Учет основных средств

Бухгалтерский учет основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26п (далее – ПБУ 6/01), и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н (далее – Методические указания по учету ОС).

К основным средствам относится часть имущества организации, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или операционного цикла свыше 12 месяцев; не предназначенная для продажи и способная в будущем приносить доход.

Группировка основных средств по видам приведена в Общероссийском классификаторе основных фондов, а также в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 "О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы" (далее – Классификация ОС).

По назначению основные средства можно разделить на производственные (для основного и вспомогательного производств) и непроизводственные. По принадлежности прав – на собственные, находящиеся в организации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, и арендованные. По степени эксплуатации – на действующие, находящиеся на реконструкции, в запасе, на консервации.

Первичная документация по учету основных средств в отраслях, в том числе и в торговле, унифицирована и состоит из следующих форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" – для зачисления в состав основных средств объектов, поступивших путем приобретения, строительства, безвозмездного получения, внесения в счет вкладов в уставный капитал, а также для ввода объектов в эксплуатацию, их внутреннего перемещения и выбытия. Акт составляется приемочной комиссией на каждый объект. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем; передается в бухгалтерию вместе с документацией.

ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств" – составляется в двух экземплярах с подписями получателя и сдатчика объекта, один экземпляр передается в бухгалтерию.

ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств" – служит для приемки законченных ремонтных работ, достройки, дооборудования, реконструкции и модернизации. Акт составляется работником структурного подразделения, подписывается им, исполнителем, главным бухгалтером и утверждается руководителем.

ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)" – служит для документального оформления списания основных средств, составляется комиссией в двух экземплярах, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй – материально ответственному лицу для списания объектов.

ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств" – служит для оформления списания автотранспортных средств. Акт составляется комиссией в двух экземплярах, один – в бухгалтерию, второй – материально ответственному лицу. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем, к нему прикладывается документ о снятии с учета в ГИБДД транспортного средства.

ОС-6 "Инвентарная карточка учета объектов основных средств" – для аналитического учета инвентарных объектов основных средств. В инвентарной карточке отражаются: структурное подразделение, первоначальная стоимость объекта, срок полезного использования, норма амортизации, сумма амортизации, дата ввода в эксплуатацию, инвентарный номер и другие данные.

ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования" – служит для документального оформления приемки оборудования.

ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж" – служит для документального оформления приемки-передачи оборудования, требующего монтажа.

Кроме вышеперечисленных используются следующие формы:

ИНВ-1 "Инвентаризационная опись основных средств" – заполняется рабочей комиссией в ходе инвентаризации и служит основанием для выявления фактического наличия основных средств.

ИНВ-18 "Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств" – заполняется рабочей комиссией по результатам инвентаризации и служит основанием для выявления недостач или излишков основных средств.

Единицей учета является инвентарный объект, т.е. объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, или комплекс конструктивно-сочлененных предметов, составляющих единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Каждый инвентарный объект имеет свой инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период нахождения объекта в организации. Если объект основных средств состоит из частей, которые имеют различные сроки полезного использования, то каждая из частей будет отдельным инвентарным объектом, имеющим свой инвентарный номер.

Особое значение для достоверного отражения в учете основных средств имеет их оценка. Первоначальная стоимость объектов представляет собой величину затрат организации на их приобретение или строительство, без налога на добавленную стоимость. В первоначальную стоимость объекта будут включены, помимо сумм к оплате поставщикам и подрядчикам, затраты на информационные и консультационные услуги, сборы, пошлины, вознаграждения посредникам, проценты за кредит, полученный на строительство основных средств, и прочие расходы.

Первоначальной стоимостью объектов основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, будет их согласованная стоимость, а по безвозмездно полученным объектам – рыночная стоимость. По объектам основных средств, полученных организацией в обмен на другое имущество, первоначальной стоимостью будет считаться стоимость обмениваемого имущества. Обнаруженные в результате инвентаризации неучтенные основные средства отражаются при постановке их на учет по рыночной стоимости.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств допускается только в следующих случаях: достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. Затраты по перечисленным процессам учитываются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Все затраты организации на строительство и приобретение основных средств концентрируются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам. Источником средств для осуществления капитальных вложений служит, как правило, собственный капитал организации. Он не уменьшается при расходовании численно, но преобразует свою форму из денежной в натурально-вещественную, в результате чего образуются новые виды имущества.

