Учет операций у доверительного управляющего

Правила отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности при осуществлении договора доверительного управления имуществом для организаций, являющихся юридическими лицами но законодательству Российской Федерации, установлены Указаниями об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н.

Бухгалтерский учет операций по рассматриваемому договору ведет именно доверительный управляющий. Согласно п. 11 данных Указаний он обязан обеспечить самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от учета операций, которые связаны с его собственным имуществом.

Это требование следует из норм ГК РФ. На основании п. 1 ст. 1018 ГК РФ имущество, переданное в доверительное управление, должно быть обособлено как от другого имущества учредителя управления, так и от собственного имущества управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет. В результате у доверительного управляющего возникает необходимость ведения двух и более балансов. В бухгалтерской отчетности, которую он составляет по операциям доверительного управления, после наименования управляющего оформляется пометка "Д. У.".

Учет операций, связанных с выполнением функций доверительного управляющего, осуществляется на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом". Кроме того, этот субсчет используется для учета расчетов по договору у учредителя управления. Дебетовые и кредитовые остатки по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом"

у доверительного управляющего и учредителя управления соответственно позволяют сопоставить данные, отражаемые в бухгалтерском учете каждой стороной договора. Они также показывают стоимостную оценку имущества, переданного в доверительное управление и учитываемого на отдельном балансе.

Имущество, полученное от учредителя управления, отражается в бухгалтерском учете по стоимости, числящейся в учете учредителя управления на дату вступления данного договора в силу, следующим образом:

ДЕБЕТ 01 "Основные средства" (04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др.) – КРЕДИТ 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".

Суммы начисленной амортизации отражаются в бухгалтерском учете записью:

ДЕБЕТ 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" – КРЕДИТ 02 "Амортизация основных средств" (05 "Амортизация нематериальных активов").

Амортизацию по переданному в доверительное управление имуществу доверительный управляющий начисляет тем способом и с учетом того срока полезного использования, которые установил по этому имуществу учредитель управления.

При перечислении денежных средств в счет дохода, причитающегося учредителю управления по рассматриваемому договору, в бухгалтерском учете оформляется запись:

ДЕБЕТ 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета".

Причитающиеся доверительному управляющему суммы вознаграждения, предусмотренные договором доверительного управления имуществом, и суммы возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются следующим образом:

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Сумма НДС по начисленному вознаграждению отражается записью:

ДЕБЕТ 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В соответствии с положениями поди. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ при наличии счета-фактуры и при обособленном учете операций по доверительному управлению имуществом доверительный управляющий имеет право произвести налоговый вычет НДС по своему вознаграждению.

Порядок ведения налогового учета для доверительного управляющего установлен в ст. 332 НК РФ, согласно которой доверительный управляющий должен вести учет доходов и расходов, связанных с исполнением договора доверительного управления, отдельно от доходов, полученных в виде вознаграждения от доверительного управления, в разрезе каждого договора доверительного управления.

Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В собственном учете доверительного управляющего доходы и расходы, возникающие в процессе деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, должны учитываться обособленно по каждому договору:

ДЕБЕТ 20 "Основное производство" (26 "Общехозяйственные расходы") – КРЕДИТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – отражены возмещаемые и невозмещаемые расходы доверительного управляющего;

ДЕБЕТ 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – КРЕДИТ 90 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы" – отражено вознаграждение доверительного управляющего и сумма возмещаемых расходов;

ДЕБЕТ 90 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы" – КРЕДИТ 20 "Основное производство" (26 "Общехозяйственные расходы") – отражено списание затрат, произведенные для доверительного управления имуществом, в том числе и возмещаемые.

В составе выручки управляющего учитываются суммы, причитающиеся ему в виде вознаграждения, и расходы, произведенные им при доверительном управлении и возмещаемые учредителем управления.

Если за время действия рассматриваемого договора доверительный управляющий совершил действия, которые повлекли утрату или повреждение имущества, то он обязан возместить учредителю управления убытки. Суммы убытков отражаются у доверительного управляющего в составе его прочих расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы".

Пример 7.1

ООО "Успех" приобрело административное здание, первоначальная стоимость которого – 1 800 000 руб. Здание было введено в эксплуатацию в декабре 2012 г. Амортизация по данному объекту начисляется линейным способом, срок полезного использования – 15 лет. То есть начиная с января 2013 г. по этому виду имущества организация ежемесячно начисляла амортизацию в размере 10 000 руб. (1 800 000 руб. / 15 лет / 12 мес.).

ООО "Успех" решило передать здание в доверительное управление сроком на три года. Доверительным управляющим было выбрано ООО "Восток".

21 августа 2013 г. стороны подписали договор доверительного управления имуществом. Согласно договору учредитель управления является одновременно и выгодоприобретателем.

23 августа 2013 г. договор был зарегистрирован в территориальном органе Федеральной регистрационной службы и вступил в силу. В тот же день стороны подписали акт приема-передачи недвижимости. По условиям договора расходы за госрегистрацию обременений нрав на недвижимое имущество (7500 руб.) осуществляет учредитель управления.

