, не уменьшают капитал организации и поэтому не могут быть признаны расходами организации.

На втором этапе бухгалтерского учета осуществляется продажа товаров, и только после этого расходы в виде стоимости приобретения данных товаров считаются осуществленными и признаются в учете в качестве расходов организации.