После того, как будет сформирована первоначальная стоимость объекта в сумме фактических затрат на его приобретение, строительство, создание, объект принимается к учету и ставится на баланс, согласно акту по форме ОС-1 или ОС-la. Первоначальная стоимость объекта переносится в дебет счета 01 "Основные средства" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" по соответствующим субсчетам.

Объекты основных средств, полученные в счет вклада в уставный капитал от учредителей, отражаются по согласованной стоимости по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный капитал". После ввода объектов в эксплуатацию затраты переносятся в дебет счета 01 "Основные средства" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Безвозмездное получение объектов основных средств по рыночной стоимости отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления". После ввода объектов в эксплуатацию, их стоимость переносится в дебет счета 01 "Основные средства" с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

По мере отнесения на затраты производства или включения в расходы на продажу сумм амортизации по основным средствам, полученным безвозмездно, доходы из будущих становятся реальными. Они переносятся с дебета счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

Выявленные неучтенные объекты основных средств по результатам инвентаризации будут отнесены по их рыночной стоимости в дебет счета 01 "Основные средства" и, соответственно, в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

В составе крупных организаций могут быть образованы собственные строительные участки, отделы, ремонтно-строительные группы, что позволяет осуществлять строительство хозяйственным способом. В этом случае все затраты на строительство объектов, отнесенные на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", будут учтены по их видам, в том числе расходы сырья, материалов, заработная плата рабочих, отчисления на социальное страхование и другие. Сформированная первоначальная стоимость объекта после ввода его в эксплуатацию переносится с кредита счета 08

"Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".

По действующему налоговому законодательству на стоимость строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом, начисляется НДС по дебету счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС". Сумма НДС, начисленная в бюджет от стоимости строительно-монтажных работ, может быть уменьшена на суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками за поступившие для строительства материалы, работы, услуги – но дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС".

Поскольку объекты основных средств относятся к внеоборотным активам и участвуют в процессах производства, обращения и (или) управления многократно, они частями переносят свою стоимость на готовую продукцию, работы и услуги.

Первоначальная стоимость объектов основных средств с течением времени уменьшается вследствие их физического и морального старения.

Амортизация как процесс постепенного переноса стоимости основных средств на готовую продукцию, работы и услуги позволяет аккумулировать в денежной выручке организаций средства для замены или восстановления объектов в виде амортизационных отчислений.

Амортизация по объектам основных средств начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и продолжается до полного погашения стоимости объекта или списания его с баланса. Учитывается амортизация на одноименном счете 02 "Амортизация основных средств". Суммы, учтенные по кредиту указанного счета, будут служить одним из источников будущего восстановления основных средств.

Ежемесячно на сумму амортизационных отчислений дебетуются счета затрат на производство или расходов на продажу, и кредитуется счет 02 "Амортизация основных средств".

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету определено, что организации могут применять для целей бухгалтерского учета один из нескольких методов начисления амортизации для однородных объектов, закрепив его в приказе по учетной политике: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, пропорционально объему продукции.

Выбрав один из указанных способов, организация на основании первоначальной (остаточной – для метода уменьшаемого остатка) стоимости объекта и срока его полезного использования определяет норму амортизации и сумму ежемесячных амортизационных начислений. Срок полезного использования объектов определяется организацией при принятии объектов к учету.

Согласно действующему бухгалтерскому законодательству, не амортизируются основные средства, находящиеся на консервации свыше 3 месяцев и на восстановлении – свыше 12 месяцев. Не амортизируются в обычном порядке земельные участки, объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, а также объекты основных средств некоммерческих организаций. За балансом по счету 010 "Износ основных средств" показываются суммы износа по указанным объектам, начисленные линейным способом.

