Учение о классовой борьбе
Однако "Экономическо-философские рукописи 1844 года" остались неопубликованными (до 1932), а под влиянием Энгельса, выпустившего вскоре книгу "Положение рабочего класса в Англии" (1845), Маркс стал идеализировать "стремление к саморазвитию английских и французских рабочих" и выбрал "коммунизм" как наилучший лозунг для массового революционного движения. В 1847 г. Энгельс выпустил брошюру "Принципы коммунизма" с лаконичной характеристикой сущности коммунизма как "упразднения частной собственности", а в 1848 г. вместе с Марксом - "Коммунистический манифест". Эта книга была написана, по словам известного современного итальянского писателя У. Эко, в лучших традициях популярнейшего тогда литературного жанра романа-фельетона, непревзойденным мастером которого был А. Дюма-отец (написавший, кстати, в том же революционном году в этом стиле произведение "Жак-Простак" - нечто похожее на историю классовой борьбы во Франции). Используя схемы, намеченные французскими социалистами ("Изложение учения Сен-Симона", "Демократический манифест" фурьериста В. Консидерана), Энгельс и Маркс интерпретировали исторический процесс как историю борьбы классов вплоть до борьбы между буржуазией и пролетариатом, в которой роль выразителей интересов последнего берут на себя коммунисты. "Коммунистический манифест" провозглашал, что буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль, развив колоссальные производительные силы, с которыми теперь сама не может справиться, поскольку им тесно в рамках частной собственности. Это противоречие проявляется в опустошительных кризисах промышленного перепроизводства, избавить от которых может только обобществление собственности революционным путем. Революция против частной собственности - "историческая миссия" класса пролетариев, "которым нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир".
Впоследствии Энгельс и Маркс продолжали проповедовать "классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и особенно борьбу между пролетариатом и буржуазией как рычаг современного социального переворота". Они основали Интернационал (1864) - Международное товарищество рабочих; приветствовали повстанцев-гарибальдийцев Италии, ирландских фениев, русских народовольцев, Парижскую коммуну 1871 г. и т.д. Одновременно Маркс обратился к усиленному изучению политэкономии, поставив перед собой задачу завершения трудовой теории ценности и теории воспроизводства и обоснования экономической программы антибуржуазной революции. Основными результатами этой работы стати книги Маркса "К критике политической экономии" (1859) и "Капитал. Критика политической экономии" (3 тома, из которых при жизни автора был издан лишь один - "Процесс производства капитала", 1867).
Диалектика и философский материализм
В молодости Маркс и Энгельс были наиболее радикально настроенными из последователей философии Гегеля и сошлись на "культе Фейербаха". Систематизатор немецкой идеалистической философии Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) разработал детальную концепцию диалектики - развития природы и общества из Абсолюта (Мирового Духа) через борьбу противоположностей, переход количественных изменений в качественные (со скачками в новые качества) и триады (исходный момент, тезис - отрицание, антитезис - отрицание отрицания, синтез). Л. А. Фейербах (1804-1872) на рубеже 1830- 1840-х гг. подверг гегелевский идеализм критике, поставив в центр философии не Мировой Дух, а человека как родовое существо (антропологический принцип), и трактовал религию как отчуждение человеческой сущности от себя самой вследствие чувства зависимости от стихийных сил природы и общества.
Усвоив и пересмотрев манеру рассуждений Гегеля и критику христианства Фейербахом, Маркс выработал собственный метод исследования - диалектико-материалистический, сформулировав в "Тезисах о Фейербахе" (1845, опубликованы в 1888) задачу преодоления разрыва между теоретической философией и практикой па основе понимания человеческой сущности как совокупности ("ансамбля") всех общественных отношений (а не "абстракта, присущего отдельному индивиду"): "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
Перейдя на позиции идеолога классовой борьбы пролетариата, Маркс отказался от использования заимствованной у Фейербаха категории "отчуждение". Но в своем главном экономическом произведении "Капитал" Маркс развил концепцию отчужденного труда в учение о товарном фетишизме: на рынке продукты человеческой деятельности превращаются в силы, господствующие над людьми; происходит овеществление лиц и персонификация вещей. Ниспровержение основанного на товарном производстве и частной собственности буржуазного строя должно, по представлениям Маркса, привести людей к "прозрачным и ясным" взаимным отношениям; человек должен вращаться вокруг самого себя, а не вокруг богоустановленного порядка или стихийных сил конкуренции. Таким образом, "историческая миссия" пролетариата выступает не только как "восстановление собственности, основанной на собственном труде", но и как радикальный богоборческий гуманизм.
Маркс был одержимым мыслителем пророческого типа. Его атака на частнособственнические экономические интересы и "фетишизм" буржуазного богатства как огромного скопления товаров психологически взаимосвязана с вызовом религиозной традиции'. Бросая вызов, Маркс стремился опереться не только на философскую и политическую критику, но и на достижения естествознания.
Он особенно выделял три великих открытия в естествознании середины XIX в.: закон сохранения энергии, клеточную теорию живого вещества и эволюционное учение. Маркс был увлечен прогрессом техники машинного производства, промышленного электричества и агрохимии. История технологий и учение Дарвина о происхождении биологических видов, включая человека, путем естественного отбора (а не актом божественного творения) послужили Марксу подкреплением взгляда на общество как на естественноисторический процесс, движимый развитием материальных производительных сил.
В год выхода трактата Дарвина "Происхождение видов" (1859) Маркс выпустил книгу "К критике политической экономии". В предисловии к ней была дана формулировка материалистического понимания истории - методологической основы повой трактовки политической экономии как науки, предметом которой является меняющаяся система производственных отношений.