ООО "Восток" (доверительный управляющий) оформляет в бухгалтерском учете следующие записи:

ДЕБЕТ 01 "Основные средства" – КРЕДИТ 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" – 1 800 000 руб. – административное здание получено в доверительное управление (первичный документ – акт о приеме-передаче объекта ОС с пометкой "Д.У.");

ДЕБЕТ 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" – КРЕДИТ 02 "Амортизация основных средств" – 70 000 руб. – отражена сумма амортизации по зданию, начисленная учредителем управления до дня передачи имущества в доверительное управление (первичный документ – акт о приеме-передаче объекта ОС с пометкой "Д. У.").

ООО "Восток", действуя в качестве доверительного управляющего, заключило с ООО "Свет" (арендатором) договор аренды административного здания от 31.08.2013 № 1/ДУ.

Согласно этому договору арендная плата составляет 106 200 руб. в месяц (в том числе НДС – 16 200 руб.) и включает компенсацию коммунальных и эксплуатационных расходов, необходимых для нормального функционирования арендованных помещений в здании.

Вознаграждение доверительного управляющего установлено в размере 20% от размера арендной платы. Данное вознаграждение он удерживает из суммы арендной платы, полученной от арендатора.

Доверительный управляющий заключил договоры со специализированными организациями на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг. Стоимость этих услуг – 47 200 руб. в месяц (в том числе НДС – 7200 руб.).

В учете, который доверительный управляющий ведет по операциям доверительного управления, по итогам 9 месяцев 2013 г. будут оформлены следующие записи:

ДЕБЕТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – КРЕДИТ 90 "Продажи" субсчет "Выручка" – 106 200 руб. – отражена арендная плата в составе выручки (первичный документ – счет за аренду);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – 16 200 руб. – начислен НДС с суммы арендной платы (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 51 "Расчетные счета" субсчет "Расчетный счет для расчетов Д. У." – КРЕДИТ 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – 106 200 руб. – поступила арендная плата на расчетный счет, открытый для расчетов по договору доверительного управления (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – КРЕДИТ 51 "Расчетные счета" субсчет "Расчетный счет для расчетов Д. У." – 21 240 руб. – перечислено вознаграждение доверительного управляющего на его собственный расчетный счет (первичный документ – выписка банка по расчетному счету);

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – 18 000 руб. – начислено вознаграждение доверительному управляющему (первичный документ – отчет доверительного управляющего);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" КРЕДИТ 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – 3240 руб. – отражен НДС с суммы причитающегося вознаграждения (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы" – КРЕДИТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – 3240 руб. – сумма НДС списана на прочие расходы, так как налоговый вычет по такой операции не представляется (первичный документ – бухгалтерская справка);

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 40 000 руб. – отнесена на расходы стоимость оказанных коммунальных и эксплуатационных услуг (первичный документ – счет на оплату услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – 7200 руб. – отражен НДС со стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" – КРЕДИТ 19 "ИДС по приобретенным ценностям" – 7200 руб. – принят к вычету НДС со стоимости коммунальных и эксплуатационных услуг (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 02 "Амортизация основных средств" – 20 000 руб. – начислена амортизация по зданию за август и сентябрь 2013 г. (первичный документ – ведомость начисления амортизации).

По окончании отчетного периода ООО "Восток" определило финансовый результат по деятельности, связанной с доверительным управлением. В бухгалтерском учете оформляются записи:

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж" – КРЕДИТ 26 "Общехозяйственные расходы" – 78 000 руб. (18 000 руб. + + 40 000 руб. + 20 000 руб.) – списаны затраты на себестоимость услуги (первичный документ – бухгалтерская справка);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "Прибыли и убытки" (91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов") – КРЕДИТ 99 "Прибыли и убытки" – 8760 руб. (106 200 руб. – 78 000 руб. – 16 200 руб. – 3240 руб.) – определен финансовый результат (прибыль) от деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом (первичный документ – бухгалтерская справка).

Предположим, что в августе и сентябре расходы доверительного управляющего в связи с осуществлением данного вида деятельности составили 15 000 руб. (в том числе НДС – 2288 руб.). В договоре не предусмотрена компенсация указанных расходов учредителем управления.

В собственном учете доверительный управляющий должен отразить операции:

ДЕБЕТ 26 "Общехозяйственные расходы" – КРЕДИТ 70 "Расчеты по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – 12 712 руб. (15 000 руб. – 2288 руб.) – учтены общехозяйственные расходы доверительного управляющего (первичные документы – расчетно-платежная ведомость, акт приема-передачи оказанных услуг);

ДЕБЕТ 19 "НДС по приобретенным ценностям" – КРЕДИТ 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – 2288 руб. – отражен НДС с суммы общехозяйственных расходов (первичный документ – счет-фактура);

ДЕБЕТ 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – КРЕДИТ 90 "Продажи" субсчет "Выручка" – 21 240 руб. – начислено вознаграждение по договору доверительного управления (первичный документ – отчет доверительного управляющего);

ДЕБЕТ 90 "Продажи" субсчет "НДС" – КРЕДИТ 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС" – 3240 руб. – начислен НДС с суммы вознаграждения (первичный документ – счет-фактура).

Доверительный управляющий 3 октября 2013 г. представил учредителю управления отчет по результатам деятельности и бухгалтерскую отчетность.