Учение Адама Смита
Адам Смит (1723–1790)
Родился в Шотландии в г. Керколди недалеко от Эдинбурга в семье таможенного чиновника. Отец Смита умер незадолго до рождения сына. В 17 лет в 1740 г. Смит заканчивает университет г. Глазго по кафедре нравственной философии и получает стипендию на обучение в Оксфордском университете, где он учится шесть лет, а в 1746 г. возвращается в Керколди. В 1751 г. Смит занимает место профессора в университете г. Глазго и преподает там нравственную философию в течение 13 лет. В 1759 г. выходит его первая книга "Теория нравственных чувств"[1], где он объясняет поведение людей не с точки зрения врожденных религиозных норм, как это было принято в те времена, а на основе принципа симпатии. По мысли Смита, поступки людей объясняются их способностью силой воображения ставить себя на место других людей. Постепенно его лекции превращаются в лекции по социологии и политической экономии, которой он настолько интересуется, что даже становится членом клуба, где обсуждаются политэкономические вопросы.
В 1764 г. Смит принимает приглашение стать частным воспитателем молодого герцога Баклю и уходит из университета. В течение трех лет Смит сопровождает герцога в его путешествиях, и среди прочих городов они посещают Париж. В Париже Смит знакомится с физиократами и присутствует на их собраниях, но больше молчит, что, возможно, объяснялось его неважным владением разговорным французским языком. По соглашению с семейством Баклю Смиту полагалась пожизненная пенсия, поэтому после окончания срока службы у Баклю Смит не возвращается в университет, а полностью посвящает себя написанию книги, над которой он работал с 1767 г. В 1776 г. этот труд выходит под названием "Исследование о природе и причинах богатства народов"[2]. Книга довольно быстро приобрела известность и при жизни Смита выдержала пять изданий, прославив автора.
"Исследование о природе и причинах богатства народов"
Состоит это сочинение из пяти книг: в первых двух Смит формулирует основные положения своей экономической теории, в третьей рассматривает экономическую историю Европы, в четвертой анализирует меркантилистскую и физиократическую системы, пятая посвящена государственным финансам. Мы рассмотрим ниже две первые книги его груда, так как в них изложена суть его взглядов на экономику.
Книга 1. "Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между различными классами народа".
Концепция экономического человека
Значение сочинения Смита состояло в том, что в нем были определены основные принципы экономической теории, к числу которых относится концепция экономического человека, близкая к концепции естественного права физиократов. Смит принимает как истину, что все люди ведут себя эгоистично: "Почти у всех других видов животных каждая особь, достигнув зрелости, становится совершенно независимой и в своем естественном состоянии не нуждается в помощи других живых существ; между тем человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, – таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах"[3].
Таким образом, Смит в качестве модели поведения людей использует модель "экономического человека" – человека, основным движущим мотивом которого является эгоизм. Смит считает, что именно стремление к собственной выгоде способствует росту богатства общества. На первый взгляд, данное утверждение выглядит странным – ведь эгоист преследует свои корыстные интересы, а не общественные. Однако природа общества такова, что удовлетворение потребностей любого человека в нем достигается путем удовлетворения потребностей других. Человек в рыночном обществе не может получить доход, нс оказывая услуги другим гражданам, поэтому, думая о себе, он вынужден думать о нуждах других, так как он невидимой рукой направляется к дели, которая совсем не входила в его намерения. Смит утверждает, что, преследуя свои собственные интересы, человек часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда он сознательно стремится делать это.
"Невидимая рука", о которой говорит Смит, – это проявление власти объективных законов, действующих в рыночном обществе, в котором человек вследствие разделения труда оказывается тесно связанным с другими людьми. Благодаря направляющей "невидимой руке" достигается гармония частных и общественных интересов. С точки зрения современной экономической теории действие "невидимой руки" проявляется, например, в формировании рыночных конкурентных цен: конкуренция между эгоистически мыслящими участниками рынка приводит к формированию конкурентных цен и устранению такого нежелательного для общества явления, как монопольные цены. Таким образом достигается оптимальное распределение ресурсов, поскольку ресурсы достаются тому, кто может их использовать с максимальной эффективностью. Мысль об эгоистическом поведении как о поведении, обеспечивающем максимизацию общественной выгоды, была революционной для конца XVIII в.
Наряду с такими учеными, как Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Бернард Мандевиль (1670–1733), Иеремия Бентам (1748–1832), Дэвид Юм (1711 – 1776), Адама Смита относят к английским просветителям. О революционности взглядов Смита можно судить по тому факту, что французское правительство преследовало французских просветителей, в частности Дидро или Вольтера, высказывающих подобные взгляды.
Правительство протестантской Англии относилось намного терпимее к идеям просветителей, тем более что до Смита похожие идеи в Англии высказывали Гоббс и Мандевиль. Согласно теории общественного договора Гоббса необходимо ограничивать эгоизм людей ради их же блага, так как бесконтрольная реализация эгоистической природы человека приведет к возникновению ситуации войны "всех против всех". Законы государства, по теории Гоббса, как раз и служат для ограничения эгоистической воли отдельных людей, и их введение благотворно сказывается на возможности реализации прав каждого человека. В концепции экономического человека Смита, равно как и в первых двух книгах "Богатства народов", где излагаются основы экономической теории, мысль о необходимости принудительного ограничения эгоистической воли отдельного человека не присутствует. Это способствовало возникновению мнения об этом экономисте как о стороннике неограниченной свободы, однако подобный вывод ошибочен, так как Смит посвятил рассмотрению целей деятельности государства всю книгу V "Богатства народов", из которой следует, что Смит отводил государству существенное место в экономической жизни.
Разделение труда
Определив в качестве основного принципа поведения человека стремление к собственной выгоде, Смит показывает, что его реализацией является разделение труда. Так, в охотничьем или пастушеском племени один человек изготавливает, например, луки и стрелы с большей быстротой и ловкостью, чем кто-либо другой. Он часто выменивает их у своих соплеменников на скот и дичь; в конце концов он видит, что может таким путем получать больше скота и дичи, чем если сам будет заниматься охотой. Сообразуясь со своей выгодой, он делает изготовление луков и стрел своим главным занятием и становится таким образом своего рода оружейником.
Человек, стремясь увеличить собственную выгоду, специализируется на некотором виде деятельности, в результате чего возникает разделение труда. Смит описывает булавочную мануфактуру, доказывая, что специализация работников на отдельной операции повышает производительность в сотни раз.
Разделение труда является для Смита важнейшим фактором экономического роста: именно с концепции разделения труда начинает он свое сочинение. Смит осознает большое значение накопления капитала для роста производительности труда и неоднократно упоминает о том благотворном влиянии на богатство общества, которое оказывают машины. Машины являются частью капитального запаса; для того чтобы их создать, необходимо иметь предварительно накопленный запас продуктов питания, которые у Смита также относятся к капитальному запасу. Можно сделать вывод, что роль капитала Смит осознавал, но, по его мнению, изобретение машин становится возможным только при условии достаточно глубокого разделения труда. Следовательно, все замыкается на процессе разделения труда, который у Смита заслоняет другие причины развития экономики, например инновации.