Учебный пример 2 . Проект LED tech – производство светодиодных светильников промышленного назначения, МИП ООО "LED tech", Санкт-Петербург, 2011
Интерес потребителя к энергосберегающим технологиям вызвал резкий рост рынка светодиодов (LED). В течение 2001–2010 гг. компания "Мегастиль" поставляла и монтировала импортные (китайские)
промышленные светильники. Но покупателей не удовлетворяло техническое качество импортных изделий. Тогда инноватор В. С. Прусаков инициировал проект по разработке улучшенного светодиодного светильника промышленного назначения. Инноватор инвестировал собственные финансовые средства в комплекс прикладных НИР (переход от "посева" к "стартапу"). Сгенерированная им идея получила изобретательское воплощение на площадке Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО НИУ). Ученые-изобретатели смогли усовершенствовать (в сравнении с присутствующими на рынке образцами) блок питания, LED-матрицу, характеристики линзы, систему и принципы теплоотвода и, конечно, дизайн.
Рис. 4.13. Серия инновационных светильников LED tech промышленного назначения: прожектор промышленный; светильник со сменными рефлекторами; светильник уличного освещения
В итоге была получена конструкторская документация на три модели инновационных светильников (рис. 4.13) – промышленного и уличного назначения. Были изготовлены экспериментальные образцы каждого светильника. Образцы подвергли лабораторным испытаниям, одновременно превратив лабораторию в workshop (демонстрационное помещение). Испытания подтвердили техническое преимущество созданных инновационных образцов над рыночными аналогами. На основе конструкционных чертежей на сторонней производственной базе (в Китае) была реализована пробная партия изделий. Прототипы были проданы и размещены на участке Октябрьской железной дороги, в офисе "Сбербанка" и сети торговых зон ("стартап" перешел в "ранний рост", "расширение"). Процесс размещения заказов позволил увидеть отдельные конструкционные недостатки прототипов, завершить процесс изобретательства, перейти к патентной защите. Дальнейшее развитие проекта на основе малых заказных производственных серий продукции было невозможно: при среднерыночной цене на изделие 300–400 евро прототип в силу небольшого объема заказа обходился покупателю в 700–800 евро. Инноватор нашел производственную площадку – завод "Реостат" (Великие Луки), модернизация которой позволила бы перейти к массовому серийному выпуску светильников. Для оценки потенциальной себестоимости изделия и поиска инвесторов на этапе "производство" инновационного процесса была произведена экономическая оценка, представленная в нижеприведенных таблицах.
Этап "производство" начинается, как уже говорилось, с опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на формирование рабочих чертежей и процессов, адаптирующих инновацию к профилю основных фондов конкретного предприятия. Аналогичная задача стояла и перед проектом LED lech – необходимо было докупить основное оборудование и оснастку для завода "Реостат" – потенциальной площадки для выпуска нововведения. Экспертная оценка затрат на ОКР (ОТР) проводилась конструкторскими подразделениями производственного предприятия. Стоимость ОКР проекта LED tech (оценка дана службой главного технолога завода "Реостат") с учетом будущих потребностей в модернизации производства представлена в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Стоимость ОКР проекта LED tech, руб.
Позиция |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Оборудование испытательного стенда: |
1 785 000 |
550 000 |
550 000 |
осциллограф двухканальный |
50 000 |
||
монтажно-слесарный инструмент |
15 000 |
||
люксметр |
10 000 |
||
измеритель температуры и влажности |
10 000 |
||
оптическая сфера |
1 100 000 |
||
комплектующие для экспериментальных образцов |
550 000 |
550 000 |
550 000 |
Лабораторная мебель |
50 000 |
||
Конструкторские разработки |
1 050 000 |
840 000 |
735 000 |
Испытания по свету (ГОИ) |
800 000 |
640 000 |
560 000 |
Испытания по свету (ИТМО) |
900 000 |
720 000 |
630 000 |
Испытания теплоотвода |
400 000 |
320 000 |
280 000 |
Испытания блока питания |
400 000 |
320 000 |
280 000 |
Усовершенствование конструкции и новые разработки (блок питания, LED-матрица) |
2 000 000 |
1 600 000 |
1 400 000 |
Сертификация, патентование |
1 100 000 |
880 000 |
770 000 |
Всего, в том числе НДС |
8 435 000 |
5 870 000 |
5 205 000 |
Второй блок расчетов – калькуляция себестоимости и расчет отпускной цены продукции. Взяв за основу загрузку 75% потенциала производственной мощности завода "Реостат", можно рассчитать (применительно к объему партии) стоимость комплектующих и удельную трудоемкость изделия. Заложив 15%-ную маржинальную прибыль завода "Реостат", можно рассчитать и себестоимость. Учитывая норматив затрат на сбыт и ожидаемую операционную прибыль инновационного продукта, можно сформировать его отпускную цену.
