Участковые избирательные комиссии
Статус и срок полномочий. Участковые избирательные комиссии формируются для обеспечения процесса голосования избирателей и подсчета голосов избирателей на избирательных участках. Срок полномочий участковых избирательных комиссий составляет пять лет.
На избирательном участке, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, в местах временного пребывания избирателей или в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий. Срок полномочий такой участковой избирательной комиссии устанавливается сформировавшей ее территориальной избирательной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке полномочия такой участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, в следующих пределах:
а) до 1001 избирателя – 3–9 членов участковой комиссии;
б) от 1001 до 2001 избирателя – 7–12 членов участковой комиссии;
в) более 2000 избирателей – 7–16 членов участковой комиссии.
Членам участковой комиссии с правом решающего голоса территориальная комиссия выдает удостоверения, форма которых устанавливается ЦИК РФ.
Полномочия. Для организации голосования на соответствующих выборах участковая избирательная комиссия обладает, как правило, информационными полномочиями. Так, исключительно к полномочиям участковой комиссии относится информирование населения об адресе и о номере телефона участковой комиссии, а также о дне, времени и месте голосования. С этой целью комиссией, организующей выборы, изготавливаются специальные уведомления для избирателей, которые члены участковой избирательной комиссии должны заполнять и разносить поадресно.
В целом же полномочия участковой комиссии направлены на организацию голосования в соответствии с положениями избирательного законодательства.
Организация и принципы деятельности избирательных комиссий
Все избирательные комиссии РФ, независимо от их уровня в системе избирательных комиссий, организуют свою деятельность в строгом соответствии с рядом принципов, которые предусмотрены международным и отечественным законодательством.
Основными принципами деятельности избирательных комиссий являются: независимость, законность, гласность, соподчинение, коллегиальность. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Что касается принципов организации выборов и деятельности избирательных комиссий, то здесь уместно привести в пример правовую позицию Конституционного Суда РФ, сформулированную в Определении от 16 января 2007 г. № 160-О-П "По жалобе федерального государственного учреждения “Маганский лесхоз” на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 19 статьи 29 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”".
При осуществлении своих полномочий, таких как наблюдение за организацией голосования, подсчет голосов избирателей, участников референдума, определение результатов выборов, избирательные комиссии действуют, прежде всего, в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав, свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле обеспечение полномочий избирательных комиссий и их членов приобретает, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан.
Также законодатель закрепляет принцип невмешательства в деятельность избирательных комиссий. Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает, что выборы организуют и проводят исключительно избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Принцип независимости является базовым и отражает сущностную характеристику правового статуса избирательных комиссий в России. Данный принцип означает, что избирательные комиссии в своей деятельности независимы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, каких-либо организаций и граждан.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о гарантиях избирательных прав вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Согласно п. 12 ст. 20 вышеуказанного закона, комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Законодатель предусмотрел ряд гарантий независимости избирательных комиссий.
К их числу необходимо отнести закрепление в избирательном законодательстве полномочий, прав, обязанностей и ответственности избирательных комиссий, а также особого порядка их формирования и перечня лиц, которые не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. Соответствующие нормы избирательного законодательства направлены на обеспечение независимости избирательных комиссий при принятии собственных решений, ограждают от неправомерного вмешательства со стороны кого-либо в их деятельность.
Развивая принцип независимости избирательных комиссий, в частности во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, законодатель предусмотрел право избирательных комиссий в порядке и сроки, установленные федеральным законом, назначить выборы, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не сделали этого.
К числу гарантий независимости избирательных комиссий также необходимо отнести то, что финансирование их деятельности осуществляется непосредственно за счет средств бюджетов соответствующих уровней (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета), в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете на очередной финансовый год. Финансирование деятельности избирательных комиссий никоим образом не зависит от результатов выборов.
Вместе с тем функциональная и финансовая независимость избирательных комиссий не исключает их взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Более того, без такого взаимодействия избирательные комиссии не имели бы необходимых материально-технических средств для подготовки и проведения выборов.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, их должностные лица, а также организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30% на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации, обеспечивать охрану таких помещений, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи и техническое оборудование. Это позволяет обеспечить организационную независимость избирательных комиссий.
