Учение Платона о государстве и законах
Наиболее систематическое изложение политические идеи нашли в творчестве Платона (427–347 гг. до н.э.) – родоначальника философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа. Политико-правовые воззрения Платон сформулировал в работах "Государство", "Политик", "Законы".
Доктринальной основой политических представлений Платона выступает объективный идеализм, согласно которому дух, мышление, идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Миру чувственных предметов и явлений (прагм) Платон противопоставляет мир идей (эйдосов), или общих понятий. Идеи представляют собой не мыслительные конструкции, но сверхреальность, или образы вещей, их отвлеченные сущности. В то время как эйдосы являются истинными, напротив, вещи– в силу своей материальности – неистинны. По мнению Платона, это происходит в силу извращения сущности материальности вещей. Только идеи истинны, а потому действительны, вещи же призрачны, поэтому неистинны, так как не отвечают своей сущности.
В соответствии с этим тезисом все существующие виды государственного устройства являются извращениями того, что должно быть, т.е. идеального государства. Исключения идеального образца в реальном мире вещей связаны с отсутствием справедливости как в существующих государствах, так и в человеке. По Платону, человек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государстве.
Учение о государстве и его формах. Платон выявляет причины возникновения и сущность государства. Государство он рассматривает как "совместное поселение", возникающее объективно для достижения справедливости. Причинами возникновения государства он считал многообразие человеческих потребностей и вытекающее отсюда общественное разделение труда. Поэтому Платон разделяет трудовые функции между тремя сословиями.
Центральное место в политической философии Платона занимает теория идеального государства, которую он развил в диалоге "Государство". В этом трактате сформулирован первый проект идеального государства. Главной основой идеального государства является справедливость. Справедливость же состоит в том, чтобы каждому гражданину было отведено особое занятие, наиболее соответствующее его натуре. Иначе говоря, справедливость есть соответствие реальной вещи своей идее, ведь государство тогда является идеальным (отвечающим идее государства), когда каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Последняя заключена в душе человека.
Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должно быть три сословия:
1) разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы;
2) яростному началу – воины;
3) низменному, вожделеющему началу – земледельцы и ремесленники (низшее сословие).
Следовательно, идеальное государство опирается на четыре добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Оно также справедливо, поскольку в гаком государстве все служат ему как некой целостности, занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела. Справедливость, по Платону, "состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое"[1].
Для убеждения граждан идеального государства в справедливости подобного разделения функций Платон использует социальный миф. Назначение мифа состоит в том, чтобы внушить идею, что все граждане – братья, поскольку их общая мать – земля. Однако они не равны, поскольку, когда боги творили людей в недрах их матери-земли, они к одним примешали золото, к другим – серебро, к третьим – медь и железо.
Платон разработал классификацию форм правления. В качестве критерия он рассматривал уровень их правильности и разумности, соотношение в них добродетели и порока, счастья и несчастья. Самыми правильными и разумными Платон считает царский строй и аристократию. Именно эти формы правления, где есть справедливость, где все беспокоятся о процветании государства, являются правильными, идеальными. Им он противопоставляет четыре извращенные формы правления: тимократию, олигархию, демократию и тиранию – последовательные отклонения от идеального государства.
Идеальной формой правления, по Платону, является аристократия – это правление лучших с одобрением народа. Власть в государстве находится в руках лучших, которым ее добровольно передает большинство народа. Властью обладает и правит тот, кто слывет доблестным и мудрым. По мнению Платона, на роль правителя идеально подходит лишь тот, кто добровольно не захочет быть правителем и занимается исправлением чужих пороков. Наиболее подходят для этого люди, руководимые честолюбием, деньгами, почетом. Кто намерен управлять искусно и профессионально, тот никогда не действует и не повелевает ради своего блага, но только ради высшего блага своих подчиненных.
Важными элементами идеального государства являются правители, их советники, цели правления и законы. Надо выбирать правителями таких людей, которые целью всей жизни своей поставили самое ревностное служение государственной пользе. Очень важными качествами правителя, по мнению Платона, являются добродетельность, уравновешенность, спокойствие. Платон указывал, что надо всячески остерегаться, чтобы и помощники правителя, раз уже они превосходят граждан, не уподоблялись свирепым владыкам, но оставались бы доброжелательными союзниками своих граждан. Должно управлять разумное начало. Мудрость и есть следование указаниям рассудка.
Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьям, пока владыкой государства не станет племя философов, поскольку философы – страстные поклонники истины и бытия, а мелкая натура никогда не совершит ничего великого ни для частных лиц, ни для государства. Философской натуре свойственны хорошие способности, возвышенный образ мыслей, мужество. Философская натура родственна наивысшему благу. Только в справедливом государстве, где правит аристократия, будут править те, кто на самом деле богат, не золотом, а тем, чем должен быть богат счастливый: добродетельной и разумной жизнью. Достижение этих добродетелей возможно с помощью разумных законов. Закон ставит себе целью не благоденствие одного, а благо всего государства. В современном государстве должна быть осуществлена справедливость. Царская власть, по мнению Платона, соответствует добродетели наиболее полно. Если же правителей несколько, тогда это будет аристократия.
