Учебные программы и технологии

Номенклатура учебных программ общего образования достаточно устойчива. Сосуществуют несколько типов учебных программ. Традиционный тип – программы обязательные курсов. Их насчитывается не более десяти. Куда многочисленнее профильные программы. Профильные программы могут быть углубленными и облегченными. Обязательные программы могут переходить в число профильных. Распространены также интегративные программы, которые знакомят во взаимосвязи с несколькими науками и видами деятельности (классический пример – программа естествознания). Плюсы интегрированных программ: привитие навыков мышления более высокого порядка, меньшая фрагментарность учебного процесса. Вместе с тем интегрированные программы породили немало вопросов из-за угрозы снижения уровня фундаментальных академических знаний.

В мировом педагогическом сообществе накоплено немало ценного при разработке учебных программ. Разрабатываются программы, которые позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представлять различные взгляды и мнения об окружающем личность мире.

В программах все заметнее проявляются элементы стандартизации. Стандарты в образовании – феномен далеко не новый. Первыми "стандартами" были инициации подростков во взрослую жизнь в эпоху первобытности, каноны образования в виде афинской калогатии (идеальной воспитанности), программа семи свободных искусств европейской школы Средневековья.

Стандарты вводятся для регламентации предметного обучения и рассчитаны на повышение уровня подготовки всех учащихся. Уровень освоения стандартных программ должен согласовываться с возможностями различных групп учащихся. Однако школа сталкивается с противоречиями между стандартизированным обучением и необходимостью учета интересов и способностей учащихся. Есть опасность сужения кругозора подростков, которые занимаются по менее насыщенным элективным программам обязательных дисциплин.

Методы и формы общего образования предусматривают педагогическую деятельность, направленную на приобретение академического образования, выработку определенных компетенций. При применении учебных технологий необходимо соблюдение, по крайней мере, нескольких условий: опора на ранее полученные знания, движение от эмпирического к теоретическому, применение приобретенных знаний. Банк технологий общего образования весьма обширен. Они адресованы как всей массе учащихся, так и определенным их группам.

Программы начальной школы

Программы начальной школы должны настраиваться на требования жизни и потребности школьников, выработку навыков и умений, которые содействуют развитию способностей, творческому поиску, принятию ответственных решений. Программы начального образования усложняются, становятся более вариативными.

Россия. Базисный учебный план российской начальной школы включает русский язык как государственный, родной язык и литературу, математику, окружающий мир, искусство, физкультуру, трудовую подготовку. В 1990-х гг. разрабатывались программы четырех- и трехлетнего обучения, куда входят русский язык и литература, иностранный язык, история и обществоведение, искусство, окружающий мир, география, математика и основы информатики, физика и астрономия, химия, биология, трудовое обучение и спорт. В трехлетней школе по этим предметам возможны спецкурсы.

Актуален пересмотр задач и технологий начального обучения. Речь идет о необходимости учить понимать, анализировать, истолковывать текст в знакомых и новых для учащихся познавательных ситуациях. Так, чтобы совершенствовать обучение грамотности чтения, по-видимому, необходимо согласиться с широким пониманием этого понятия, как в том числе и использования прочитанного в различных жизненных ситуациях.

США. Программы американской элементарной школы предусматривают приобретение "основных компетенций" – теоретического и практического освоения программ английского языка, литературы, начал математики, географии, естествознания, граждановедения, трудового обучения, цикла эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорта и физического воспитания, норм морали и поведения. Программы становятся более насыщенными и вариативными. Так, программа по математике предполагает знакомство с основами алгебры и геометрии, что ранее изучались в средней школе; поощряются "продвинутые программы" для одаренных детей.

Великобритания. В начальной школе Англии основное учебное время посвящено изучению английского языка – 40%, 15% занимает физическое воспитание, около 12% – ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками иностранного языка, арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Франция. Учебный план французской начальной школы определяет восемь приоритетных направлений: французский язык, иностранный язык, естествознание и технология, история и география, граждановедение, художественно-эстетическое воспитание, физическое воспитание и спорт.

Китай. Учеников начальной школы в Китае учат читать и писать на китайском языке, а также несложным математическим упражнениям. Кроме того, школьники младших классов изучают китайскую литературу и обязательно английский язык.

Япония. Основная часть учебного времени в японской начальной школе отведена японскому языку и арифметике, остальные часы – естествознанию, обществоведению, музыке, урокам морали, физической культуры, искусства, рукоделия.

Учащиеся осваивают национальную фонематическую азбуку, иероглифическую письменность (дети узнают порядка 850 иероглифов, а для чтения газеты необходимо знать 2,5 тыс.). При изучении предмета обществоведения даются отдельные сведения по географии, истории, в курсе естествознания – элементарные сведения о живой и неживой природе и человеке, на занятиях по математике проходят арифметические действия и получают элементарные сведения по геометрии. Дети также знакомятся с правилами дорожного движения и учатся пользоваться библиотекой.