Следующий важнейший принцип, в соответствии с которым осуществляют свою деятельность избирательные комиссии РФ, – принцип законности. Он означает, что избирательные комиссии РФ осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с системой нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение выборов в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона о гарантиях избирательных прав законодательство РФ о выборах составляют Конституция РФ, Закон о гарантиях избирательных прав, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации. Помимо законодательства РФ, в систему нормативных правовых актов, в соответствии с которыми организуют свою деятельность избирательные комиссии РФ, также необходимо включать и некоторые международноправовые акты, которые анализировались ранее.
Гарантией соблюдения принципа законности в деятельности избирательных комиссий является, в частности, предусмотренное п. 11 ст. 20 Закона о гарантиях избирательных прав положение о том, что решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.
В основе организации деятельности избирательных комиссий также лежит принцип гласности, направленный на обеспечение открытости избирательного процесса и позволяющий заинтересованным лицам и организациям контролировать законность деятельности как избирательных комиссий, так и иных участников выборов. Пункт 5 ст. 3 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
Как указывают авторы научно-практического комментария к Закону о гарантиях избирательных прав, "открытость означает, что избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением выборов, за “закрытыми” дверями. Гласность же требует обязательного опубликования решений комиссий и информации..."[1]
Гласность деятельности избирательных комиссий обеспечивается прежде всего тем, что в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона о гарантиях избирательных прав на любом заседании избирательной комиссии любого уровня вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка. Получения дополнительного разрешения указанным лицам не требуется. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания. Кроме того, на всех заседаниях комиссии вправе присутствовать представители СМИ. Аналогичные правила действуют при подсчете избирательной комиссией голосов избирателей, при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, с открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования.
Кроме того, решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные СМИ в объеме и в сроки, которые установлены законом.
Также комиссии всех уровней, за исключением участковых комиссий, публикуют данные, которые содержатся в их протоколах об итогах голосования и о результатах выборов, и данные, которые содержатся в протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий (п. 4 ст. 72 Закона о гарантиях избирательных прав).
При этом государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и (или) редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования их решений и актов, размещения иной печатной информации (п. 18 ст. 20 Закона о гарантиях избирательных прав).
В целях обеспечения режима гласности в деятельности избирательных комиссий Закон о гарантиях избирательных прав подробно регламентирует статус наблюдателей, что является гарантией свободной реализации ими своих функций по осуществлению наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательных комиссий в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов.
В основе деятельности избирательных комиссий также лежит принцип соподчинения. Данный принцип является базовым для всей системы избирательных комиссий России и определяет их взаимоотношения между собой.
В соответствии с п. 10 ст. 20 Закона о гарантиях избирательных прав решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.
В развитие принципа соподчинения в деятельности избирательных комиссий законодатель наделил вышестоящую избирательную комиссию правом отменять решение нижестоящей комиссии, если оно противоречит законодательству либо принято с превышением установленных полномочий. При этом вышестоящая комиссия вправе принять собственное решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение комиссией, решение которой было отменено. Для принятия к рассмотрению вопроса и принятия решения об отмене вышестоящей комиссии не требуется какой-либо жалобы.
Следующим принципом, в соответствии с которым осуществляют свою деятельность избирательные комиссии России, является принцип коллегиальности, который предусмотрен п. 1 ст. 28 Закона о гарантиях избирательных прав. Его ОГЛАВЛЕНИЕ сводится к тому, что избирательные комиссии, состоящие из определенного количества членов с правом решающего голоса, в избирательном процессе выступают в качестве единого субъекта, наделенного соответствующим правовым статусом. Соблюдение данного принципа предполагает свободное обсуждение членами избирательных комиссий всех вопросов, выносимых на заседание комиссии, возможность предварительного ознакомления с документами, рассмотрение которых планируется на заседании комиссии, принятие решений комиссии путем голосования.
