Учебный пример 2 . Проект LED tech – производство светодиодных светильников промышленного назначения, МИП ООО "LED tech", Санкт-Петербург, 2011

Интерес потребителя к энергосберегающим технологиям вызвал резкий рост рынка светодиодов (LED). В течение 2001–2010 гг. компания "Мегастиль" поставляла и монтировала импортные (китайские)

промышленные светильники. Но покупателей не удовлетворяло техническое качество импортных изделий. Тогда инноватор В. С. Прусаков инициировал проект по разработке улучшенного светодиодного светильника промышленного назначения. Инноватор инвестировал собственные финансовые средства в комплекс прикладных НИР (переход от "посева" к "стартапу"). Сгенерированная им идея получила изобретательское воплощение на площадке Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО НИУ). Ученые-изобретатели смогли усовершенствовать (в сравнении с присутствующими на рынке образцами) блок питания, LED-матрицу, характеристики линзы, систему и принципы теплоотвода и, конечно, дизайн.

Рис. 4.13. Серия инновационных светильников LED tech промышленного назначения: прожектор промышленный; светильник со сменными рефлекторами; светильник уличного освещения

В итоге была получена конструкторская документация на три модели инновационных светильников (рис. 4.13) – промышленного и уличного назначения. Были изготовлены экспериментальные образцы каждого светильника. Образцы подвергли лабораторным испытаниям, одновременно превратив лабораторию в workshop (демонстрационное помещение). Испытания подтвердили техническое преимущество созданных инновационных образцов над рыночными аналогами. На основе конструкционных чертежей на сторонней производственной базе (в Китае) была реализована пробная партия изделий. Прототипы были проданы и размещены на участке Октябрьской железной дороги, в офисе "Сбербанка" и сети торговых зон ("стартап" перешел в "ранний рост", "расширение"). Процесс размещения заказов позволил увидеть отдельные конструкционные недостатки прототипов, завершить процесс изобретательства, перейти к патентной защите. Дальнейшее развитие проекта на основе малых заказных производственных серий продукции было невозможно: при среднерыночной цене на изделие 300–400 евро прототип в силу небольшого объема заказа обходился покупателю в 700–800 евро. Инноватор нашел производственную площадку – завод "Реостат" (Великие Луки), модернизация которой позволила бы перейти к массовому серийному выпуску светильников. Для оценки потенциальной себестоимости изделия и поиска инвесторов на этапе "производство" инновационного процесса была произведена экономическая оценка, представленная в нижеприведенных таблицах.

Этап "производство" начинается, как уже говорилось, с опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на формирование рабочих чертежей и процессов, адаптирующих инновацию к профилю основных фондов конкретного предприятия. Аналогичная задача стояла и перед проектом LED lech – необходимо было докупить основное оборудование и оснастку для завода "Реостат" – потенциальной площадки для выпуска нововведения. Экспертная оценка затрат на ОКР (ОТР) проводилась конструкторскими подразделениями производственного предприятия. Стоимость ОКР проекта LED tech (оценка дана службой главного технолога завода "Реостат") с учетом будущих потребностей в модернизации производства представлена в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Стоимость ОКР проекта LED tech, руб.

Позиция

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Оборудование испытательного стенда:

1 785 000

550 000

550 000

осциллограф двухканальный

50 000

монтажно-слесарный инструмент

15 000

люксметр

10 000

измеритель температуры и влажности

10 000

оптическая сфера

1 100 000

комплектующие для экспериментальных образцов

550 000

550 000

550 000

Лабораторная мебель

50 000

Конструкторские разработки

1 050 000

840 000

735 000

Испытания по свету (ГОИ)

800 000

640 000

560 000

Испытания по свету (ИТМО)

900 000

720 000

630 000

Испытания теплоотвода

400 000

320 000

280 000

Испытания блока питания

400 000

320 000

280 000

Усовершенствование конструкции и новые разработки (блок питания, LED-матрица)

2 000 000

1 600 000

1 400 000

Сертификация, патентование

1 100 000

880 000

770 000

Всего, в том числе НДС

8 435 000

5 870 000

5 205 000

Второй блок расчетов – калькуляция себестоимости и расчет отпускной цены продукции. Взяв за основу загрузку 75% потенциала производственной мощности завода "Реостат", можно рассчитать (применительно к объему партии) стоимость комплектующих и удельную трудоемкость изделия. Заложив 15%-ную маржинальную прибыль завода "Реостат", можно рассчитать и себестоимость. Учитывая норматив затрат на сбыт и ожидаемую операционную прибыль инновационного продукта, можно сформировать его отпускную цену.

Адекватность калькулируемой цены рынку можно оценить через матрицу "цена – качество" (рис. 4.14), которую в маркетинге именуют "матрицей позиционирования". Из матрицы видно, что цена инновационного продукта при массовом тиражировании падает в два раза, попадая на уровень актуального спроса. При этом два ключевых конкурента (импорт из КНР, продукция НПО "Светлана") находятся в той же ценовой группе, но их технические, потребительские характеристики ниже, чем у LED tech.

