Учет расходов на продажу
Полная фактическая себестоимость готовой продукции включает в себя не только ее производственную себестоимость, но и коммерческие расходы (расходы на продажу).
Коммерческие расходы представляют собой затраты на отгрузку и продажу готовой продукции, работ, услуг.
Они включают в себя:
а) транспортно-заготовительные расходы (ТЗР): расходы на погрузку готовой продукции в транспортные средства, на ее доставку до пункта, определенного условиями договора с покупателем, оплату услуг транспортно-экспедиционных организаций и др.;
б) расходы по переработке, подсортировке, обработке готовой продукции и по приведению ее в товарный вид;
в) стоимость тары, приобретенной у сторонних организаций и используемой для упаковки изделий, а также расходы по ее содержанию в исправном состоянии и ремонту, если стоимость последней включена в продажную цену готовой продукции на основании условий договора с покупателем и не подлежит оплате им;
в) расходы, связанные с продажей готовой продукции, включая расходы по рекламе (разработка и изготовление рекламной продукции, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов продукции, объявления в средствах массовой информации и др.);
г) затраты по содержанию подразделения, осуществляющего торговую деятельность: оплата труда персонала и отчисления по ней на социальные нужды; ремонт, отопление, освещение, водоснабжение зданий (помещений); амортизация основных средств; прочие расходы, непосредственно связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм указанного подразделения;
д) расходы по хранению готовой продукции: оплата труда работников складов, суммы единого социального налога (взноса), амортизация, ремонт и ОГЛАВЛЕНИЕ основных средств, используемых при хранении и перемещении готовой продукции, другие расходы, непосредственно связанные с хранением готовой продукции. Если на складе кроме готовой продукции хранятся другие материальные ценности, расходы, относящиеся на готовую продукцию, определяются пропорционально объему, весу или стоимости хранящихся материальных ценностей согласно решению организации, закрепленному в ее учетной политике;
е) представительские расходы (расходы на проведение официальных приемов, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, и др.);
ж) расходы на комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
з) другие аналогичные по назначению расходы.
Выбор метода распределения расходов на продажу устанавливается организацией и закрепляется в ее учетной политике.
Для синтетического учета коммерческих расходов используется активный счет 44 "Расходы на продажу".
По дебету счета 44 накапливаются суммы произведенных организацией расходов по продаже продукции.
Расходы на тару, используемую для упаковки изделий на складах готовой продукции, также относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу". Тара, полученная от поставщиков, должна оприходоваться по дебету счета 10 "Материалы" субсчет 4 "Тара и тарные материалы".
Для определения финансового результата производственного предприятия расходы, собранные на счете 44 "Расходы на продажу", списываются на счет 90 "Продажи" субсчет 2 "Себестоимость продаж" частично.
Для этого производится ежемесячное распределение расходов на упаковку и транспортировку готовой продукции между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их весу, объему, производственной себестоимости и другим объектам распределения, принятым в организации и утвержденным в учетной политике организации.
ПРИМЕР 17.5
Сумма расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции, изготовляемых ООО "Альфа", составила 180 000 руб. Производственная себестоимость первого вида продукции -
1 200 000 руб., второго вида продукции - 1 800 000 руб.
Расчет суммы расходов на упаковку и транспортировку отгруженной продукции по видам продукции будет производиться по следующему алгоритму.
1. Рассчитывается общая сумма производственной себестоимости двух видов продукции: 1 200 000 руб. + 1 800 000 руб. = 3 000 000 руб.
2. Определяется коэффициент распределения расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции. Для этого необходимо общую сумму расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции разделить на общую сумму производственной себестоимости двух видов продукции: 180 000 руб. / 3 000 000 руб. = 0,06.
3. Рассчитывается сумма расходов на упаковку и транспортировку по первому виду продукции. Для этого необходимо производственную себестоимость первого вида продукции умножить на коэффициент распределения расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции: 1 200 000 руб. х 0,06 = 72 000 руб.
4. Аналогично рассчитывается сумма расходов на упаковку и транспортировку по второму виду продукции: 1 800 000 руб. х 0,06 = 108 000 руб.
Все остальные расходы, связанные с продажей продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость проданной продукции.
В бухгалтерском учете ООО "Альфа" делают запись:
ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" КРЕДИТ 44 "Расходы на продажу"
- 180 000 руб. - списаны на себестоимость коммерческие расходы.