Учебное исследование в области русского языка
Исследовательская деятельность — одна из эффективных образовательных технологий.
Учебное исследование — это деятельность обучаемых, при которой они решают различные задачи в соответствии с основными этапами научного исследования: постановка проблемы, изучение теории, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Цель учебного исследования — формирование навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к научному типу мышления[1]. Учебное исследование не предполагает обязательной новизны; главное — пройти весь путь, который одинаков и для именитого ученого, и для младшего школьника, и найти свое, субъективно новое знание.
Научные работы педагогов, методистов[2], опыт работы учителей показывают, что исследовательская деятельность младшим школьникам доступна, однако требует владения определенными знаниями и умениями, которые формируются с помощью специальных упражнений. Известным специалистом в области исследовательского обучения А. И. Савенковым разработана программа учебно-научной деятельности учащихся, включающая три части: тренинг — формирование исследовательских умений с помощью различных заданий; практику — проведение учениками самостоятельных изысканий; мониторинг — представление и защиту работ.
Программой предусмотрено формирование у учащихся исследовательских умений: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять понятия, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, готовить тексты докладов, объяснять, защищать собственные идеи.
Эти умения учащихся успешно формируются в рамках коллективной игры-исследования, когда дети под руководством учителя проходят весь путь изучения выбранной темы, чтобы затем использовать полученный опыт в самостоятельной деятельности.
Приведем описание этапов игры-исследования.
Первый этап — подготовка к игре-исследованию. Учитель делит класс на группы по 12—13 человек. Проведение игры продуктивно с одной группой, с другой группой игра организуется в другой день. Готовится аудитория: столы расставляются таким образом, чтобы дети могли видеть друг друга. Разрабатываются карточки (слайды презентации) с символическим изображением методов исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, обратиться к специалисту, узнать из книг, посмотреть в Интернете, посмотреть видеофильм, понаблюдать, провести эксперимент).
При выборе тематики исследовательских работ младших школьников важно учитывать рекомендации методистов. Т. И. Зиновьева подчеркивает, что круг исследовательских тем достаточно широк: фонетика, словообразование, лексикология и лексикография, фразеология, история языка, речь современного младшего школьника (например, особенности произношения). Однако есть темы, которые не следует предлагать младшим школьникам, например исследование экспрессивно окрашенной и сниженной лексики. Также весьма тщательно надо выбирать вопросы для изысканий в области этимологии.
Приведем конкретные темы для проведения игры-исследования в начальной школе: "Сколько языков на Земле?", "Когда человек заговорил", "Как люди научились писать? (Как люди придумали буквы?)", "На что похожа буква А?", "Откуда пришел русский язык?", "Сколько слов в русском языке?", "Такие разные имена", "Почему собака — Жучка?", "О чем рассказали названия улиц (переулков, площадей)?", "Тайна названия моего города (села)", "Безмолвные свидетели истории", "Секреты названий предметов", "Части тела", "Какого цвета буква А?", "Буквы веселые и грустные", "Как составляют словари?", "Слово — не воробей...", "Как мы говорим?" (речевой портрет современного младшего школьника).
Второй этап игры-исследования выбор темы.
Третий этап — составление плана исследования.
Четвертый этап — сбор материала.
Пятый этап — обобщение полученных данных.
Шестой этап — доклад.
Самостоятельное лингвистическое исследование школьников также строится по данному плану. В заключение работы над исследованием необходимо уделить внимание подготовке детей к представлению и защите результатов их работы: составить мультимедийную презентацию, подготовить текст устного публичного выступления.