Участники внешнеторговой деятельности

Законодательством установлено, что правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские лица и иностранные лица. Однако в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и законодательством Российской Федерации, это право может быть ограничено. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

Поскольку внешнеторговая деятельность есть предпринимательская деятельность, на ее участников распространяются нормы, устанавливающие общий режим предпринимательской деятельности. Наряду с этим действуют и специальные нормы внешнеторгового законодательства, учитывающие существенные особенности предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. Одной из таких особенностей является перемещение товаров и иных предметов внешнеторговых сделок через границу. Так, Таможенный кодекс РФ устанавливает, что все лица па равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в порядке, предусмотренном Кодексом. Никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из пес товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом РФ, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Таким образом, закрепляя равные для российских лиц основания для занятия внешнеторговой деятельностью, законодательство предусматривает определенные ограничения, вводимые нормативными правовыми актами.

В условиях либерализации внешнеторговой деятельности возможные ограничения в совершении экспортно-импортных операций существенно зависят от вида товара, который может быть перемещен через таможенную границу. Одни товары (наркотические и психотропные вещества; печатная продукция, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. д.) запрещены к перемещению через таможенную границу Российской Федерации. В отношении других товаров возможно установление ограничений па их ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации.

Для подтверждения права на осуществление экспортно-импортных операций с товарами, в отношении которых установлены ограничения, участник внешнеторговой деятельности должен иметь специальное разрешение - лицензию. Порядок выдачи таких лицензий регулируется нормативно-правовыми актами Правительства РФ.

Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" наделяет правом осуществления внешнеторговой деятельности все российские .ища. Российскими участниками внешнеторговой деятельности (российскими лицами) являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

По профилю деятельности участников внешней торговли можно объединить в три группы:

1. Производители-экспортеры, работающие на внешних рынках без посредников. К ним могут быть отнесены промышленные предприятия (компании), производственные кооперативы, совместные предприятия и консорциумы, осуществляющие выпуск экспортной продукции и услуг. Они обеспечивают все основные стадии цикла выпуска и реализации товара - научно-производственную деятельность, складирование продукции, маркетинг, транспортные, сбытовые и расчетно-финансовые операции.

Крупные экспортеры-производители создают свои внешнеторговые фирмы, имеющие право на совершение экспортно-импортных операций. Такие фирмы или не являются юридическими лицами и осуществляют внешнеторговую деятельность от имени, по поручению и в интересах организации-экспортера, или являются их дочерними предприятиями.

2. Организации-посредники. Они не являются производителями и владельцами экспортной продукции, но осуществляют внешнеторговые операции на внешнем рынке от имени производителей продукции. Особое место в этой группе занимают специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ и специализированные внешнеэкономические объединения отраслевых министерств.

Специализированные внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ обслуживают государственный уровень внешнеторговой деятельности, обеспечивая коммерческие и иные операции на внешних рынках на условиях межправительственных соглашений (в том числе экспорт через зарубежные фирмы по лицензиям Министерства экономического развития и торговли РФ, специальный импорт но отдельным постановлениям и распоряжениям Правительства РФ). Они также осуществляют внешнеторговые операции в интересах производственных объединений и организаций на условиях договора комиссии или поручения, оказывают посреднические, консультационные и иные услуги в сфере внешнеэкономической деятельности различным производственным структурам, государственным и общественным организациям, иностранным фирмам и т. д.

Специализированные внешнеэкономические объединения при отраслевых министерствах нацелены на содействие развитию внешнеэкономической деятельности организаций и объединений данной отрасли, на поиск новых форм сотрудничества с иностранными партнерами.

3. Содействующие организации, оказывающие различные услуги и консультационную помощь в обеспечении выхода на внешний рынок, осуществляющие поиск иностранного партнера, организацию выставок, ярмарок и рекламы, внешнеторговых транспортных перевозок, проведение экспертизы, оформление финансово-расчетных и валютно-кредитных операций. В эту группу могут быть отнесены различного рода ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, внешнеторговые организации и фирмы коммерческого агентства, Торгово-промышленные палаты России, транспортные организации, уполномоченные коммерческие банки, информационные центры и др.

Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества объединяют государственные, коммерческие и иные структуры, которые предлагают широкий спектр услуг во внешнеторговой сфере прежде всего начинающим экспортерам (практическая помощь в вопросах комплексного изучения мировых товарных рынков, правового обеспечения внешнеторговых сделок, освоения новых форм и направлений внешнеэкономического сотрудничества; проведение семинаров и конференций; проведение регулярных консультаций по вопросам рекламы, маркетинга и т. д.).

Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества формируются по региональному (например, Асараб - ассоциация внешнеэкономического сотрудничества с арабскими странами) и отраслевому (например, Росинтермед - ассоциация внешнеэкономического сотрудничества в области медицины) признакам, а также по виду участников - представителей (ассоциации экспортеров, кооператоров, совместного предпринимательства и т. д.).

По характеру совершаемых внешнеторговых операций среди участников внешнеторговой деятельности выделяют следующие группы:

o экспортеры (производители экспортной продукции, самостоятельно работающие на внешнем рынке, отраслевые внешнеэкономические объединения, внешнеторговые организации Министерства экономического развития и торговли РФ и т. д.);

o импортеры (торгово-посреднические фирмы и торговые дома, занимающиеся импортными закупками, внешнеэкономические организации Министерства экономического развития и торговли РФ и другие государственные организации, обеспечивающие импортные закупки некоторых видов товаров по решению Правительства РФ за счет государственных валютных средств и кредитов и т. д.);

o специализированные посредники во внешнеторговой сфере (комиссионеры, таможенные брокеры).

Специализированные посредники могут выступать как комиссионеры, оформляя свои отношения с иностранными контрагентами, производителями экспортной продукции или заказчиками импортных товаров путем заключения одного из двух договоров:

o договора комиссии (организация поручает посреднику совершить экспортно-импортные операции за вознаграждение и за счет организации, но от имени посредника);

o договора поручения (посредник заключает внешнеторговую сделку от имени доверителя).

Таможенным брокером может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (за исключением казенного предприятия, которое не может быть таможенным брокером). Таможенный брокер совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Таможенный брокер вправе ограничить сферу своей деятельности совершением операций в отношении определенных видов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности либо в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу определенными видами транспорта, а также совершением отдельных таможенных операций или регионом деятельности таможенного органа.

Под иностранными участниками внешнеторговой деятельности (иностранные лица) понимаются юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены, а также физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.

Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" предусматривает возможность открытия на территории Российской Федерации филиалов иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам. Филиал выполняет часть функций или все функции (включая функции представительства) от имени создавшего его иностранного юридического лица. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства филиалу может быть отказано в аккредитации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития России.

Закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" регламентирует участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в непосредственном осуществлении внешнеторговой деятельности: они могут непосредственно осуществлять такую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами. Такая норма принята, несмотря на то, что согласно Гражданскому кодексу РФ Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. Вопрос заключается в том, что указанные участники внешнеторговой деятельности должны обладать иммунитетом от привлечения к участию н судопроизводстве по гражданским делам, от предварительного обеспечения иска, принудительного исполнения решения, обращения взыскания на имущество, являющееся собственностью государства.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств должны быть определены в специальном законе об иммунитете государства и его собственности. Однако такой закон еще не принят.