Объекты основных средств стоимостью менее 20 000 руб. за единицу могут отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в составе МПЗ.

Однако методика бухгалтерского и налогового учета в вопросах амортизации основных средств различаются. Так, в гл. 25 "Налог на прибыль организации" НК РФ указывается, что для целей налогообложения существуют всего два метода амортизации – линейный и нелинейный. При этом порядок их применения зависит от амортизационной группы, определенной в соответствии с Классификацией ОС, которых всего 10. Из сказанного следует, что бухгалтер должен тщательно формировать как учетную, так и налоговую политику в целях их максимального сближения.

Первоначальная стоимость объектов, скорректированная на величину амортизационных отчислений, представляет собой остаточную стоимость.

Организации не чаще одного раза в год и по состоянию на 1 января отчетного года имеют право переоценивать объекты основных средств. Образующаяся при этом новая стоимость объекта называется восстановительной. Переоценку можно провести методом прямого пересчета стоимости объектов по рыночным ценам при наличии соответствующих документов, подтверждающих эти цены.

В бухгалтерском учете результаты проведенной переоценки будут отражены в части дооценки объектов по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества при переоценке". Сумма дооценки амортизации будет отражена по дебету счета 83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества при переоценке" и кредиту счета 02 "Амортизация основных средств".

В том случае, если по результатам переоценки стоимость объектов и величина амортизации будут уменьшены вследствие уценки, то сумма уценки будет отнесена в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы". Сумма уценки основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки над суммой дооценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль.

В процессе эксплуатации основные средства требуют своего восстановления путем проведения ремонтных работ, которые могут носить различный характер и осуществляться в виде текущего, среднего и капитального ремонтов. Так же, как и строительство основных средств, ремонты могут быть выполнены собственными силами, т.е. хозяйственным способом, или с участием подрядных организаций. Но в отличие от строительства, при котором создаются новые объекты основных средств и учет затрат ведется на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", ремонтные работы увеличивают сумму затрат на производство или расходов на продажу в том месяце, когда они были произведены.

Неравномерность проведения ремонтных работ может обусловить применение счета 97 "Расходы будущих периодов", с последующим списанием затрат с указанного счета на счета: 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы".

Для осуществления крупных капитальных ремонтов возможно предварительное резервирование средств на счете 96 "Резервы предстоящих расходов" путем ежемесячного включения резервируемых сумм в затраты на производство или в расходы на продажу текущего месяца. Излишне начисленные суммы резерва присоединяются в конце года к налогооблагаемой прибыли по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".

Объекты основных средств могут выбывать по ряду причин, например, вследствие их реализации, а также ветхости и полного износа, сдачи в аренду, передачи в счет вклада в уставный капитал или по договору мены и т.д. Специально созданная комиссия фиксирует причины выбытия основных средств, выявляет виновных лиц в случае досрочного выбытия объектов, определяет стоимость отдельных деталей и материалов, пригодных для дальнейшего использования.

Поступление и расходование средств, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием объектов основных средств отражаются на счете 91 "Прочие доходы и расходы": по дебету – остаточная стоимость объектов, по кредиту – их продажная стоимость.

Передача основных средств организацией в счет вклада в уставный (складочный) капитал другой организации будет отражена по дебету счета 58 "Финансовые вложения", субсчет 1 "Паи и акции" но согласованной стоимости.

Если же объекты основных средств передаются безвозмездно, то убыток от таких операций относится на финансовые результаты организации по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

Выбытие объектов основных средств вследствие невозможности их дальнейшего применения из-за ветхости, полного износа может сопровождаться оприходованием отдельных запасных частей, материалов на соответствующие счета по рыночной стоимости. Одновременно увеличиваются финансовые результаты на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы". Расходы, которые несет организация по выбывающим объектам, например, по их демонтажу, должны быть отнесены в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".