Используя миф Гесиода о пяти сменяющихся поколениях людей, Платон классифицирует формы правления по нисходящей – от аристократии к тирании, на основе постепенного ослабления стремления граждан к добродетельной и нравственной жизни.
Аристократия вырождается в тимократию (от "тиме" – честь) – власть честолюбивых, господство сильнейших воинов, как в Спарте. Для тимократии характерны правители, отличающиеся соперничеством и честолюбием. В таком государстве боятся ставить мудрых людей на государственные должности, отдавая предпочтение не добродетельным, честным людям, а яростным натурам, рожденным для войны, воспитанным на насилии, а не убеждении. Здесь зло смешивается с добром: тимократический человек более жесток и менее образован, а властям чрезвычайно послушен. Эта форма правления очень близка аристократии, но все же имеет свои особенности.
Причиной вырождения аристократии мудрых Платон считает невозможность сохранения и передачи через поколение высоких моральных качеств, и поэтому появляющиеся на свет от добродетельных уже менее добродетельны. У них заметно стремление обладать, быть богатыми, а именно это и губит аристократический режим. Надо сказать, что Платон не истолковывает само богатство как зло: для него стремление к богатству, накоплению есть не что иное, как материальность, которая ведет к извращению идеи истины. Кроме того, именно богатство и бедность граждан ведут к нарушению нормального политического общения внутри человеческого общества (полиса).
Хотя в тимократии и сохраняются отдельные черты идеального государства, такие как общие трапезы, постоянные упражнения в военном деле и гимнастике, особое почитание правителей, а также освобождение воинов от всех материальных забот, со временем в ней начинают проявляться первые признаки стремления к богатству. Тем из граждан, которые прославились, уже начинает не хватать одной славы, им хочется чего-либо другого, закрепляющего их социальный статус. Таким зримым может быть только имущество, а это ведет к тому, что постепенно в таком обществе утверждается приоритет богатства над добродетелью. Честолюбие губит тимократию, и она вырождается в олигархию.
Олигархия наступает в результате введения в общественной жизни имущественного ценза. При олигархии в управлении участвуют только состоятельные люди, бедняки же отделены от нее. И если в тимократии была важна только честь, то в олигархии основной целью является богатство, а это по сравнению с первым – худшее зло. Скопление золота у частных лиц губит тимократию, разбогатевшие люди прежде всего выискивают, на что употребить богатство, а для этого перетолковывают законы, мало считаясь с людьми. Чем больше они ценят дальнейшее продвижение по пути наживы, тем меньше почитают богатство, богачей, значит, тем менее ценится добродетель и ее обладатели. Развивается склонность к стяжательству и наживе, богачами восхищаются, их назначают на государственные должности, в то время как бедняк не пользуется почетом.
Таким образом, указывал Платон, установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического режима. Причем чем больше этот строй олигархичен, тем выше имущественный ценз. И ясно, что такой режим расколет государство на два: одно – государство бедняков, другое – богачей. Они начнут вечную борьбу друг с другом. Преступность будет иметь место именно вследствие скверного режима и дурного воспитания. Алчность и корыстолюбие становятся преобладающими качествами людей, придя на место честолюбию и яростному духу тимократического режима, любовь к почестям в олигархии превращается в любовь к деньгам. Олигархия вырождается в демократию.
Демократия возникает тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожают, иных изгоняют, а остальных уравнивают в гражданских правах. Прежде всего, это будут люди свободные: в государстве появятся полная свобода и откровенность, возможность делать все, что хочешь, не обязательно подчиняться, если ты не желаешь. Казалось бы, это самый лучший политический режим. Но это – режим, не имеющий должного управления. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Платон рисует сатирический образ демократа – разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и "собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью".
При этом режиме наглость и разнузданность, считал Платон, будут называть просвещенностью и свободой, бесстыдство – мужеством. В демократическом государстве только и слышишь, как прекрасна свобода. Когда неповиновение привьется, то отец привыкает страшиться своих детей, а учитель – учеников. Все принудительное у граждан в демократическом государстве вызывает возмущение как нечто недопустимое. А кончат они тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными и неписаными, чтобы вообще ни у кого и ни в чем не было над ними власти.
Демократия легко вырождается в тиранию, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Тирания – самая порочная форма правления.
Тиран появляется как ставленник народа. Чтобы сохранить за собой власть, тирану придется зорко следить за тем, кто мужественен и великодушен, разумен и мудр. Благополучие тирана основано на том, чтобы строить против них козни, пока не очистит от них государство. Опираясь на послушную толпу, он станет привлекать к суду своих соперников по несправедливым обвинениям, отнимая у человека жизнь, карая изгнанием и приговаривая к страшной казни. Погубив и изгнав их так, что они перестанут его беспокоить, повергнув многих других, он уже прямо стоит на колеснице своего государства не как представитель своего народа, а как современный тиран.
