Учетная и налоговая политика корпорации

На современном этапе бухгалтерский и налоговый учет представляет собой сложную информационно-технологическую систему. Именно эффективность функционирования этой системы влияет на эффективность деятельности корпорации в значительной мере. А иногда даже определяет ее. Вот поэтому очень важно заранее обеспечить постановку учета, определить совокупность способов и методов его ведения, которые впоследствии будут применяться корпорацией в ходе ведения хозяйственной деятельности. Эти вопросы должны быть изложены в учетной политике корпорации – специально разрабатываемом документе.

Учетная политика корпорации для ведения бухгалтерского учета – принятая корпорацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы).

Учетная политика корпорации для ведения бухгалтерского учета формируется во всех корпорациях независимо от их организационно-правовой формы путем выбора одного из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету способов по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета (при отсутствии нормативных документов – на основе самостоятельных разработок корпорации исходя из требований бухгалтерского учета).

Учетная политика подлежит оформлению организационно- распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) корпорации. Одновременно с ней утверждаются рабочий план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, не предусмотренные типовыми, формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, правила документооборота и формы регистров налогового учета.

Наличие и соблюдение графика документооборота является достаточно важным моментом эффективного функционирования системы бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования и порядок документооборота содержатся в Приказе № 34н от 29 июля 1998 г. Непосредственно в соответствии с утвержденным в корпорации графиком документооборота создаются первичные учетные документы, а также порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете. За создание, порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете, а также за достоверность информации, содержащейся в учетных документах, отвечают лица, непосредственно составившие и подписавшие эти документы.

Целями учетной политики являются:

1) уменьшение трудоемкости;

2) рационализация и систематизация денежных потоков;

3) сближение с Международными стандартами финансовой отчетности;

4) повышение степени инвестиционной привлекательности.

Основными нормативными документами, регулирующими правила формирования учетной политики, являются Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г., Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н с последующими изменениями и дополнениями[1], Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н с последующими изменениями и дополнениями[2].

Формирование учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008 строится на четырех допущениях[3]:

1) допущение имущественной обособленности (активы и обязательства корпорации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой корпорации и активов и обязательств других корпораций):

2) допущение непрерывности деятельности (корпорация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке);

3) допущение последовательности применения учетной политики (принятая корпорацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому);

4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности корпорации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами).

Учетная политика корпорации должна обеспечивать ряд требований, которые предъявляют к качеству информации, полученной в бухгалтерском учете. Этими требованиями в соответствии с ПБУ 1/2008 являются:

1) требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности);

2) требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);

3) требование осмотрительности (большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, недопущение создания скрытых резервов). Обязанность корпораций создавать оценочные резервы является практическим применением требования осмотрительности. В соответствии с законодательством оценочные резервы делятся на три вида:

• резерв под снижение материально-производственных запасов;

• резерв под обесценение финансовых вложений;

• резерв по сомнительным долгам;

4) требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования). Если, например, риски и выгоды от использования активов перешли к арендатору, то арендуемое имущество будет учитываться на его балансе, а не по выбору сторон;

5) требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца);

6) требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины корпорации). Сопоставление затрат на организацию системы бухгалтерского учета с реальным полезным эффектом от ее действия является примером исполнения данного требования.

Согласно ст. 8 ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) учетная политика корпорации может быть изменена только в трех случаях:

1) изменение требований, установленных законодательством РФ, федеральных и отраслевых стандартов;

2) разработка (выбор) нового способа ведения бухгалтерского учета;

3) существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Информация, которую нужно раскрывать при внесении изменений в учетную политику:

1) причина изменения;

2) ОГЛАВЛЕНИЕ новаций;

3) порядок отражения последствий изменений учетной политики в бухгалтерской отчетности;

4) суммы котировок, связанных с изменением учетной политики;

5) сумма соответствующей котировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно.

Изменение учетной политики должно быть полностью обоснованным и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) корпорации в порядке, предусмотренном пунктом 8 ПБУ 1/2008.