Рис. 4.14. Оценка адекватности рыночному предложению цены инновационных светильников LED tech (В) в поле конкурентов: импорт из Китая (Б), продукция НПО "Светлана" (А), дизайн студии Briz (Испания)

Это абсолютно логично с точки зрения самой логики инновационного предпринимательства. Если новшество обладает дополнительной ценностью для потребителя, то мы можем либо увеличить цену, либо захватить лидерство по объему продаж. В нашем случае цена для потребителя – критичный элемент, поэтому стратегия инновации построена на сохранении рыночной цены и росте объема продаж. Конкурент Briz, хотя и находится на том же уровне качества (дизайнерские светильники под заказ), но стоит в четыре раза дороже (все по той же причине – малая производственная серия). Соответственно инновационный светильник находится в уникальной зоне по цене-качеству, обеспечивающей ему независимую рыночную позицию. Инновационный продукт не пересекается с конкурентами и может быть позиционирован на рынке как уникальный (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Расчет себестоимости (СТ) и отпускной цены продуктов в рамках проекта LED tech, руб.

Позиции

CI деталей (без НДС)

Прожектор уличный, 100 Вт

Прожектор промышленный, 100 Вт

Прожектор со сменными рефлекторами, 100 Вт

кол-во

деталей

всего CI, руб.

кол-во

деталей

всего CI, руб.

кол-во

деталей

всего CI, руб.

LED-модуль (100 Вт)

5236,00

0

0,00

1

5236,00

0

0,00

LED-модуль (50 Вт)

3740,00

2

7480,00

2

7480,00

Блок питания

423,73

2

847,46

1

423,73

2

847,46

Изделие А

127,12

4

508,47

7

889,83

3

381,36

Изделие В

211,86

3

635,59

1

211,86

4

847,46

Стекло

211,86

1

211,86

0

0,00

1

211,86

Метизы

254,24

1

254,24

1

254,24

1

254,24

Стоимость сборки

150,00

150,00

150,00

150,00

Наценка изготовителя (15%)

1553,22

1513,14

1074,85

1525,86

Полная CI

14 051,48

13 688,91

9723,80

13 803,91

Отпускная цена (метод расчета от себестоимости)

Торговая наценка

20%

45%

20%

Цена продажи (в том числе НДС)

16 427

14 100

16 565

Поняв, что цена (себестоимость) инновационного продукта LED tech приемлема для потребителя, можно переходить к оценке интересов потенциального инвестора.

План производства проекта LED tech (табл. 4.8) исходит из технологического потенциала производственной линии завода "Реостат", выбранного в качестве производственной площадки инновационного проекта.

Таблица 4.8

План производства проекта LED tech, руб.

Наименование светильника

2010

2011

2012

В натуральном выражении, шт.

Прожектор уличный

2875

12 500

18 750

Прожектор промышленный

4600

20 000

30 000

Прожектор со сменными рефлекторами

4025

17 500

26 250

Итого

11 500

50 000

75 000

В финансовом выражении, руб.

Прожектор уличный

47 226 740

205 333 650

308 000 475

Прожектор промышленный

64 857 759

281 990 258

422 985 387

Прожектор со сменными рефлекторами

66 672 885

289 882 110

434 823 165

Всего продажи с НДС

178 757 384

777 206 018

1 165 809 027

В том числе НДС

27 268 076

118 556 850

177 835 275

С учетом известной цены продукта можно пересчитать план продаж в финансовом выражении, лежащий в основе бюджета доходов и расходов (далее БДР) проекта (табл. 4.9). Бюджет учитывает поступления от продаж, прямые производственные расходы и затраты на функционирование предприятия: общехозяйственные (ОХР), маркетинг, зарплата, амортизация, инвестиции в ОКР.

Таблица 4.9

Бюджет доходов и расходов (БДР) проекта LED tech, руб.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Выручка от реализации

151 489 309

658 649 168

987 973 752

Прямые производственные затраты

118 343 935

514 538 847

771 808 271

ОКР

6 131 356

4 974 576

4 411 017

Зарплата

17 068 050

29 313 900

29 313 900

Маркетинг

10 152 542

8 771 186

8 771 186

ОХР

4 716 102

4 105 508

4 081 780

Амортизация

9 692 938

10 204 565

9 010 475

Налог на имущество

184 399

302 612

246 214

Прибыль до уплаты налогов

–14 800 013

86 437 972

160 330 909

Налог на прибыль

0

17 287 594

32 066 182

Чистая прибыль

–14 800 013

69 150 378

128 264 727

БДР позволяет оценить убытки и прибыли хозяйственной деятельности предприятия в периодах планирования. Достаточно показательно, что в первый год показан убыток операционной деятельности, поскольку предприятие не может выйти даже на 75% загрузки производственных мощностей. Выход на положительную операционную прибыль и возврат инвестиций начинаются со второго года инновационного проекта.

Управление инвестиционной деятельностью отражается в другом бюджете – движения денежных средств (CF). Он отражает финансовую сторону управления инновационным проектом через разделение операционной, инвестиционной и финансовой деятельности (табл. 4.10). В итоге именно CFотражает экономический результат инновационного проекта – чистый дисконтированный доход.