В процессе хозяйственной деятельности организация может передавать имущество в аренду, как в текущую, так и в финансовую – лизинг. При текущей аренде имущество будет учитываться на балансе у арендодателя, т.е. у владельца имущества, а у арендатора – за балансом по счету 001 "Арендованные основные средства". В инвентарной карточке по форме ОС-6 по объекту, передаваемому в аренду, делается соответствующая запись с указанием номера и даты договора аренды. Получаемую арендную плату организация-арендодатель включает в состав доходов от обычных видов деятельности, если аренда носит постоянный характер, и учитывает по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка". Если же сдача имущества в аренду не является систематической, то арендная плата включается в состав прочих доходов и учитывается по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы". Арендатор относит арендную плату на счета учета затрат на производство или расходов на продажу.

Организация – арендодатель сумму амортизации по основным средствам, переданным в аренду, будет отражать по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" в том случае, если арендная плата формирует прочие доходы. Если для организации сдача имущества в аренду является основным видом деятельности, то амортизация имущества, переданного в аренду, будет относиться на счета учета затрат на производство или расходов на продажу.

Учет операций по финансовой аренде или лизингу регулируется приказом Минфина России от 17 февраля 1997 г. №15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга". Согласно действующему законодательству, финансовая аренда или лизинг представляет собой инвестиционную деятельность по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга лизингополучателям на условиях оплаты и на определенный срок, с правом выкупа ими имущества. Имущество, передаваемое в лизинг, может учитываться как на балансе у лизингодателя, гак и на балансе у лизингополучателя.

Если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя (у лизингополучателя – за балансом по счету 001 "Арендованные основные средства"), то все расходы, связанные с его приобретением, относятся в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств". При постановке на учет имущества, предназначенного для сдачи в аренду по лизинговому договору, сумма расходов по его приобретению переносится с кредита указанного счета в дебет счета

03 "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в аренду". Передача имущества лизингополучателю будет отражаться по кредиту счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество для сдачи в аренду" и дебету счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности", субсчет "Имущество, переданное лизингополучателю".

Амортизация имущества и прочие расходы, связанные с лизинговой деятельностью, относятся у лизингодателя в дебет счетов затрат на производство или расходов на продажу, а лизинговые платежи от лизингополучателя включаются в выручку от реализации и относятся в кредит счета 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка".

Если же предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя, то при поступлении лизингового имущества будет дебетоваться счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" и кредитоваться счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Арендные обязательства". При вводе лизингового имущества в эксплуатацию его стоимость переносится с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств" в дебет счета 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства, поступившие по лизингу".

Расчеты с лизингодателем ведутся через счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами": дебетуется субсчет "Арендные обязательства", и кредитуется субсчет "Задолженность по лизинговым платежам" – на сумму лизинговых платежей. Амортизация по лизинговому имуществу относится в дебет счетов учета затрат на производство или расходов на продажу и кредит счета 02 "Амортизация основных средств", субсчет "Амортизация основных средств, поступивших по лизингу".

У лизингодателя стоимость лизингового имущества учитывается за балансом по счету 011 "Основные средства, сданные в аренду".

Стоимость лизингового имущества после перехода права собственности будет отражена у лизингополучателя по дебету счета 01 "Основные средства", субсчет "Собственные основные средства" и кредиту счета 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства, поступившие по лизингу". Одновременно на сумму начисленной амортизации будет кредитоваться счет 02 "Амортизация основных средств", субсчет "Амортизация собственных основных средств", и дебетоваться счет 02 "Амортизация основных средств", субсчет "Амортизация основных средств, поступивших по лизингу".

В балансе остаточная стоимость основных средств отражается в I разделе актива. Аналитический учет организуется по инвентарным объектам основных средств в разрезе материально ответственных лиц. Источниками информации о движении основных средств и сумм амортизации являются журналы-ордера № 13 и № 10.

Бухгалтерские записи по учету создания, приобретения, поступления и движения основных средств представлены в табл. 3.20.

