Учет дополнительных источников финансирования в стратегии бюджетного планирования
Появление дополнительных источников финансирования влияет на составление бюджетного плана организации. Как показывает практика, возможны две стратегии бюджетного планирования — гибкая и жесткая.
Гибкая стратегия исходит из того, что "объем дополнительного спонсорского финансирования, равно как и величина доходов от реализации услуг, — величины прогнозные, а не фиксированные". В связи с этим организация формирует гибкий бюджет, в основе которого — принцип приоритета социально и культурно значимых задач. Это значит, что направления расходования средств выстраиваются в порядке их приоритетности: только в случае наличия достаточных финансовых средств на более важную задачу можно направлять средства на менее важные задачи.
Так, в Михайловском театре все направления деятельности были распределены по четырем группам — А, Б, В, Г (табл. 23.1).
Таблица 23.1. Направления расходования средств
Группа деятельности |
Характер деятельности |
ОГЛАВЛЕНИЕ, конкретные операции |
|||
А |
Деятельность, обязательная в отчетном периоде |
Прокат репертуара, оплата труда сотрудников, бытовые расходы, одна новая постановка в год |
|||
Б |
Проекты, реализация которых возможна при появлении целевого финансирования и (или) свободных средств, привлеченных организацией, при этом их проведение крайне желательно |
Новые постановки, специальные события (концерты мировых звезд, выступление которых перед петербургскими зрителями поможет решить социальные и культурные задачи, стоящие перед театром, и т.д.), реставрация помещений и модернизация оборудования, обновление старых постановок |
|||
В |
Масштабные проекты, реализация которых возможна только при привлечении значительных внебюджетных средств |
Международные гастроли коллектива театра, проведение фестивалей, открытие летней школы балета, проведение мастер-классов российских и зарубежных педагогов для артистов театра |
|
||
Г |
Малые проекты, реализация которых может быть полностью профинансирована из средств спонсоров |
Покупка инструментов для оркестра, модернизация отдельных секторов театра, выпуск печатной продукции, реализация просветительных и образовательных программ и т.д. |
|
||
Деятельность по каждой группе имеет свои источники финансирования:
деятельность группы А обеспечивается обязательными государственными субсидиями;
деятельность группы Б обеспечивается тремя источниками:
доходы от собственной деятельности;
дополнительное государственное финансирование;
средства крупных спонсоров;
деятельность группы В обеспечивается поддержкой крупных спонсоров;
деятельность группы Г обеспечивается средствами от малых благотворительных взносов.
Планирование бюджета в Свердловской филармонии привязано в первую очередь к планированию репертуара и строится на жесткой стратегии, в основе которой лежит принцип: расходы, связанные с осуществлением творческих замыслов, не должны превышать те доходы, которые организация рассчитывает получить, реализовав эти замыслы. Такой строго практический подход требует согласования репертуарного плана четырьмя инстанциями: службой художественного планирования, заместителем директора по экономике, заместителем директора по маркетингу и службой развития. Заместитель директора по экономике составляет прогноз доходной части от продажи билетов, служба развития — доходы от спонсоров. После того как план тщательно откорректирован, на его основе составляется годовая афиша, т.е. документ, в котором все предстоящие концерты и другие события привязаны к строгому календарному графику.
Обратим внимание на разницу между обычным планированием репертуарной афиши (см. гл. 21 "Планирование в театре"), когда подневный план составляется не более чем на три месяца, и тем, который практикуется в Свердловской филармонии. Именно этот момент является определяющим для:
внедрения системы абонементов;
подготовки и старта рекламной кампании;