Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности (1010)
Целью данного Положения является оказание содействия аудиторам и распространение положительной практики работы путем предоставления рекомендаций по применению MCA в случаях, когда экологические вопросы являются важными для финансовой отчетности аудируемого лица.
Экологические вопросы становятся важными для все большего количества организаций и при определенных обстоятельствах могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность. К таким вопросам постоянно возрастает интерес пользователей финансовой отчетности. Ответственность за признание, оценку и раскрытие информации по указанным вопросам лежит на руководстве организации.
Со второй половины XX в. компании ряда стран Европы и Северной Америки начали привлекаться к юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, что сопровождалось для них дополнительными финансовыми потерями и обусловило необходимость оценки соответствия осуществляемой этими компаниями деятельности нормам законодательства об охране окружающей среды. Такая оценка по определенной аналогии с финансовым аудитом получила название экологического аудита, который распространяется в Канаде, Великобритании, Нидерландах, США, Швеции и особенно в последнее время – в России.
Национальное агентство по охране окружающей среды США в 1984 г. разработало концепцию экологического аудирования для федеральных ведомств, в соответствии с которой агентства осуществляли экологический аудит Министерства энергетики США, Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). В США существенна роль экологического аудита как инструмента "более раннего" выявления экологического правонарушения.
Экологический аудит нашел применение в таких областях деятельности, как приобретение или передача недвижимости, решение проблемы отходов производства и потребления, обеспечение безопасности производимых продуктов, борьба с профессиональными заболеваниями, контроль загрязнения природных сред.
Экологическому аудиту в большей степени присущ аналитический характер. Он не дает ответа на вопрос: каким образом компания может усовершенствовать свою экологическую программу? Аудиторы лишь указывают на выявленные недостатки природоохранной деятельности, а принятие необходимых мер – обязанность управляющего компанией. Ответственность за признание, оценку и раскрытие информации по таким вопросам лежит на руководстве аудируемого лица.
В некоторых случаях экологические вопросы являются важными для организации и может существовать риск существенного искажения (в том числе несоответствующего раскрытия) фактов в финансовой отчетности в результате таких экологических вопросов. При таких обстоятельствах аудитор должен рассмотреть экологические вопросы при проведении аудита финансовой отчетности. Экологические вопросы могут быть комплексными и поэтому могут потребовать дополнительного рассмотрения со стороны аудитора.
Необходимость учета экологических вопросов при аудите финансовой отчетности зависит от суждения аудитора о том, повлекут ли экологические вопросы за собой риск существенного искажения финансовой отчетности. В некоторых случаях может быть сделан вывод об отсутствии необходимости в специальных аудиторских процедурах. В других случаях аудитор использует профессиональное суждение для определения характера, сроков и объема специальных процедур, которые он считает необходимыми для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств того, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Если аудитор не обладает профессиональной компетенцией для проведения специальных процедур, он имеет право обратиться за технической консультацией к таким специалистам, как юристы, инженеры или специалисты по экологии.
Тем не менее "уровень профессиональной подготовки аудитора, его опыт и знание субъекта и отрасли могут помочь определить, что отдельные действия, привлекшие внимание аудитора, содержат признаки несоблюдения законов и нормативных актов. Определение того, какие действия являются или могут являться несоблюдением, обычно основывается на консультации опытного и квалифицированного юриста, однако окончательное решение может приниматься только судом" (MCA 250).
В Положении приведены примеры экологических вопросов, влияющих на финансовую отчетность организации:
• введение экологических законов и положений может повлечь за собой обесценивание активов и, как следствие, необходимость снижения их балансовой стоимости;
• несоблюдение норм экологического законодательства, касающихся, например, удаления выбросов и отходов, или изменения в законодательстве, имеющие ретроактивную силу, могут потребовать начисления сумм для осуществления исправительных мер, выплаты компенсаций и оплаты юридических расходов;
• некоторые организации, например в добывающей промышленности (горнодобывающая или нефте- и газодобывающая отрасли), производители химикатов или компании по утилизации отходов могут понести экологические обязательства в качестве непосредственного побочного продукта своей основной деятельности;
• конструктивные обязательства, вытекающие из добровольных действий (например, организация может обнаружить загрязнение почвы и, не имея юридических обязанностей, решит устранить загрязнение, заботясь о свой репутации и улучшения отношений с обществом);
• организация может быть обязана раскрыть в примечаниях наличие условных обязательств, если расходы, относящиеся к экологическим вопросам, не могут быть достоверно оценены;
• в крайних случаях несоблюдение определенных экологических законов и положений может повлиять на продолжительность деятельности организации с точки зрения допущения о непрерывности деятельности и, следовательно, на раскрываемые сведения и основу для подготовки ее финансовой отчетности.