Адекватность калькулируемой цены рынку можно оценить через матрицу "цена – качество" (рис. 4.14), которую в маркетинге именуют "матрицей позиционирования". Из матрицы видно, что цена инновационного продукта при массовом тиражировании падает в два раза, попадая на уровень актуального спроса. При этом два ключевых конкурента (импорт из КНР, продукция НПО "Светлана") находятся в той же ценовой группе, но их технические, потребительские характеристики ниже, чем у LED tech.
Рис. 4.14. Оценка адекватности рыночному предложению цены инновационных светильников LED tech (В) в поле конкурентов: импорт из Китая (Б), продукция НПО "Светлана" (А), дизайн студии Briz (Испания)
Это абсолютно логично с точки зрения самой логики инновационного предпринимательства. Если новшество обладает дополнительной ценностью для потребителя, то мы можем либо увеличить цену, либо захватить лидерство по объему продаж. В нашем случае цена для потребителя – критичный элемент, поэтому стратегия инновации построена на сохранении рыночной цены и росте объема продаж. Конкурент Briz, хотя и находится на том же уровне качества (дизайнерские светильники под заказ), но стоит в четыре раза дороже (все по той же причине – малая производственная серия). Соответственно инновационный светильник находится в уникальной зоне по цене-качеству, обеспечивающей ему независимую рыночную позицию. Инновационный продукт не пересекается с конкурентами и может быть позиционирован на рынке как уникальный (табл. 4.7).
Таблица 4.7
Расчет себестоимости (СТ) и отпускной цены продуктов в рамках проекта LED tech, руб.
Позиции |
CI деталей (без НДС) |
Прожектор уличный, 100 Вт |
Прожектор промышленный, 100 Вт |
Прожектор со сменными рефлекторами, 100 Вт |
|||
кол-во деталей |
всего CI, руб. |
кол-во деталей |
всего CI, руб. |
кол-во деталей |
всего CI, руб. |
||
LED-модуль (100 Вт) |
5236,00 |
0 |
0,00 |
1 |
5236,00 |
0 |
0,00 |
LED-модуль (50 Вт) |
3740,00 |
2 |
7480,00 |
2 |
7480,00 |
||
Блок питания |
423,73 |
2 |
847,46 |
1 |
423,73 |
2 |
847,46 |
Изделие А |
127,12 |
4 |
508,47 |
7 |
889,83 |
3 |
381,36 |
Изделие В |
211,86 |
3 |
635,59 |
1 |
211,86 |
4 |
847,46 |
Стекло |
211,86 |
1 |
211,86 |
0 |
0,00 |
1 |
211,86 |
Метизы |
254,24 |
1 |
254,24 |
1 |
254,24 |
1 |
254,24 |
Стоимость сборки |
150,00 |
150,00 |
150,00 |
150,00 |
|||
Наценка изготовителя (15%) |
1553,22 |
1513,14 |
1074,85 |
1525,86 |
|||
Полная CI |
14 051,48 |
13 688,91 |
9723,80 |
13 803,91 |
|||
Отпускная цена (метод расчета от себестоимости) |
|||||||
Торговая наценка |
20% |
45% |
20% |
||||
Цена продажи (в том числе НДС) |
16 427 |
14 100 |
16 565 |
Поняв, что цена (себестоимость) инновационного продукта LED tech приемлема для потребителя, можно переходить к оценке интересов потенциального инвестора.
