Участники процесса и заинтересованные лица антикризисного менеджмента
Для каждой организационной формы антикризисного менеджмента можно выделить непосредственных участников и заинтересованных лиц. Вторая группа является более широкой, так как включает помимо основных непосредственных участников процесса антикризисного менеджмента еще и прочих заинтересованных лиц.
Непосредственные участники антикризисного менеджмента представлены в табл. 6.2. Интересы участников процесса антикризисного менеджмента далеко не всегда совпадают, что будет проанализировано ниже. В процессе антикризисного менеджмента необходимо учитывать эти интересы, т.е. уметь их анализировать и использовать для оптимизации процесса управления кризисами на предприятии.
Таблица 6.2
Участники антикризисного менеджмента
Организационная форма |
Участники |
1. Антикризисный консалтинг |
Заказчик, который может быть представлен как высшим исполнительным лицом, так и собственником предприятия. Исполнитель, который может быть представлен как индивидуальный или коллективный антикризисный консультант |
2. Антикризисное управление под контролем кредиторов |
Топ-менеджмент или собственник проблемного предприятия. Кредиторы. Антикризисный консультант |
3. Антикризисное управление под руководством сторон него анти кризисного менеджера |
Собственник проблемного предприятия. Антикризисный менеджер, наделенный полномочиями высшего исполнительного лица и замещающий топ-менеджмент |
4. Внутренний антикризисный менеджмент |
Топ-менеджмент предприятия. Антикризисное подразделение предприятия |
5. Антикризисный менеджмент в процедурах банкротства |
Должник. Арбитражный управляющий. Конкурсные кредиторы. Уполномоченные органы. Органы государственной власти (в случае необходимости) |
Кроме указанных выше непосредственных участников антикризисного менеджмента можно также выделить заинтересованных лиц, интересы которых зачастую не совпадают с интересами непосредственных участников.
Исторический экскурс
Термин "заинтересованные лица" (stakeholders) является основополагающим понятием теории заинтересованных лиц (StakeholdersThenry), которая активно развивается в западных странах с 1963 г. Данная концепция заключается в том, что каждое предприятие должно иметь социальную ориентацию, что помимо акционеров предприятия (собственников компании) (stockholders) существует значительно больший круг лиц (stakeholders), оказывающих влияние на деятельность предприятия, интересы которых следует учитывать в его деятельности.
Среди заинтересованных лиц предприятия можно выделить акционеров, руководителей, персонал, поставщиков, потребителей, кредиторов, средства массовой информации, представителей государства, местное сообщество, общество в целом.
К заинтересованным лицами антикризисного менеджмента относятся тон-менеджеры предприятия, персонал, поставщики, потребители, кредиторы, органы власти (федеральные, субъектов Российской Федерации, местные), надзорные органы, местные жители, профсоюзы, средства массовой информации и др.
Лица, которые непосредственно не участвуют в антикризисном менеджменте, могут иметь формальную заинтересованность, которая основана на нормативных правовых актах, и неформальную. Можно также выделить коллективную и индивидуальную, системную и ситуативную заинтересованность.
Среди заинтересованных лиц антикризисного менеджмента можно выделить две группы – внутренние и внешние заинтересованные лица. Первая группа (внутренние заинтересованные лица) включает: собственников, топ-менеджеров, персонал. Ко второй группе (внешние заинтересованные лица) относятся: партнеры (поставщики, потребители, кредиторы), властные (федеральные, субъектов РФ, местные) органы, фискальные (ФПС и ее инспекции) органы, надзорные (пожарные, санитарные, потребительские, экологические, горные и пр.) органы, ассоциации, общественные движения (защиты прав потребителей, защиты животных, защиты окружающей среды и пр.), партии, местные жители, средства массовой информации, общество в целом.
Для каждого кризисного предприятия в разных ситуациях существует свой индивидуальный набор заинтересованных лиц, чьи интересы различны и могут быть противоречивы. Однако можно выделить общие характерные основные интересы, присущие отдельным группам заинтересованных лиц. С целью их классификации разделим все интересы заинтересованных лиц на позитивные (чего стремятся достичь) и негативные (чего хотят избежать). Так, к позитивным интересам собственников относится, прежде всего, восстановление ликвидности предприятия (уровня доходности, который был бы соизмерим с риском вложения, позволяющего выгодно продать предприятие), а к негативным – банкротство, потеря собственности или их вложений в собственность. Наемные руководители стремятся удержаться в структуре управления предприятием и избежать отстранения от руководства им. Позитивные интересы персонала предприятия включают стабильную занятость и рост заработной платы, а негативные интересы персонала представлены сокращением заработной платы и ее потерей. К позитивным интересам поставщиков относятся сохранение партнерских отношений и возврат задолженности в случае ее наличия, а к негативным – разрыв партнерских отношений и потеря кредиторской задолженности. Подобное выделение позитивных и негативных интересов можно осуществить относительно всех заинтересованных лиц антикризисного менеджмента, как внутренних (собственники, наемные руководители, персонал), так и внешних (поставщики, потребители, кредиторы, властные органы, надзорные органы, ассоциации, общественные движения, партии, местные жители, средства массовой информации, общество в целом).
Важной задачей, которая стоит перед антикризисным менеджментом, является определение, во-первых, заинтересованных лиц и их интересов, во-вторых, заинтересованных лиц, чьи интересы можно проигнорировать, в-третьих, заинтересованных лиц, на чьи интересы можно повлиять (а также определение способов данного влияния), и наконец, заинтересованных лиц, чьи интересы нужно обязательно учесть.
Безусловно, интересы отдельных заинтересованных лиц антикризисного менеджмента и непосредственных участников зачастую отличаются и бывают конфликтны. Однако это не означает, что интересы одних заинтересованных лиц и непосредственных участников могут быть удовлетворены только за счет интересов других, т.е. что выигрыш одной стороны возможен только за счет проигрыша другой. В антикризисном менеджменте должен быть достигнут компромисс интересов большинства заинтересованных лиц и непосредственных участников. Задача практика по антикризисному менеджменту (стороннего консультанта, сотрудника внутренней антикризисной службы, арбитражного управляющего) заключается в определении рамок разумного компромисса и его достижении.
При этом следует иметь в виду, что удовлетворить всех заинтересованных лиц и непосредственных участников зачастую не представляется возможным, интересами некоторых придется пожертвовать, за исключением тех интересов, которые невозможно проигнорировать. Как показывает практика антикризисного менеджмента, обычно приходится жертвовать интересами наемных управленцев кризисного предприятия и части персонала, которых увольняют, и местных органов власти, на которые возлагают социальные функции, до этого реализовывавшиеся кризисным предприятием.