Последствия изменения учетной политики, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение корпорации в целом, финансовые результаты и движение денежных средств, должны оцениваться в денежном выражении. При этом оценка производится на основании выверенных корпорацией данных на дату, с которой непосредственно применяется новый (измененный) способ ведения бухгалтерского учета[3].

В июле 2010 г. принят Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" (№ 208-ФЗ), установивший, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями МСФО. В феврале 2011 г. утверждено "Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107). В ноябре 2011 г. вышел Приказ Министерства финансов "О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" (от 25 ноября 2011 г. № 160н).

Минфин России подготовил для применения на территории страны 40 международных стандартов, 24 разъяснения к ним.

Установлено, что Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования в журнале "Бухгалтерский учет", являющемся официальным печатным изданием для публикации МСФО.

Международные стандарты нужны прежде всего для составления консолидированной отчетности начиная с 2012 г. Российские правила составления такой отчетности отменены. Для обычной (индивидуальной) бухгалтерской отчетности по-прежнему нужно применять российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ).

Требования к раскрытию учетной политики представлены в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" за исключением тех случаев, когда в учетной политике происходят изменения. Но самого определения учетной политики в этом документе нет. А при выборе и применении учетной политики руководствуются МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

Учетная политика – это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности[5].

Если эффект от применения учетной политики нс будет существенным, то ее применение необязательно.

В случае отсутствия МСФО, применимого к операции либо прочему событию или условию, руководство корпорации должно использовать собственное суждение в разработке и применении учетной политики.

При вынесении собственного суждения руководство корпорации должно обращаться и рассматривать применимость следующих источников:

• требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;

• определения, критерии признания и концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, которые представлены в Концепции.

Учетная политика должна последовательно применяться к аналогичным статьям, кроме случаев, когда Стандарт или Интерпретация требует или разрешает деление статей по категориям, для которых могут подходить разные учетные политики. В этом случае выбирается оптимальная учетная политика, которая последовательно применяется к каждой категории. Например, себестоимость разных категории запасов можно оценивать по методу ФИФО или как средневзвешенную стоимость.

Корпорация может изменить учетную политику только в том случае, если:

1) этого требуют стандарты и их интерпретации;

2) изменение учетной политики приведет к тому, что в отчетности будет отражена более надежная и уместная информация.

Применение учетной политики впервые к новым статьям или статьям, которые ранее были несущественными, не является изменением учетной политики.

Предприятие должно ретроспективно учитывать изменения в учетной политике, которые возникли в результате первоначального применения какого-либо МСФО или добровольного изменения УП. Раннее применение МСФО не является добровольным изменением в учетной политике.

Если МСФО отсутствует, то руководство корпорации может применять учетную политику из самых последних нормативных документов других устанавливающих стандарты органов. Если, следуя изменению такого нормативного документа, предприятие решает изменить учетную политику, то это считается добровольным изменением учетной политики.

Формальные требования к документу, описывающему учетную политику, в России более жесткие, чем в стандарте (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки". В российской практике учетная политика не привязана к финансовым отчетам предприятия, а имеет самостоятельное значение. Можно также сказать, что учетная политика по международным стандартам финансовой отчетности больше ориентирована на конечный результат, нежели учетная политика по российским стандартам бухгалтерского учета, так как она нацелена в большей степени на процесс (ведение бухгалтерского учета).

У корпораций могут быть различные цели и задачи при осуществлении предпринимательской деятельности, хотя бухгалтерский учет регламентируется общими нормативными правовыми документами для всех предприятий.

При выборе и обосновании учетной политики корпорации существенное влияние оказывают такие факторы, как:

• организационно-правовая форма корпорации;

• отраслевая принадлежность либо вид деятельности;

• структура корпорации, объемы ее деятельности;

• численность рабочих;

• система налогообложения корпорации, т.е. ставки налогов, освобождение от различных налогов;

• планирование экономического развития корпорации на долгосрочную перспективу, направление инвестиций, а также подходы к решению задач па перспективу;

• материальная база, в частности программно-методическое обеспечение;

• информационное обеспечение корпорации;

• уровень квалификации рабочего персонала, в том числе и руководителя фирмы;

• материальная заинтересованность в эффективности работы корпорации и материальная ответственность за выполняемые обязанности.