План производства проекта LED tech (табл. 4.8) исходит из технологического потенциала производственной линии завода "Реостат", выбранного в качестве производственной площадки инновационного проекта.
Таблица 4.8
План производства проекта LED tech, руб.
Наименование светильника |
2010 |
2011 |
2012 |
В натуральном выражении, шт. |
|||
Прожектор уличный |
2875 |
12 500 |
18 750 |
Прожектор промышленный |
4600 |
20 000 |
30 000 |
Прожектор со сменными рефлекторами |
4025 |
17 500 |
26 250 |
Итого |
11 500 |
50 000 |
75 000 |
В финансовом выражении, руб. |
|||
Прожектор уличный |
47 226 740 |
205 333 650 |
308 000 475 |
Прожектор промышленный |
64 857 759 |
281 990 258 |
422 985 387 |
Прожектор со сменными рефлекторами |
66 672 885 |
289 882 110 |
434 823 165 |
Всего продажи с НДС |
178 757 384 |
777 206 018 |
1 165 809 027 |
В том числе НДС |
27 268 076 |
118 556 850 |
177 835 275 |
С учетом известной цены продукта можно пересчитать план продаж в финансовом выражении, лежащий в основе бюджета доходов и расходов (далее БДР) проекта (табл. 4.9). Бюджет учитывает поступления от продаж, прямые производственные расходы и затраты на функционирование предприятия: общехозяйственные (ОХР), маркетинг, зарплата, амортизация, инвестиции в ОКР.
Таблица 4.9
Бюджет доходов и расходов (БДР) проекта LED tech, руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выручка от реализации |
151 489 309 |
658 649 168 |
987 973 752 |
Прямые производственные затраты |
118 343 935 |
514 538 847 |
771 808 271 |
ОКР |
6 131 356 |
4 974 576 |
4 411 017 |
Зарплата |
17 068 050 |
29 313 900 |
29 313 900 |
Маркетинг |
10 152 542 |
8 771 186 |
8 771 186 |
ОХР |
4 716 102 |
4 105 508 |
4 081 780 |
Амортизация |
9 692 938 |
10 204 565 |
9 010 475 |
Налог на имущество |
184 399 |
302 612 |
246 214 |
Прибыль до уплаты налогов |
–14 800 013 |
86 437 972 |
160 330 909 |
Налог на прибыль |
0 |
17 287 594 |
32 066 182 |
Чистая прибыль |
–14 800 013 |
69 150 378 |
128 264 727 |
БДР позволяет оценить убытки и прибыли хозяйственной деятельности предприятия в периодах планирования. Достаточно показательно, что в первый год показан убыток операционной деятельности, поскольку предприятие не может выйти даже на 75% загрузки производственных мощностей. Выход на положительную операционную прибыль и возврат инвестиций начинаются со второго года инновационного проекта.
Управление инвестиционной деятельностью отражается в другом бюджете – движения денежных средств (CF). Он отражает финансовую сторону управления инновационным проектом через разделение операционной, инвестиционной и финансовой деятельности (табл. 4.10). В итоге именно CFотражает экономический результат инновационного проекта – чистый дисконтированный доход.
Таблица 4.10
Бюджет движения денежных средств (CF) проекта LED tech, руб.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Операционная деятельность |
|||
Выручка от реализации |
155 441 204 |
761 661 898 |
1 146 378 877 |
Производственные затраты |
-139 645 843 |
-607 155 840 |
-910 733 760 |
Зарплата |
-17 068 050 |
-29 313 900 |
-29 313 900 |
Общехозяйственные расходы |
-6 055 000 |
-5 264 500 |
-4 816 500 |
Налоги |
2 587 131 |
-38 879 886 |
-66 741 784 |
CFот операционной деятельности |
-4 740 558 |
81 047 772 |
134 772 933 |
Инвестиционная деятельность |
|||
ОКР |
-8 435 000 |
-5 870 000 |
-5 205 000 |
Изготовление прототипа |
-3 006 000 |
-1 002 000 |
-1 002 000 |
Закупка производственного оборудования и оснастки |
-9 000 000 |
-9 000 000 |
-9 000 000 |
Маркетинг |
-11 980 000 |
-10 350 000 |
-10 350 000 |
CF от инвестиционной деятельности |
-32 421 000 |
-26 222 000 |
-25 557 000 |
Финансовая деятельность |
|||
Поступление инвестиций |
56 300 000 |
||
CF от финансовой деятельности |
56 300 000 |
||
Дисконтированный CF |
|||
Дисконтированный (8%) CF нарастающим итогом |
16 676 144 |
54 749 597 |
117 953 262 |
Конечно, любой инвестор внимательно изучает бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств, но принимает решения о капиталовложении в производство инновационного продукта на основе ограниченной группы интегральных показателей (табл. 4.11).
