Творческое письмо журналиста как технология

Есть достаточно много подходов, точнее сказать технологий творческой работы журналиста. Будучи на стажировке в США в Школе журналистики и массовой коммуникации университета Штата Северная Каролина, я впервые побывал на занятиях по предмету, который назывался для россиянина необычно – "Творческое письмо". Именно там я впервые услышал имя Дональда Мюррея.

Рассказывают, что однажды он начертил на доске маленькую диаграмму, которая навсегда изменила технику журналистского творчества и преподавания данной дисциплины. Это был скромный план процесса письма, как он представлял его, точнее – пять слов, которые описывали шаги создания практически любой статьи. Это были слова: идея, сбор, фокус, черновик, ясность. Другими словами, автор постигает идею статьи, собирает данные для аргументации, разбирается, о чем именно статья, набрасывает первый черновик и перерабатывает текст в погоне за большей ясностью.

Модель процесса письма от Мюррея открыла новый путь. Готовый текст может казаться чудом читателю, но это продукт невидимого процесса, серии рациональных шагов, набор приемов. К примеру, преподаватели многих школ журналистики Северной Америки работают с моделью Мюррея более двадцати лет, пересматривают ее, расширяют, подгоняют иод разные задачи письма и редактирования. Вот версия реализации данного подхода от Роя Питера Кларка – одного из самых известных в мире тренеров по творческому письму:

Принюхаться: журналисты называют это "нюх на новости". Настоящий журналист еще и умеет предвосхитить событие, по словам В. Гиляровского – "оказаться на пожаре за пять минут до его начала".

Исследуйте идеи: больше всего при этом ценятся те из авторов, кто рассматривает мир как склад идей для житейских историй и рассказов.

Собирайте данные: Кларку, к примеру, правится народная мудрость о том, что журналисты пишут не руками, а ногами.

Найдите фокус: чтобы разобраться, о чем статья на самом деле, необходимо тщательно собирать факты, просеивать данные, экспериментировать и мыслить критически. Фокус статьи может быть выражен даже в заголовке, но все же чаще всего – в лиде, в заключительном абзаце или в комментарии.

Выбирайте лучшее: разница между опытными журналистами и новичками очень заметна. Первые, как правило, немногословны в общении, но словоохотливы и убедительны в текстах, используют в статьях далеко не все собранные материалы. Л новичка можно сразу вычислить по тому, как он судорожно фиксирует происходящее, или с восторгом рассказывает коллегам обо всем увиденном или услышанном.

Учитывайте порядок: работая по плану, автор получает преимущество – он может схватить общую структуру материала. Это не подразумевает, по мнению эксперта, жесткой схемы, но помогает почувствовать начало, середину и конец.

Пишите черновик, перечитывайте и разъясняйте: эти рекомендации Кларка знакомы тем из журналистов, кто не принадлежит к категории "быстрых рук и быстрых ног". Искусство текстотворчества, мастерство публициста – это, уверены мы вместе с экспертом, все же не только профессиональные категории XX в. Поэтому вывод Роя Питера Кларка "Принюхивайтесь. Разведывайте. Собирайте. Фокусируйте. Выбирайте. Ранжируйте. Редактируйте", как нам кажется, актуален и для информационной эпохи. Ведь у современного журналиста есть одно неоспоримое преимущество перед пропагандистами, пиарщиками, политтехнологами – умение создавать качественный контент. "Простой план процесса письма пригодится вам не раз. Он не только придаст вам уверенности, развеяв мифы о процессе письма. Он не только обеспечит вас ящиками, в которых хранить инструментарий. План поможет вам нащупать проблемы в собственных статьях. Он поможет вам осознать свои сильные и слабые стороны. И поможет вам обзавестись словарем для обсуждения журналистского мастерства: язык о языке, который поднимет вас па новый уровень"[1].