К обоснованию учетной политики можно подойти, только приняв во внимание все указанные выше факторы.

Порядок учета основных операций во многом зависит от метода бухгалтерского учета, который был выбран и закреплен учетной политикой корпорации. Список компонентов учетной политики является очень обширным, так как он охватывает, по возможности, все направления деятельности корпорации.

Элементы, традиционно включаемые в учетную политику, представлены на рис. 6.2, но на практике корпорация сама определяет необходимый для нее набор элементов.

Рис. 6.2. Элементы учетной политики корпорации

Приказ № 34н для ведения бухгалтерского учета и обязательного отражения в учетной политике предусматривает выбор одного способа из нескольких по следующим позициям[6].

1. Начисление амортизации объектов основных средств:

• линейный способ;

• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);

• способ уменьшаемого остатка;

• способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Не подлежат амортизации объекты основных средств некоммерческих организаций. Стоимость земельных участков, объектов природопользования не погашается.

2. Амортизационные отчисления нематериальных активов:

• линейный способ исходя из норм, исчисленных корпорацией на основе срока их полезного использования;

• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).

3. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство:

• по себестоимости единицы запасов;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретений

(ФИФО).

4. Продажа (отпуск) товаров. Их стоимость списывается с применением методов оценки, перечисленных в предыдущем пункте.

5. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве:

• по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

• по прямым статьям затрат;

• по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Для целей налогового учета понятие "учетная политика" было введено в 2002 г.

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика[7].

Оптимальное создание системы налогового учета является основной задачей при формировании учетной политики для целей налогообложения.

Учетная политика, которая выбрана корпорацией, оказывает достаточно сильное влияние на величину показателей финансового состояния, показателей себестоимости, прибыли, налогов на прибыль и др. Следовательно, если грамотно подходить к составлению учетной политики, то можно добиться повышения эффективности деятельности корпорации в целом, а также оптимизировать налогообложение.

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ налогоплательщик исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета[8]. У налоговых органов именно учетная политика вызывает повышенный интерес при проведении проверок. Снижение требовательности при формировании и оформлении учетной политики, а также исполнение ее отдельных элементов может повлечь за собой достаточно существенные финансовые санкции.

Учетная политика является одним из основных документов, который устанавливает способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Если учетная политика составлена достоверно для целей налогового учета, то это повлияет на корректное исчисление налога на прибыль, на минимизацию налоговых платежей корпорации и на повышение рентабельности капитала. Естественно выбранные способы и методы налогового учета приобретают особую значимость в связи с тем, что предприятия и организации несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за нарушение правил исчисления налогов.

Порядок разработки учетной политики для целей налогового учета напрямую зависит от особенностей деятельности корпорации. Исходя из этого, лица, которые разрабатывают учетную политику, должны показать наиболее значимые вопросы, необходимые для более полного раскрытия, а также те вопросы, которые нужно опустить. Порядок оформления и применения учетной политики для целей налогового учета указан в п. 12 ст. 167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

Приказы и распоряжения руководителя корпорации, инструкции, внутренние правила, положения и регламенты, процедуры – это все относится к документам, формирующим учетную политику.

Учетная политика для целей налогового учета:

1) формируется на основе принципов и правил, которые обязательны для исполнения;

2) должна строиться так, чтобы учет велся с максимальной эффективностью и рациональностью;

3) включает формы, методики, технику ведения и организации налогового учета;

4) отражает специфические моменты ведения налогового учета, а также составления налоговой отчетности.

Единая методика составления учетной политики для целей налогового учета отсутствует. Следовательно, ее положения каждая корпорация вправе разрабатывать самостоятельно. Но самостоятельно разрабатывать свой метод учета нельзя, так как правила для всех налогоплательщиков должны быть одинаковыми. В этом состоит принципиальное отличие налоговой учетной политики от бухгалтерской.

