Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде кассационной инстанции

Производство в суде кассационной инстанции направлено на пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

Особенности процедуры кассационного обжалования.

В соответствии с ч. 3 ст. 376 ГПК право на обращение в суд кассационной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК.

В отличие от суда апелляционной инстанции судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу и только при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Кассационное представление прокурора на судебное постановление – это акт прокурорского реагирования на вступившее в законную силу судебное постановление, вносимый в суд кассационной инстанции с целью отмены (полностью или в части) или изменения данного судебного постановления.

Кассационное представление в соответствии с ч. 1 ст. 377 ГПК подается прокурором непосредственно в суд кассационной инстанции:

1) на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов – в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов,

судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, – в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ;

4) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, – в Военную коллегию ВС РФ.

Согласно ч. 3 ст. 377 ГПК с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений вправе обращаться:

1) Генпрокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 № 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" подчеркивается, что право на обращение с кассационным представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседании судов первой и (или) апелляционной инстанций. Представление может быть принесено также в случае, если прокурор не был привлечен судами первой и апелляционной инстанций к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу федерального закона. Кроме того, прокурор с обоснованием мотивации (с учетом требований ч. 1 ст. 45 ГПК) может обратиться в суд кассационной инстанции в интересах лиц, не привлеченных к участию в деле, если судебными представлениями разрешен вопрос об их правах или обязанностях.

Требования, предъявляемые к кассационному представлению, изложены в ст. 378 ГПК. Такое представление обязательно должно содержать указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и ОГЛАВЛЕНИЕ принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях.

Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано на принятое по жалобе, представлению решение.

Представление должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 3 ст. 377 ГПК. Пунктом 10.3 приказа Генпрокурора РФ прокурорам, подающим представление, в необходимых случаях рекомендуется ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.

Основания возвращения кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу и срок их возвращения заявителям предусмотрены ст. 379.1 ГПК.

Представление прокурора, поступившее в суд кассационной инстанции в соответствии со ст. 380.1 ГПК, изучается:

1) в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – председателем или заместителем председателя соответствующего суда либо судьей данного суда;

2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ, Военной коллегии ВС РФ – судьей ВС РФ.

Кассационное представление прокурора изучается судьями по материалам, приложенным к нему, либо по материалам истребованного дела. В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;

2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Председатель ВС РФ, его заместитель нправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Кассационное представление прокурора рассматривается соответствующими судами в сроки и в порядке, предусмотренные ст. 382, 386 ГПК.

В случае если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

1) прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) или его заместитель – в президиуме суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда;

2) должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генпрокурора РФ – в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ.

По результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом президиум суда кассационной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ и Военная коллегия ВС РФ выносят определения.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлении в кассационном порядке в соответствии со ст. 387 ГПК являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права[1], которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Разъяснение о содержании понятия "существенные нарушения норм материального или процессуального права" дано в п. 6 постановления Пленума ВС РФ от 12.02.2008 № 2 "О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № ЗЗО-ФЗ “О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации”". Под ними по смыслу данного разъяснения следует понимать лишь такие нарушения, при которых без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.

Полномочия суда кассационной инстанции.

Согласно ст. 390 ГПК суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе: 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения; 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей; 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права; 6) оставить кассационное представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационного представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (ст. 391 ГПК).