Первой его задачей будет постоянное вовлечение граждан в какие-нибудь войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе. А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожает под предлогом, что они предались неприятелю. Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны. Тиран управляет с помощью таких же негодяев, и чем больше он становится ненавистен гражданам, тем больше требуется ему телохранителей.
Так народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов. Говоря о низменных качествах тирана, Платон указывал, что с кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам. Тирания как незаконная власть одного лица характеризуется абсолютной несвободой всех граждан общества, за исключением одного, который свои интересы ставит выше всех граждан.
Таким образом, теория идеального государства Платона представляет разновидность социальной утопии, где в основе порчи форм правления лежит порча нравов. Главный источник социального зла Платон видит в частной собственности, которая разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Ради общего блага он упраздняет все личное. Граждане ничем не владеют, кроме своего тела. Они живут сообща, вместе питаются, раз в год получая продовольствие от земледельцев. Платон упраздняет семью, поскольку наличие жен и детей вызывает свои радости и печали, что разобщает людей. В модели идеального государства регламентируются все отношения, установлен жесткий контроль за каждым гражданином. Таким образом, в социальной утопии Платона обнаруживаются идейные истоки тоталитаризма, где личность – "винтик" в механизме государства.
В диалоге "Законы" Платон сформулировал уже более реалистическую модель государственного строя, которую он называет "второй по достоинству". Во второй модели изменяется соотношение моральных и правовых методов осуществления власти, что позволяет Платону выделять два типа государственного строя:
1) государство, где над всем стоит правитель;
2) государство, где правит закон.
О первом типе государства Платон замечал, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и "то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя". Напротив, во втором случае речь идет о справедливых законах – "определениях разума", установленных ради общего блага всего государства в целом, а не какой-то ограниченной группы, захватившей власть.
Кроме того, в "Законах" Платон определяет структуру и механизм функционирования государства, к которым он был безразличен в диалоге "Государство".
Реалистическая модель государства по формам правления является смешанной. Идеальным государственным устройством Платон называет правление, где совмещены начала демократии и монархии. К таким началам относятся демократический принцип арифметического равенства (выборы по большинству голосов) и монархический принцип геометрического равенства (выбор по заслугам и достоинству).
Демократические начала государства находят свое выражение в деятельности народного собрания. Па сочетании демократических и монархических принципов строятся выборы коллегии 37 правителей и Совета из 360 членов. Замыкает иерархию государственных органов тайное "ночное собрание", в которое входят 10 самых мудрых и престарелых стражей и другие лица. Им вручается верховная власть в государстве. Все выборные государственные органы и правители обязаны действовать в точном соответствии с законом. Что же касается мудрецов из "ночного собрания", то они причастны к божественной истине и в этом стоят над законом.
Платон отказывается от коллективной собственности и вводит единый порядок владения имуществом. Земля остается собственностью государства, однако по жребию она делится на равные по плодородию участки. Гражданами государства (их 5040 человек) признаются только владельцы земельного участка. По этой причине гражданскими правами не обладают ремесленники и торговцы. Политические права граждан пропорциональны размерам их имущества. Исходя из размера имущества, Платон делит население на четыре класса, где первые два класса занимают государственные должности.
Учение Платона о законах. Правовое учение Платона противоречиво, оно включает ряд положений. Платон подчеркивает необходимость утверждения закона в общественной жизни в связи с тем, что это способствует предотвращению порчи нравов. Поэтому он придавал большое значение разработке теории закона, так как считал, что "из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах".
Заметим, что Платон отождествляет закон и право. Он придавал особое значение нормам писаного права, позитивного закона в регламентации всех сторон жизни полиса и настаивал на том, что государство должно опираться на детальные и суровые законы. При их создании законодатель должен стремиться к достижению справедливости и умеренности, которые выражаются, с одной стороны, в ограничении власти правящих, а с другой – в установлении пределов свободы управляемых.
Однако Платон не мог допустить верховенства писаного права над божественным законом. "Ведь если бы по воле божественной судьбы появился когда-нибудь человек, достаточно способный по своей природе к усвоению этих взглядов, – писал Платон, – то он вовсе не нуждался бы в законах, которые бы им управляли. Ни закон, ни какой бы то ни было распорядок не стоял выше знания".
Закон понимался Платоном достаточно широко, как совокупность религиозно-нравственных норм, установленных мудрыми правителями, в качестве правил поведения для остальных граждан. Причем сами же правители должны следовать божественным законам.
В соотношении силы и права в государстве он отдает приоритет закону. В своей работе "Законы" Платон замечал: "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"[2].
В поздних работах Платона закон является критерием классификации государств. В диалоге "Политик" среди правильных форм, которые опираются на закон, он выделял монархию, аристократию и демократию. Напротив, тирания, олигархия и извращенная демократия (охлократия) управляются вопреки законам и обычаям.
Гарантии законности он видел в судебной системе. Правда, суд у Платона не отделен от администрации. Однако он предусматривал принципы открытого рассмотрения дел в судах, состязательности и равноправия сторон, использования обвиняемым защиты.