Элементы, необходимые при отражении в учетной политике для целей налогообложения[9]:

• порядок формирования налоговой базы по каждому налогу;

• порядок раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых налогами;

• порядок раздельного учета операций, облагаемых налогами по разным ставкам;

• порядок ведения налогового учета по каждому налогу (формы регистров налогового учета, регистры бухгалтерского учета, открытие аналитических счетов и др.);

• используемые методы расчетов при определении налоговой базы;

• используемые методы оценки соответствующих активов и обязательств;

• порядок формирования создаваемых резервов;

• порядок формирования сумм задолженности по расчетам с бюджетом по каждому налогу.

Минимум три раздела должна включать в себя учетная политика для целей налогового учета. Это – общие положения, методологические и организационные вопросы. В первом разделе отражаются нормативное регулирование налогового учета, принципы ведения и составления отчетности. Во втором разделе – способы формирования информации для верного исчисления налогов и сборов. К ним относятся способы формирования налоговой базы, предусмотренные и непредусмотренные налоговым законодательством, а также способы, которые обусловлены непроработанностью и противоречивостью налогового законодательства. Если у корпорации несколько видов деятельности, то в учетной политике необходимо раскрыть особенности налогового учета но каждому из них. В третьем разделе отражаются способы организации технического процесса ведения налогового учета. Эти способы устанавливают организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета, форму, состав и способы формирования регистров, организацию документооборота.

Учетная политика влияет на прибыль корпорации, рентабельность капитала, налог на прибыль (сумму налога на прибыль) и др.

В современных экономических условиях при осуществлении хозяйственной деятельности существенное значение имеет порядок налогообложения, поэтому налоговые последствия управленческих решений необходимо изучать и управлять налоговыми рисками. Обеспечить нормальное функционирование корпорации в нестабильной социально-экономической среде и качественное управление финансовыми ресурсами финансовые менеджеры могут лишь при наличии разработанной ими концепции управления налогами.

Выделяют следующие направления анализа влияния налогообложения на результаты деятельности корпорации:

1) перераспределение налогового бремени между продавцом и покупателем;

2) расчет налогов при выборе варианта инвестиционного проекта, так как они увеличивают сумму необходимых вложений и могут сделать неэффективным вариант инвестиций, выбранный в качестве эффективного, но без учета влияния налогообложения;

3) планирование налоговых платежей, их влияние на потоки денежных средств корпорации.

В результате появилась новая управленческая деятельность – налоговый менеджмент.

Налоговый менеджмент – совокупность приемов и методов организации налоговых отношений с целью обеспечения формирования доходной части бюджета и влияния налогов на развитие производства и социальной сферы.

Следует также учитывать влияние налогообложения на управление корпорацией через категорию налогового риска в целях обеспечения безопасности корпорации.

Налоговый риск – это вид хозяйственного риска, возникающий при взаимодействии двух субъектов (государства и налогоплательщика) при формировании государственного бюджета. Цель государства – собрать налоги, являющиеся основной статьей доходов бюджета, а корпорации – стремится к минимизации сумм налоговых платежей как законными, так и незаконными способами. В результате возникает конфликт интересов обеих сторон. Решением данного конфликта со стороны государства является установление разумного налогового бремени, а со стороны налогоплательщика – своевременная и полная уплата в бюджет налоговых платежей.

Налоговые риски подразделяются:

1) на налоговые риски государства;

2) налоговые риски плательщика.

В данном параграфе остановимся на налоговых рисках налогоплательщика. Любое решение хозяйствующего субъекта в области налогообложения может привести к одной из следующих ситуаций.

1. Уплата излишних налоговых платежей (в том числе и пени), либо экономия на налоговых платежах по сравнению с выбранным вариантом налогообложения. Это может произойти в результате изменения условий, согласно которым принималось решение, т.е. изменением состояния финансово-хозяйственной среды. Возникновение данного риска в значительной степени зависит от состояния действующего законодательства (бухгалтерского, налогового и т.д.).