Таблица 4.11
Интегральные показатели проекта LED tech, руб.
Обозначение |
Единица измерения |
Оценка |
Интерпретация |
i |
руб. |
56 300 000 |
Сумма долгосрочных капиталовложений с целью получения прибыли |
NPV |
руб. |
63 286 114 |
Чистый дисконтированный доход – разница положительных и отрицательных финансовых потоков с учетом ставки дисконтирования |
IRR |
% |
100,1 |
Внутренняя норма доходности – процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход равен 0 |
PI |
раз |
2,2 |
Индекс доходности инвестиций – отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям |
РВ |
мес |
20 |
Окупаемость проекта без учета дисконтирования денежных потоков проекта |
DPB |
мес |
24 |
Срок окупаемости проекта с учетом ставки дисконтирования |
Шесть интегральных показателей проекта, приведенных в табл. 4.11, формируют его профиль, который может совпадать со стратегическим профилем портфеля инвестора. Если профили совпадают, то возникает предмет для инвестиций – производственное тиражирование инновационного проекта.
К сожалению, не во всех случаях этап НИР позволяет создать проект изделия в рамках рыночных ожиданий.
Пример из практики
Е-мобиль – проект закрыт, 2014
Пожалуй, один из самых амбициозных инновационных проектов современной российской истории закончился неудачей. Проект, начавшийся в 2010 г., и очень широко обсуждавшийся в автомобильном мире России, был очень интересной инновационной идеей. Проект национального гибридного автомобиля с рыночной ценой 360 тыс. руб. выглядел очень конкурентоспособно для отечественного рынка. Местом производства (завод "E-Авто") определялась Ленинградская область – индустриальный парк "Марьино". В 2011 г. на этапе предзаказа было забронировано более 100 тыс. автомобилей. Основными инновационными характеристиками Е-мобиля были:
• снижение количества узлов и деталей автомобиля по отношению к аналогам в 2–2,5 раза;
• снижение в два раза фондоемкости производства (сокращение объема оборудования);
• модульная конструкция сборки;
• совмещение материалов кузова: алюминий и композитные материалы (рис. 4.15);
• преимущество использования электрических суперконденсаторов (ионисторов) компании ЗАО "ЭЛТОН";
• ожидаемый межсервисный проект – 40 000 км;
• использование возможностей материальной базы российского промышленного комплекса;
• выпуск автомобиля предполагался на региональных мини-заводах.
Рис. 4.15. Дизайн концепция Е-мобиля
"Е-мобиль появится в декабре следующего года (2012), как мы и обещали. У меня очень сильная команда, очень сильная контора, они прекрасно квалифицированы, профессиональные люди, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца", – так говорил в своем интервью инициатор проекта, М. Прохоров.
К сожалению, экономика проекта не позволила его реализовать. По этому поводу "КоммерсантЪ" писал: "Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что в связи с ростом затрат проект “стал фактически нерентабелен” ... по ходу работы “возникало много текущих непредвиденных проблем”, в итоге цена “Е-мобиля” могла вырасти вплоть до 1 млн руб., что “в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля”".
Проект Е-мобиля, к сожалению, не выдержал экономических вызовов при внедрении его в производство в 2014 г.
Резюме
Итак, производственное тиражирование позволяет принципиально изменить уровень себестоимости инновационной продукции за счет "эффекта масштаба". Экономическая оценка инновационного проекта дает ответы на два вопроса: какова будет себестоимость инновационного продукта и в чем привлекательность проекта производственного тиражирования для потенциального инвестора.