Все рассмотренные принципы лежат в основе организации деятельности избирательных комиссий России. В ст. 28 Закона о гарантиях избирательных прав законодатель предусматривает конкретные правила, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность избирательных комиссий. Кроме того, порядок деятельности избирательных комиссий соответствующего уровня устанавливается федеральными законами о выборах, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Непосредственно порядок деятельности конкретной избирательной комиссии закрепляется в принимаемом ею регламенте.
Избирательная комиссия любого уровня формируется в порядке, установленном законом, и вправе приступить к работе только, если ее состав сформирован не менее чем на две трети. Данное требование обусловлено, прежде всего, необходимостью соблюдения принципа коллегиальности в деятельности избирательных комиссий.
Комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на 15-й день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий комиссии предыдущего состава.
Соблюдение данного требования является принципиально важным, поскольку именно со дня первого заседания комиссии нового состава исчисляется срок полномочий этой комиссии.
Первое заседание избирательной комиссии является организационным, на нем тайным голосованием из числа членов комиссии с правом решающего голоса избираются председатель комиссии (если это предусмотрено законодательством для комиссии данного уровня), заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии.
Так, председатель ЦИК РФ избирается на первом заседании соответствующей комиссии на основе предложений самих членов комиссии с правом решающего голоса. В соответствии со ст. 28 Закона о гарантиях избирательных прав на первом заседании избирательной комиссии также избираются: по предложению ЦИК РФ – председатель избирательной комиссии субъекта РФ; по предложению избирательной комиссии субъекта РФ – председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения; в случае отсутствия такого предложения председатель комиссии избирается на основе предложений самих членов комиссии; на основе предложения избирательной комиссии муниципального района, а если избирательная комиссия муниципального района не образована – на основе предложения территориальной комиссии – председатель избирательной комиссии поселения; в случае отсутствия такого предложения председатель комиссии избирается на основе предложений самих членов комиссии.
Председатели окружных, территориальных и участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от нее непосредственно вышестоящими комиссиями.
Перед проведением тайного голосования избирательная комиссия формирует специальную счетную комиссию, в обязанности которой входит подготовка соответствующих бюллетеней, создание условий для соблюдения тайны голосования, подсчет голосов, оформление протоколов счетной комиссии, оглашение результатов голосования. Руководство деятельностью счетной комиссии осуществляет ее председатель.
Избранным на должность председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии является кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Полномочия председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии устанавливаются в регламенте данной избирательной комиссии.
Так, согласно ст. 13 Регламента ЦИК РФ, председатель комиссии организует работу Комиссии; созывает и ведет ее заседания; издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; подписывает постановления Комиссии; осуществляет общее руководство деятельностью ее аппарата; а также осуществляет иные полномочия.
Последующие заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости, кроме того, заседание обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В период проведения выборов между заседаниями комиссий проводятся заседания рабочих групп, создаваемых избирательными комиссиями по основным направлениям своей деятельности.
О дате и времени проведения заседания в обязательном порядке уведомляются все члены комиссии. Подготовкой заседаний комиссии, а также выносимых на ее рассмотрение материалов, как правило, занимается секретарь избирательной комиссии.
Заседание ЦИК РФ считается правомочным, если на нем присутствуют не менее десяти членов комиссии с правом решающего голоса. Заседания иных комиссий считаются правомочными, если на них присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий по большинству вопросов принимаются большинством голосов от числа членов комиссии с правом решающего голоса, присутствующих на заседании. Однако по наиболее важным вопросам, например, по таким как регистрация кандидатов, списков кандидатов, признание выборов несостоявшимися или недействительными, решения принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решения комиссии оформляются отдельным документом и подписываются председателем и секретарем комиссии. Те члены комиссии с правом решающего голоса, которые не согласны с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение по нему.
Особое мнение члена комиссии отражается в протоколе комиссии и прилагается к соответствующему решению. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию, особое мнение должно быть опубликовано в том же порядке, что и решение комиссии.
Для решения вопросов, связанных с организацией своей деятельности, избирательные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются ими самостоятельно. Кроме того, комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.