2. Начисление штрафных санкций налоговыми органами вследствие нарушения порядка исчисления налога, срока сдачи налоговой декларации, а также невыполнения предприятием других требований налогового законодательства.

Неуплата налогов может происходить по следующим причинам.

• Целенаправленный уход от налогов. В этом случае чем больше величина скрытой налоговой базы, тем больше риск применения норм ответственности: от финансовой до уголовной.

• Ошибки в учете объектов налогообложения и в расчете сумм налогов у законопослушных налогоплательщиков. В случае занижения налоговой базы возможно применение штрафных санкций. В случае завышения налоговой базы налогоплательщиком начисляются излишние суммы налоговых платежей, что косвенно влияет на занижение других налоговых платежей (например, завышение налога на имущество корпорации приводит к занижению налога на прибыль), а также отвлекает оборотные средства корпорации.

• Несвоевременное внесение платежей в бюджет, в том числе в связи с отсутствием свободных денежных средств у налогоплательщика.

Налоговый риск – это возможное отклонение фактической величины налоговых платежей от тех налоговых платежей, в расчете на которые принималось решение, связанное с налогообложением, возникающее вследствие неопределенности среды деятельности предприятия. Данное отклонение – это либо экономия, либо финансовые потери.

У корпорации нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы, поскольку она не может по своему усмотрению изменять налоговое или какое-либо иное законодательство. Но необходимо своевременно отслеживать влияние этих факторов и принимать меры по их учету при осуществлении деятельности, проводить мониторинг состояния расчетов с бюджетом по налогам.

Налоговая политика корпорации учитывает, в первую очередь, особенности деятельности и динамику развития. Именно поэтому важно понимать, каким образом каждый налог влияет на показатели финансового состояния корпорации, т.е. владеть объективным анализом налогов.

Прогнозирование налоговых отчислений на микроуровне предусмотрено при составлении бизнес-плана предприятия. Неверный или недостаточный учет налогового фактора может привести не только к неблагоприятным финансовым последствиям, но и даже вызвать банкротство корпорации. В то же время применение в корпорации налогового планирования может обеспечить не только сохранение капитала корпорации, но и возможность финансирования новых инвестиций.

Важнейшим способом управления налоговыми потоками является налоговое планирование. Особенность налогового планирования заключается в том, что корпорация имеет возможность воздействовать только на часть факторов (внутренние факторы), способствующих снижению налогового риска, на другую часть факторов (внешние факторы) корпорация не может оказывать влияние.

Налоговое планирование – целенаправленная деятельность корпорации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства в целях уменьшения налоговых платежей в бюджет, а также сумм пени за несвоевременную уплату налогов и сумм штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.

Налоговое планирование состоит из следующих элементов: планирование, финансовая деятельность, хозяйственная деятельность, оптимизация налоговых платежей.

Под планированием понимается, прежде всего, принятие подготовленных управленческих решений. Под финансовой деятельностью корпорации следует понимать управление денежными потоками, структурой капитала и ликвидностью корпорации с точки зрения максимизации ее рыночной стоимости. Хозяйственная деятельность предполагает подготовку и продвижение на рынок товаров (работ, услуг) с целью получения максимальной прибыли.

Цель оптимизации налоговых платежей – увеличение финансовых результатов при экономии налоговых затрат, а также недопущение больших темпов роста налоговых затрат по сравнению с темпами роста выручки.

Налоговое планирование базируется на анализе текущего законодательства, принципиальной позиции фискальных органов по вопросам налогообложения, перспективном законодательстве для предотвращения в будущем дополнительных затрат в случае принятия тех или иных законов.

Рассмотрим виды налогового планирования.

Стратегическое налоговое планирование – включает выбор места регистрации корпорации, ее местонахождения, юрисдикции, организационно-правовой формы и видов деятельности, определение соучредителей, формирование внутренней организационной структуры фирмы.

