Учет индивидуальных особенностей
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было, нет, и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях (различиях), возникновение которых связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Однако это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия.
Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые "порции" учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.
Очень убедительно эту мысль выразил Г. Гегель: "Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только это преобразование души составляет воспитание".
Отечественная педагогика стоит на иных позициях: воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются "трудные" воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Считается, что индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания, но практически реализовать его требования в условиях групповой (коллективной) формы воспитания очень трудно. Если добавить к этому гендерные особенности, о которых уже шла речь, то становится понятно, что реализация принципа индивидуального подхода в воспитании становится все более проблематичной.
Способный, но ленивый
Хотите узнать, на какие типы делил учеников Я. А. Коменский? Перелистаем "Великую дидактику".
"У одних способности острые, у других – тупые, у одних – гибкие и податливые, у других – твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Из этого трижды двойного ряда способностей возникает шестикратное сочетание их...
Во-первых, есть ученики с острым умом, стремящиеся к знанию и податливые; они, преимущественно перед всеми другими, особенно способны к занятиям. Им ничего не нужно, кроме того, чтобы предлагалась научная пища...
Во-вторых, есть дети, обладающие острым умом, но медлительные, хотя и послушные. Они нуждаются только в пришпоривании...
В-третьих, есть ученики с острым умом и стремящиеся к знанию, но необузданные и упрямые...
В-четвертых, есть ученики послушные и любознательные при обучении, но медлительные и вялые...
В-пятых, есть ученики тупые и, сверх того, равнодушные и вялые. Их еще можно исправить, лишь бы только они не были упрямыми...
На последнем месте стоят ученики тупые, с извращенной и злобной натурой: большей частью эти ученики безнадежны... Почву бесплодную, говорит Катон, не следует ни обрабатывать, ни трогать...
Сущность сказанного сводится к следующему высказыванию Плутарха: “Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти”. Да, в нашей власти, говорит он. Так садовник из любого живого корня выращивает дерево, применяя в необходимых случаях именно свое искусство посадки".
Ода двоечнику
Долгие годы считалось, что первая ступень, где проявляются таланты, – это предметные олимпиады для школьников. Но статистика показала: среди бывших победителей математических олимпиад нет ни одного доктора наук. Олимпиады оказались скорее тестом для выявления "интеллектуальных спортсменов", а вовсе не людей, способных двигать науку вперед. По-настоящему талантливый ребенок вообще редко бывает отличником. Например, 30% учеников, отчисляемых из американских школ за неуспеваемость, – это одаренные дети, у которых показатель IQ больше 130. Одаренные дети, достигающие 150 баллов по шкале IQ, опережают сверстников по возрасту на целых четыре года.
Итоговый тест
Найдите шесть ошибочных утверждений
| № | Утверждение | Да | Нет | |
| 1 | Развитие сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему | |||
| 2 | Движущая сила развития – борьба противоречий | |||
| 3 | Биогенетический закон Э. Геккеля и Ф. Мюллера: онтогения (индивидуальное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида) | |||
| 4 | Развитие человека предполагает, прежде всего, его духовное совершенствование. Смысл развития в духовном возвеличении. Бездуховного движения и человек, и его цивилизация останавливаются в своем развитии | |||
| 5 | Достичь высокого уровня развития, сформироваться – означает прежде всего состояться духовной личностью | |||
| 6 | Назначение воспитания в том и состоит, чтобы указать человеку путь к себе, мобилизовать его силы для духовного роста и самосовершенствования | |||
| 7 | Развитие человека детерминировано только внешними условиями | |||
| 8 | Процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания | |||
| 9 | Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга | |||
| 10 | Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей | |||
| 11 | Наследуются не задатки, а способности | |||
| 12 | Человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными | |||
| 13 | Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении | |||
| 14 | В социальной жизни, как и в природе, действует принцип "выживания наиболее приспособленных" | |||
| 15 | Вне человеческого общества психическое развитие происходить не может | |||
| 16 | Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия | |||
| 17 | Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития | |||
| 18 | Только то воспитание признается хорошим, которое следует за развитием | |||
| 19 | Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность | |||
| 20 | Активность личности, как и деятельность, не имеет избирательного характера | |||
| 21 | Бог создал мужчину и женщину, предписал им различные роли, предполагающие свои особенности воспитания, развития и формирования | |||
| 22 | Генетические программы мужчины и женщины отличаются между собой. Очевидные физиологические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов | |||
| 23 | Девочек и мальчиков следует готовить к выполнению предписанных им функций и предназначенных ролей, опираясь на заложенные природой особенности их организма и связанные с этим особенности развития и формирования | |||
| 24 | Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества | |||
| 25 | Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них | |||
| 26 | Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом воз- | |||
| 27 | Между возрастом человека и темпами духовного развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше темп духовного развития: с возрастом темп духовного развития замедляется | |||
| 28 | Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сенситивными | |||
| 29 | Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением – с другой | |||
| 30 | Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели исполнять общие правила (Гегель) | 
 | ||
ERRARE HUMANUM EST
Человеку свойственно ошибаться
Неправильные ответы: 1, 7, 11, 15, 18, 20