Учет имущества, приобретенного по лизингу
В связи с совершенствованием правового статуса государственных учреждений бюджетные учреждения получили возможность заключать договор финансового лизинга по приобретению имущества. Это может быть необходимо, когда, например, учреждение открывает новое направление деятельности, а средств на приобретение оборудования недостаточно.
Лизинг в Федеральном законе от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее – Закон о лизинге) определяется как вид инвестиционной деятельности но приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
В ГК РФ понятие лизинг трактуется как "сделка, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование". Однако для бюджетных учреждений существует ограничение: выбор продавца имущества по договору финансовой аренды (договору лизинга) осуществляется арендодателем.
Виды лизинга по праву владения, распоряжения имуществом, а также по продолжительности срока действия:
1) финансовый – лизингополучатель в конце срока действия договора получает предмет договора (оборудование, автомобиль) в собственность;
2) оперативный – лизингополучатель получает нужное имущество на определенный срок за плату, а затем возвращает объект лизинга обратно лизингодателю (лизинговой компании). Имущество находится лишь во временном пользовании, а затем лизинговая компания сама решает, как поступить с возвращенным имуществом – передать в лизинг вновь либо продать;
3) возвратный – продавец предмета лизинга одновременно выступает как лизингополучатель: он сам себе продает предмет лизинга через лизинговую компанию, получив тем самым ускоренную амортизацию, пополнив оборотные средства и оптимизировав налогообложение;
4) долгосрочный – лизинг, осуществляемый в течение 3 и более лет;
5) среднесрочный – лизинг, осуществляемый в течение от 1,5 до 3 лет;
6) краткосрочный – лизинг, осуществляемый в течение менее 1,5 лет.
Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством РФ (гл. 34 ГК РФ), Законом о лизинге и договором лизинга. Сторонами по такой сделке выступают: продавец предмета лизинга, лизингодатель (лизинговая компания) и лизингополучатель, которые для выполнения своих обязательств заключают договоры:
1) купли-продажи, являющиеся обязательным (между лизингодателем и продавцом оборудования и между лизингодателем и лизингополучателем (если оборудование по окончании срока действия договора переходит в собственность последнего);
2) о привлечении средств, залога, гарантии, поручительства и др. (сопутствующие договоры).
В договоре лизинга определяются размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей.
Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, состоящая из суммы на возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещения затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также дохода лизингодателя.
В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Стоимость лизинговой услуги для бюджетных учреждений формируется на рыночных условиях и зависит от факторов, характерных для любой лизинговой сделки: стоимость заемного финансирования, рисков проекта, стоимость собственных денег лизинговой компании и т.д. будет зависеть не только от ситуации на рынке, но и от вероятности государственного вмешательства в процесс регулирования стоимости лизинговых услуг для бюджетных учреждений.
Не всегда лизинговая сделка экономически эффективна для бюджетного учреждения, это касается, например, приобретения медицинского оборудования, не облагаемого НДС либо используемого для оказания медицинских услуг, не облагаемых НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ. Поскольку лизинговые платежи облагаются НДС в полном объеме, включая неоплаченную стоимость имущества и комиссию лизинговой компании, стоимость такой услуги при прочих равных условиях выше как минимум на 18% от стоимости имущества. Кроме того, в данном случае нс принимается к вычету НДС со стоимости лизинговых услуг (ст. 171 НК РФ). Однако если приобретаемое оборудование будет использоваться для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, суммы НДС по лизинговым платежам принимаются к вычету в полном объеме.
Среди основных причин, препятствующих реализации лизинговых проектов с бюджетными учреждениями, можно выделить следующие:
1) ограничения бюджетных учреждений на право осуществления иной, приносящей доход деятельности, прописанные в их уставах;
2) необходимость дополнительного согласования возможности заключения лизинговых сделок с учредителем, если сделка превышает предел крупной сделки;
3) в случае нехватки у бюджетного учреждения средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, для обслуживания обязательств по лизингу возникает необходимость в дополнительных (возможно государственных) гарантиях;
4) сложность адекватной оценки рисков неплатежей. Оценивая риски неплатежей бюджетного учреждения в рамках его деятельности, лизинговые компании принимают во внимание не только финансовое состояние БУ, бизнес-план проекта и т.п., но и существующие гарантии своевременной оплаты лизинговых платежей, законодательство регионов, макроэкономическую ситуацию.
Существенным фактором риска является выделение средств учредителем на субсидии для иных целей, предусматривающих лизинговые платежи;
5) очень ограничено применение использование имущества бюджетных учреждений в качестве дополнительного обеспечения по лизинговой сделке.
Бюджетные учреждения как потенциальные потребители лизинговой услуги могут применять законодательно закрепленный инструмент обновления основных фондов, но это не означает, что всем необходимо его использовать. Руководитель должен оценить экономическую эффективность такой сделки, как для основной профильной деятельности, так и для иной деятельности приносящей доход.
Бухгалтерский учет основных операций при осуществлении лизинга представлен в табл. 4.14.
Таблица 4.14
Основные бухгалтерские записи при осуществлении лизинга
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
Начисление задолженности по оплате договора финансовой аренды |
210641310 "Увеличение вложений в основные средства – предметы лизинга" |
230231730 |
Оплата лизинговых платежей |
230231830 |
220111610 |
Принятие к учету лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, учитываемого в соответствии с договором на балансе лизингополучателя |
210141310– 210148310 |
210641310 "Увеличение вложений в основные средства – предметы лизинга" |
Выкуп лизингового имущества и переход его в собственность лизингополучателя при условии погашения всей суммы предусмотренных договором лизинга лизинговых платежей |
010111310- 010113310, 010115310, 010118310, 010131310- 010138310 |
0 10141310– 010148310 |