Текущее налоговое планирование – выбор учетной политики корпорации, расчетное планирование налоговых платежей, непосредственное применение схем их оптимизации.

Классическое налоговое планирование – это планирование правильной и своевременной уплаты налогов, организации правильного налогового учета, внутреннего контроля и отчетности, планирование экономической деятельности в рамках определенной законом и своевременной уплаты налогов.

Классическое налоговое планирование предусматривает уменьшение налоговой нагрузки путем планирования налоговых платежей, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов и покупку ценных бумаг. Классическое налоговое планирование осуществляется с помощью консультаций, анализа, оценки и соответствующего принятия решения. Его целью является корректное выполнение налоговых обязательств перед бюджетом, своевременная и полная уплата налогов. Само классическое налоговое планирование заключается в формировании финансовых средств для уплаты налогов и привязке конкретных налоговых платежей к установленным налоговым законодательствам срокам уплаты налогов (налоговому календарю).

Оптимизационное налоговое планирование – это уменьшение размера налоговых обязательств с помощью целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, которые включают полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных средств и приемов.

Оптимизационное налоговое планирование предусматривает вид экономической деятельности, в рамках которой осуществляется реализация таких соглашений, по которым имеется возможность использования альтернативных форм расчетов (бартер, векселя, переуступка требований), реорганизация корпорации, изменение оформления реальных товарно-денежных потоков и т.д. Таким образом, оптимизационное налоговое планирование – это выбор между различными вариантами осуществления финансовохозяйственной деятельности корпорации и размещения ее активов с целью достижения наиболее низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Оптимизационное налоговое планирование допускает качественно иной подход к организации бизнеса. К обычным критериям построения бизнеса (получение прибыли, ликвидность, повышение стоимости активов) необходимо прибавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. В основе оптимизационного налогового планирования лежит максимальное использование всех определенных законом налоговых льгот. Целью его является деятельность в рамках закона, которая позволяет получить наибольшее соотношение прибыли и налоговых затрат налогоплательщика.

Минимизационное налоговое планирование – это планирование с применением противозаконных схем и методов с целью уменьшения налоговых платежей.

У корпорации нет возможности управлять налоговыми рисками непосредственно через внешние факторы, так как она не может изменять налоговое, бухгалтерское или какое-либо иное законодательство. Но необходимо своевременно отслеживать изменения этих факторов и принимать меры по их учету при осуществлении деятельности, осуществлять мониторинг состояния расчета с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и т.д. Могут быть рекомендованы следующие меры, способствующие снижению налогового риска[10].

1. Мероприятия по снижению налогового риска непосредственно в корпорации:

• организация работы по учету налогового риска при принятии управленческих решений;

• повышение квалификации специалистов, принимающих решения, связанные с осуществлением налогообложения, и ведущих налоговый учет;

• регулярное отслеживание изменений налогового и бухгалтерского законодательства;

• разработка мероприятий по снижению налогового риска при формировании учетной политики корпорации;

• управление выполнением налоговых обязательств;

• учет налогового риска при инвестировании;

• создание резерва под обеспечение возможных штрафных санкций и пени в качестве самострахования;

• применение способа переплаты;

• мониторинг налоговых ошибок (периодическое выявление и исправление ошибок).

2. Систематическая работа с налоговыми органами:

• обращение в сложных (неоднозначных) ситуациях в налоговые органы за письменными разъяснениями;

• снижение вероятности конфликтов с налоговой инспекцией;

• проведение сверок по состоянию расчетов по налогам.

3. Работа с контрагентами:

• экспертиза бухгалтером договоров, заключаемых корпорацией с контрагентами;

• раскрытие информации о состоянии налоговых расчетов в финансовой отчетности.

Подводя итог сказанному, отметим, что с развитием рыночных отношений в России возросло влияние налоговых рисков на экономическую безопасность корпорации, поэтому целенаправленная работа по снижению отрицательных последствий налоговых рисков является одним из приоритетных направлений деятельности, способствующей сохранению безопасности корпорации.