Таблица 4.10

Бюджет движения денежных средств (CF) проекта LED tech, руб.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Операционная деятельность

Выручка от реализации

155 441 204

761 661 898

1 146 378 877

Производственные затраты

-139 645 843

-607 155 840

-910 733 760

Зарплата

-17 068 050

-29 313 900

-29 313 900

Общехозяйственные расходы

-6 055 000

-5 264 500

-4 816 500

Налоги

2 587 131

-38 879 886

-66 741 784

CFот операционной деятельности

-4 740 558

81 047 772

134 772 933

Инвестиционная деятельность

ОКР

-8 435 000

-5 870 000

-5 205 000

Изготовление прототипа

-3 006 000

-1 002 000

-1 002 000

Закупка производственного оборудования и оснастки

-9 000 000

-9 000 000

-9 000 000

Маркетинг

-11 980 000

-10 350 000

-10 350 000

CF от инвестиционной деятельности

-32 421 000

-26 222 000

-25 557 000

Финансовая деятельность

Поступление инвестиций

56 300 000

CF от финансовой деятельности

56 300 000

Дисконтированный CF

Дисконтированный (8%) CF нарастающим итогом

16 676 144

54 749 597

117 953 262

Конечно, любой инвестор внимательно изучает бюджеты доходов и расходов, движения денежных средств, но принимает решения о капиталовложении в производство инновационного продукта на основе ограниченной группы интегральных показателей (табл. 4.11).

Таблица 4.11

Интегральные показатели проекта LED tech, руб.

Обозначение

Единица измерения

Оценка

Интерпретация

i

руб.

56 300 000

Сумма долгосрочных капиталовложений с целью получения прибыли

NPV

руб.

63 286 114

Чистый дисконтированный доход – разница положительных и отрицательных финансовых потоков с учетом ставки дисконтирования

IRR

%

100,1

Внутренняя норма доходности – процентная ставка, при которой чистый дисконтированный доход равен 0

PI

раз

2,2

Индекс доходности инвестиций – отношение суммы дисконтированных денежных потоков к первоначальным инвестициям

РВ

мес

20

Окупаемость проекта без учета дисконтирования денежных потоков проекта

DPB

мес

24

Срок окупаемости проекта с учетом ставки дисконтирования

Шесть интегральных показателей проекта, приведенных в табл. 4.11, формируют его профиль, который может совпадать со стратегическим профилем портфеля инвестора. Если профили совпадают, то возникает предмет для инвестиций – производственное тиражирование инновационного проекта.

К сожалению, не во всех случаях этап НИР позволяет создать проект изделия в рамках рыночных ожиданий.

Пример из практики

Е-мобиль – проект закрыт, 2014

Пожалуй, один из самых амбициозных инновационных проектов современной российской истории закончился неудачей. Проект, начавшийся в 2010 г., и очень широко обсуждавшийся в автомобильном мире России, был очень интересной инновационной идеей. Проект национального гибридного автомобиля с рыночной ценой 360 тыс. руб. выглядел очень конкурентоспособно для отечественного рынка. Местом производства (завод "E-Авто") определялась Ленинградская область – индустриальный парк "Марьино". В 2011 г. на этапе предзаказа было забронировано более 100 тыс. автомобилей. Основными инновационными характеристиками Е-мобиля были:

• снижение количества узлов и деталей автомобиля по отношению к аналогам в 2–2,5 раза;

• снижение в два раза фондоемкости производства (сокращение объема оборудования);

• модульная конструкция сборки;

• совмещение материалов кузова: алюминий и композитные материалы (рис. 4.15);

• преимущество использования электрических суперконденсаторов (ионисторов) компании ЗАО "ЭЛТОН";

• ожидаемый межсервисный проект – 40 000 км;

• использование возможностей материальной базы российского промышленного комплекса;

• выпуск автомобиля предполагался на региональных мини-заводах.

Рис. 4.15. Дизайн концепция Е-мобиля

"Е-мобиль появится в декабре следующего года (2012), как мы и обещали. У меня очень сильная команда, очень сильная контора, они прекрасно квалифицированы, профессиональные люди, и все, что я заявлял в бизнесе, будет доведено до конца", – так говорил в своем интервью инициатор проекта, М. Прохоров.

К сожалению, экономика проекта не позволила его реализовать. По этому поводу "КоммерсантЪ" писал: "Источники, знакомые с ситуацией, говорят, что в связи с ростом затрат проект “стал фактически нерентабелен” ... по ходу работы “возникало много текущих непредвиденных проблем”, в итоге цена “Е-мобиля” могла вырасти вплоть до 1 млн руб., что “в целом меняло концепцию доступного отечественного автомобиля”".

Проект Е-мобиля, к сожалению, не выдержал экономических вызовов при внедрении его в производство в 2014 г.

Резюме

Итак, производственное тиражирование позволяет принципиально изменить уровень себестоимости инновационной продукции за счет "эффекта масштаба". Экономическая оценка инновационного проекта дает ответы на два вопроса: какова будет себестоимость инновационного продукта и в чем привлекательность проекта производственного тиражирования для потенциального инвестора.