Творческие методы принятия решений и методы сбора информации
Творческие методы
Творческие методы подразделяются на систематически- логические и интуитивно-творческие (рис. 6.5).
Рис. 6.5. Творческие методы поиска решений
К систематически-логическим методам относятся, например, морфологический анализ, дерево решений, а к интуитивно творческим – мозговой штурм, метод "635", синектика. Творческие методы могут быть названы эвристическими, поскольку эвристика изучает продуктивное творческое мышление. Более подробное изложение творческих методов дано в гл. 30.
Методы сбора информации
Информацию подразделяют на первичную и вторичную, соответственно исследование – на полевое и кабинетное (см. подразд. 9.1). Основными способами получения первичной информации являются опрос, наблюдение и эксперимент (рис. 6.6).
Рис. 6.6. Методы сбора информации
Подробное изложение методов сбора информации дано в гл. 9–13, где также рассматриваются конкретные методы: контент-анализ, панельный метод, метод контрольных групп, метод фокус-групп, лэддеринг, глубинное интервью, групповое интервью, метод анализа протокола, групповые дискуссии и сензитивные панели, выборочный метод и дается краткая характеристика некоторых других методов.
Сопоставление практического маркетинга и маркетинговых исследований с позиций методологии маркетинга
Практическая и исследовательская виды деятельности в маркетинге, которые уже были обозначены выше (см. рис. 4.3), различаются по характеру их отношения к методологии маркетинга, пять разделов которой – принципы, приемы, инструменты, творческие методы, методы сбора информации – достаточно подробно рассмотрены в подразд. 6.2-6.5. Отношение к каждому разделу далее характеризуется с трех позиций, расположенных в порядке возрастания степени владения методологией: 1) применение; 2) анализ применения; 3) модификация, усовершенствование, формулировка предложения, создание, разработка. Результаты сопоставления представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Характеристика маркетинговой деятельности по отношению к методологии
Раздел методологии |
Маркетинговая деятельность |
|
практическая |
исследовательская |
|
1. Принципы |
Применение |
Применение, анализ применения, выдвижение предложений |
2. Приемы |
Применение |
Анализ применения, создание, разработка, модификация |
3. Инструменты |
× |
Применение, оценивание моделей, анализ применения, разработка, модификация |
4. Творческие методы |
× |
Применение, анализ применения, усовершенствование |
5. Методы сбора информации |
× |
Применение, анализ применения, усовершенствование, разработка |
Практическая маркетинговая деятельность состоит в применении принципов маркетинга и практической реализации управленческих приемов, которые или давно находятся в арсенале приемов, или разрабатываются специально при решении конкретной задачи в ходе проведения маркетинговых исследований.
Исследовательская маркетинговая деятельность заключается не только в применении всех элементов методологии, кроме приемов, по также в зависимости от раздела методологии включает в себя анализ их применения, выдвижение предложений, создание и разработку, модификацию и усовершенствование.
Другой результат сопоставления практической и исследовательской деятельности в маркетинге состоит в следующем. К методологическому обеспечению практического маркетинга следует отнести принципы (1) и приемы (2). Для маркетинговых исследований это принципы (1), инструменты (3), творческие методы (4) и методы сбора информации (5).