Участие России в международных финансовых организациях

По мере интеграции России в мировую экономику развивается ее сотрудничество с ведущими международными финансовыми организациями. В условиях глобализации мировой экономики, резко возросшей взаимозависимости национальных экономик страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях.

В конце 1980-х гг. руководство СССР взяло курс на присоединение к МВФ и МБРР. Однако препятствием являлось нежелание Запада согласиться на членство СССР в данных организациях. После распада СССР государства, входившие в его состав, — Россия и другие страны СНГ — вступили в МВФ и Всемирный банк.

Этому способствовали возникшие новые условия. Во-первых, переход России и других бывших социалистических стран к формированию рыночной экономики, на которую ориентированы принципы, положенные в основу деятельности международных финансовых институтов. Во-вторых, прекращение "холодной войны", ослабление взаимного недоверия между Востоком и Западом.

27 апреля 1992 г. Россия и другие бывшие советские республики вступили в МВФ. После подписания в июне 1992 г. Статей Соглашения (Устава) МВФ и учредительных документов МБРР Россия официально стала участницей этих организаций. Тем самым эти международные финансовые учреждения приобрели глобальный характер, что открыло новые горизонты для их деятельности.

Участие России в МВФ

Квоты и вступительные взносы в МВФ. Размер квоты России изменялся в соответствии с общим пересмотром квот стран — членов Фонда (табл. 10.17).

Таблица 10.17. Квота России в МВФ

Период

Млрд СДР

Млрд долл.

Доля России в общей сумме квот

Место России по размеру квоты в Фонде

Июнь 1992 г.

2,87

4,0

3,00

9

Ноябрь 1992 г. -9-е общее увеличение квот

4,31

5,9

2,98

9

Январь 1999 г. 11-й общий пере-

.1.91

8.9

2.80

10

смотр квот

Декабрь 2010 г. -

12,92

20.9

2,71

9

14-й пересмотр

квот

В результате 14-го пересмотра квот Россия по величине квоты занимает девятое место (восьмое — Индия, десятое — Бразилия). На долю российской квоты в капитале МВФ приходится 2,71%. Россия оплатила около 25% квоты долларами, более 75% — национальной валютой.

Участие в управлении. В Исполнительный совет входят пять стран с наибольшими квотами (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция). Россия, располагая 2,4% общего количества голосов на 30 апреля 2011 г., подобно Китаю и Саудовской Аравии, имеет постоянное место в Совете исполнительных директоров.

В декабре 2010 г. МВФ утвердил поправку к Статьям Соглашения Фонда. В связи с этим, во-первых, европейские страны с развитой экономикой сокращают свое представительство в Исполнительном совете на две должности в пользу развивающихся стран и стран с формирующимся рынком, во-вторых, Совет будет состоять только из выбранных исполнительных директоров, и тем самым ликвидируется категория назначаемых директоров. Доля голосов России увеличивается с 2,4 до 2,59% (на февраль 2013 г. "реформа квот и прав голоса 2010 года" еще не вступила в силу).

Обязанности России как члена МВФ. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять требования, зафиксированные в его Уставе.

Во-первых, отмена валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, запрет на участие в дискриминационных валютных соглашениях. В 1992 г. Россия ввела внутреннюю (для резидентов) конвертируемость рубля, а с июня 1996 г. приняла обязательства, налагаемые ст. VIII Устава, постепенно распространив конвертируемость рубля по текущим операциям и на нерезидентов.

Во-вторых, отказ от множественности валютных курсов. Согласно этому требованию Россия ввела единый официальный курс рубля с июля 1992 г. Устав МВФ не ограничивает страны-члены в выборе режима валютного курса. В России используется регулируемое плавание курса рубля, хотя власти ставят целью переход к его свободному плаванию. Согласно ст. IV Устава МВФ Россия, как и другие государства-члены, обязана при проведении текущей валютной политики тесно сотрудничать с Фондом.

В-третьих, для взаимодействия России с МВФ требуются информационная открытость страны, регулярная публикация по единым стандартам исчерпывающих статистических данных о своей экономике, платежном балансе, международных резервах и т.п., предоставление сотрудникам МВФ допуска для изучения состояния экономики и проводимой экономической, финансовой и валютной политики. Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам использовать услуги квалифицированных экспертов Фонда.

Кредиты МВФ. Членство в МВФ дало возможность России пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для поддержки экономических реформ, покрытия дефицитов государственного бюджета и платежного баланса.

За 1992—1999 гг. МВФ одобрил семь договоренностей о кредитах России (кредитный пакет, одобренный в июле 1998 г., рассматривается как единая договоренность) па сумму 36,6 млрд долл. (фактически приблизительно 24 млрд долл., так как руководство Фонда в ряде случаев не было удовлетворено осуществлением реформ в стране). В 1999 г. Россия была самым крупным заемщиком МВФ: се долг составлял 17,4 млрд долл., или 19,2% общей суммы не погашенных странами-членами кредитов Фонда (табл. 10.18).

Таблица 10.18. Кредиты МВФ России

Условия кредитов. Кредиты МВФ были обусловлены выполнением ряда политико-экономических условий, которые содержались в разрабатывавшихся совместно с Фондом программах экономических преобразований. Поскольку кредиты МВФ России и другим странам СНГ являлись в ряде случаев составной частью международных пакетов помощи, то Фонд, формулируя свои требования заемщикам, практически выступал в качестве проводника согласованной политики ведущих стран Запада — главных акционеров.

С 1999 г. Россия не обращается за кредитами в М ВФ и в январе 2005 г. погасила весь долг Фонду. Однако она продолжает сотрудничество с МВФ, регулярно проводит с ним консультации по вопросам макроэкономической и валютной политики. Будучи членом "Группы 8" и "Группы 20", Россия принимает активное участие в реформировании МВФ в целях формирования новой, посткризисной мировой финансовой архитектуры.