Таблица 3.20

Схемы корреспондирующих счетов по учету операций с основными средствами

Корреспонденция счетов

ОГЛАВЛЕНИЕ

операций

Дебет

Кредит

08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 1 "Приобретение земельных участков", субсчет 2 "Приобретение объектов природопользования", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Отражаются: покупная стоимость объектов по счетам подрядчиков, а также акцепт счетов за консультационные, посреднические, транспортные и другие услуги

08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 1 "Приобретение земельных участков", субсчет 2 "Приобретение объектов природопользования", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

Отражается сумма процентов за пользование заемными средствами, взятыми для строительства или покупки основных средств (до ввода объектов в эксплуатацию)

08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 1 "Приобретение земельных участков",субсчет 2 "Приобретение объектов природопользования ", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

68 "Расчеты по налогам и сборам"

Отражаются расходы по регистрации сделок с недвижимостью

19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Отражается сумма налога на добавленную стоимость, выделенная в первичных и расчетных документах поставщиков, подрядчиков, посредников и т.п.

01 "Основные средства"

08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 1 "Приобретение земельных участков", субсчет 2 "Приобретение объектов природопользования ", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

Отражается постановка на баланс объектов основных средств по акту ОС-1

08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 1 "Приобретение земельных участков", субсчет 2 "Приобретение объектов природопользования", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств", субсчет 4 "Приобретение объектов основных средств"

75 "Расчеты с учредителями", субсчет 1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал"

Отражается внесение учредителями (участниками) объектов основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал по согласованной стоимости, увеличенной на суммы затрат по транспортировке, погрузке – выгрузке и т.д.

08 "Вложения во внеоборотные активы"

98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 " Безвозмездные поступления"

Отражается безвозмездное поступление объектов основных средств по рыночной стоимости

20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу"

02 "Амортизация основных средств"

Начислена амортизация по основным средствам

98 "Доходы будущих периодов", субсчет 2 "Безвозмездные поступления"

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы"

На суммы, численно равные амортизации по безвозмездно полученным объектам основных средств, доходы из будущих отражаются как реальные

01 "Основные средства"

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы"

Отражаются выявленные в ходе инвентаризации неучтенные объекты основных средств по рыночной стоимости

08 "Вложения во внеоборотные акт ивы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств"

10 "Материалы", 02 "Амортизация основных средств", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др.

Отражаются затраты при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом

01 "Основные средства"

83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества по переоценке"

Отражается дооценка основных средств

83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества по переоценке"

02 "Амортизация основных средств"

Отражается корректировка сумм начисленной амортизации (увеличение)

83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества по переоценке"

01 "Основные средства"

Отражается уценка основных средств

02 "Амортизация основных средств"

83 "Добавочный капитал", субсчет "Прирост стоимости имущества по переоценке"

Отражается корректировка сумм начисленной амортизации (уменьшение)

84 " Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

01 "Основные средства"

Отражается уценка основных средств, по которым ранее не производилось дооценки

02 "Амортизация основных средств"

84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Отражается корректировка сумм начисленной амортизации по основным средствам, по которым ранее не производилась дооценка

20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу"

96 "Резервы предстоящих расходов"

Формирование резерва для проведения ремонта основных средств

96 "Резервы предстоящих расходов"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

Акцепт счетов подрядных организаций за ремонтные работы в пределах сумм резерва

96 "Резервы предстоящих расходов"

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы"

Списание неиспользованных сумм резерва на прочие доходы

01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"

01 "Основные средства"

Отражается первоначальная стоимость выбывающего объекта

02 "Амортизация основных средств"

01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"

Списываются суммы амортизации, начисленные к моменту выбытия объекта основных средств

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы"

01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств"

Отражается списание остаточной стоимости объекта основных средств

50 "Касса",

51 "Расчетные счета"

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы"

Отражается продажная стоимость объекта основных средств

94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

01 "Основные средства"

Отражается недостача объектов основных средств по результатам инвентаризации

73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба"

94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Недостача основных средств отнесена на материально ответственных лиц

91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы"

94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"

Недостача основных средств отнесена на прочие расходы, когда виновные лица не установлены или судом отказано во взыскании по иску