Участники процесса и заинтересованные лица антикризисного менеджмента

Для каждой организационной формы антикризисного менеджмента можно выделить непосредственных участников и заинтересованных лиц. Вторая группа является более широкой, так как включает помимо основных непосредственных участников процесса антикризисного менеджмента еще и прочих заинтересованных лиц.

Непосредственные участники антикризисного менеджмента представлены в табл. 6.2. Интересы участников процесса антикризисного менеджмента далеко не всегда совпадают, что будет проанализировано ниже. В процессе антикризисного менеджмента необходимо учитывать эти интересы, т.е. уметь их анализировать и использовать для оптимизации процесса управления кризисами на предприятии.

Таблица 6.2

Участники антикризисного менеджмента

Организационная форма

Участники

1. Антикризисный консалтинг

Заказчик, который может быть представлен как высшим исполнительным лицом, так и собственником предприятия. Исполнитель, который может быть представлен как индивидуальный или коллективный антикризисный консультант

2. Антикризисное управление под контролем кредиторов

Топ-менеджмент или собственник проблемного предприятия. Кредиторы.

Антикризисный консультант

3. Антикризисное управление под руководством сторон него анти кризисного менеджера

Собственник проблемного предприятия. Антикризисный менеджер, наделенный полномочиями высшего исполнительного лица и замещающий топ-менеджмент

4. Внутренний антикризисный менеджмент

Топ-менеджмент предприятия. Антикризисное подразделение предприятия

5. Антикризисный менеджмент в процедурах банкротства

Должник.

Арбитражный управляющий.

Конкурсные кредиторы.

Уполномоченные органы.

Органы государственной власти (в случае необходимости)

Кроме указанных выше непосредственных участников антикризисного менеджмента можно также выделить заинтересованных лиц, интересы которых зачастую не совпадают с интересами непосредственных участников.

Исторический экскурс

Термин "заинтересованные лица" (stakeholders) является основополагающим понятием теории заинтересованных лиц (StakeholdersThenry), которая активно развивается в западных странах с 1963 г. Данная концепция заключается в том, что каждое предприятие должно иметь социальную ориентацию, что помимо акционеров предприятия (собственников компании) (stockholders) существует значительно больший круг лиц (stakeholders), оказывающих влияние на деятельность предприятия, интересы которых следует учитывать в его деятельности.

Среди заинтересованных лиц предприятия можно выделить акционеров, руководителей, персонал, поставщиков, потребителей, кредиторов, средства массовой информации, представителей государства, местное сообщество, общество в целом.

К заинтересованным лицами антикризисного менеджмента относятся тон-менеджеры предприятия, персонал, поставщики, потребители, кредиторы, органы власти (федеральные, субъектов Российской Федерации, местные), надзорные органы, местные жители, профсоюзы, средства массовой информации и др.

Лица, которые непосредственно не участвуют в антикризисном менеджменте, могут иметь формальную заинтересованность, которая основана на нормативных правовых актах, и неформальную. Можно также выделить коллективную и индивидуальную, системную и ситуативную заинтересованность.

Среди заинтересованных лиц антикризисного менеджмента можно выделить две группы – внутренние и внешние заинтересованные лица. Первая группа (внутренние заинтересованные лица) включает: собственников, топ-менеджеров, персонал. Ко второй группе (внешние заинтересованные лица) относятся: партнеры (поставщики, потребители, кредиторы), властные (федеральные, субъектов РФ, местные) органы, фискальные (ФПС и ее инспекции) органы, надзорные (пожарные, санитарные, потребительские, экологические, горные и пр.) органы, ассоциации, общественные движения (защиты прав потребителей, защиты животных, защиты окружающей среды и пр.), партии, местные жители, средства массовой информации, общество в целом.

Для каждого кризисного предприятия в разных ситуациях существует свой индивидуальный набор заинтересованных лиц, чьи интересы различны и могут быть противоречивы. Однако можно выделить общие характерные основные интересы, присущие отдельным группам заинтересованных лиц. С целью их классификации разделим все интересы заинтересованных лиц на позитивные (чего стремятся достичь) и негативные (чего хотят избежать). Так, к позитивным интересам собственников относится, прежде всего, восстановление ликвидности предприятия (уровня доходности, который был бы соизмерим с риском вложения, позволяющего выгодно продать предприятие), а к негативным – банкротство, потеря собственности или их вложений в собственность. Наемные руководители стремятся удержаться в структуре управления предприятием и избежать отстранения от руководства им. Позитивные интересы персонала предприятия включают стабильную занятость и рост заработной платы, а негативные интересы персонала представлены сокращением заработной платы и ее потерей. К позитивным интересам поставщиков относятся сохранение партнерских отношений и возврат задолженности в случае ее наличия, а к негативным – разрыв партнерских отношений и потеря кредиторской задолженности. Подобное выделение позитивных и негативных интересов можно осуществить относительно всех заинтересованных лиц антикризисного менеджмента, как внутренних (собственники, наемные руководители, персонал), так и внешних (поставщики, потребители, кредиторы, властные органы, надзорные органы, ассоциации, общественные движения, партии, местные жители, средства массовой информации, общество в целом).

Важной задачей, которая стоит перед антикризисным менеджментом, является определение, во-первых, заинтересованных лиц и их интересов, во-вторых, заинтересованных лиц, чьи интересы можно проигнорировать, в-третьих, заинтересованных лиц, на чьи интересы можно повлиять (а также определение способов данного влияния), и наконец, заинтересованных лиц, чьи интересы нужно обязательно учесть.

Безусловно, интересы отдельных заинтересованных лиц антикризисного менеджмента и непосредственных участников зачастую отличаются и бывают конфликтны. Однако это не означает, что интересы одних заинтересованных лиц и непосредственных участников могут быть удовлетворены только за счет интересов других, т.е. что выигрыш одной стороны возможен только за счет проигрыша другой. В антикризисном менеджменте должен быть достигнут компромисс интересов большинства заинтересованных лиц и непосредственных участников. Задача практика по антикризисному менеджменту (стороннего консультанта, сотрудника внутренней антикризисной службы, арбитражного управляющего) заключается в определении рамок разумного компромисса и его достижении.

При этом следует иметь в виду, что удовлетворить всех заинтересованных лиц и непосредственных участников зачастую не представляется возможным, интересами некоторых придется пожертвовать, за исключением тех интересов, которые невозможно проигнорировать. Как показывает практика антикризисного менеджмента, обычно приходится жертвовать интересами наемных управленцев кризисного предприятия и части персонала, которых увольняют, и местных органов власти, на которые возлагают социальные функции, до этого реализовывавшиеся кризисным предприятием.