Лекция 3. ТВОРЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• особенности процесса создания журналистского, рекламного и PR-текстов как результата индивидуальной и коллективной творческой работы журналиста, специалиста по связям с общественностью и рекламиста в условиях ее высокой технологичности;
уметь
• с научных позиций отражать, анализировать ситуацию, сопереживать ей;
• ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМК в целом, редакционного коллектива, PR и рекламных служб, особенностях структуры личности журналиста, специалиста по связям с общественностью и рекламиста;
владеть
• базовыми навыками общения, установления и поддержания коммуникаций в различных сферах информационно-коммуникационной деятельности.
Творчество как предмет изучения в социально-гуманитарном знании
Чтобы глубже понять специфику творчества в той или иной сфере информационно-коммуникационной деятельности, необходимо обратиться к тому, как рассматривают проблемы творчества современные ученые. Тайна открытия нового всегда волновала людей. По мере "расколдовывания" мира и стремления к ответу на вопросы о первопричинах бытия Космоса и человека интерес к творчеству не ослабевал. Проблема творческих возможностей привлекала мыслителей уже в глубокой древности. Платон говорил об устремленности человека к высшему созерцанию мира, об одержимости, которая в современном понимании связана с творческим вдохновением и проявляется в личном деянии, позволяющем людям проявить свою сопричастность к творению мира. В эпоху Возрождения достигает небывалого развития идея активной, созидающей творческой личности. В трудах Дж. Вико человек предстает творцом истории. Для просветителей творчество становится в чем-то сродни изобретательству, а в произведениях представителей немецкой классической философии выступает как базисный элемент познания.
В XX в. изучение вопросов творчества занимает существенное место в социально-гуманитарном знании. Творчество рассматривается как противоположность повседневного механического труда. Оно связывается с деятельностью по преобразованию мира на основе раскрытия его объективных законов (марксизм), с состоянием экстаза, иррациональными началами свободы (экзистенциализм), со способностью находить экономные варианты решения задачи (прагматизм, инструментализм, неопозитивизм), а также с интеллектуальным созерцанием (феноменология).
Еще в Словаре Брокгауза и Ефрона говорилось, что "творчество – в прямом смысле – есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – ряд непрерывных изменений и все обновляющееся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека"[1].
Проблема творчества привлекала и продолжает привлекать внимание многих ученых. Значительный вклад в исследование философского аспекта творчества как источника развития личности внесли А. Арнольдов, Н. Бердяев, Б. Сорокин, В. Степун и др.
Наличие существенной связи между творчеством и саморазвитием личности отмечали в своих исследованиях К. Абульханова-Славская, В. Андреев, Ф. Баррон, Г. Батищев, Н. Бердяев, В. Библер, В. Дружинин, А. Маслоу, И. Маноха, А. Меренков, Я. Пономарев, Л. Попов, К. Роджерс, Н. Роджерс, С. Сивере, Т. Титаренко, Г. Шпет, М. Ярошевский.
Специфику творческой индивидуальности объясняли А. Асмолов, В. Белов, И. Кон, В. Мириманов, В. Шадриков. Гуманистические концепции понимания развития личности как необходимого условия для максимальной творческой самореализации разработали А. Деркач, Л. Коханович, Н. Кузьмина, А. Маслоу, Л. Митина, Г. Олпорт, К. Роджерс, Л. Рябов и др.
Большой вклад в развитие психологии творчества внесли М. Бахтин, Л. Выготский, Я. Пономарев, С. Рубинштейн, Б. Теплов, которые считали важнейшими в формировании творческой личности психологические аспекты творчества, внутренние процессы, а механизм воображения, восприятия, фантазии, воли – основой творческой деятельности.
Толкование творчества представлено в проекте, разработанном в Институте психологии имени Г. Костюка Академии педагогических наук Украины (г. Киев)[2]. Его основная идея предполагает, что творчество – нс элитарное явление, у него нет возраста; оно находится в разных состояниях, его механизм начинает работать, когда все составляющие пропорционально развиты и взаимно усиливают друг друга. Творчество развивается в процессе самореализации человека; механизм творчества – универсальный; высшее наслаждение, вдохновение человек переживает не от результата работы, а от творческого процесса, в котором рождается материальный предмет или знаковая система: научная мысль, художественный образ[3].
Сегодня творчество определяется (в самом общем виде) как деятельность, направленная на создание качественно нового в духовной и материальной сферах, которое отличается неповторимостью, оригинальностью и обладает общественно-исторической уникальностью. Оно свойственно человеку как творцу – субъекту творческой деятельности[4].
Творчество является предметом изучения в разных научных дисциплинах. Каждая из отраслей знания, связанная с исследованием творческих возможностей личности, открывает нам новые грани этого удивительного феномена. Одна из важнейших задач педагогики – развитие творческого начала в человеке. Создание думающих машин, искусственного интеллекта, использование электронно-вычислительных машин в решении творческих задач волнует кибернетиков. В области нейрофизиологии Η. П. Бехтерева и ее коллеги, исследуя "мозговые механизмы творчества", сделали вывод о наличии в человеческом мозге своеобразного детектора ошибок, который способствует оптимизации высшей нервной деятельности и охраняет нас от неизведанного и опасного, но в то же время может содействовать нашему "прорыву" в новизну. Η. П. Бехтерева говорит о "магии творчества в обществе", которая способствует продвижению к новой истине сквозь устоявшиеся знания. Этому процессу содействует переориентация детектора ошибок, который начинает нацеливать человеческий мозг на поиск ранее неизведанного. В результате возникает особое эмоциональное состояние творчества, которое "преобразуя мир, своим базисом имеет творчески преобразованный мозг человека"[5].
Для нас принципиально значимы философские и психологические подходы к проблеме творчества. Это не случайно: до выделения психологии в самостоятельную область науки она развивалась в русле философии. В связи с этим понимание творчества в философии и психологии имеет много общего. Философы понимают творчество как деятельность людей, направленную "на созидание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям"[6]. С точки зрения психологов, слово "творчество", произошедшее от древнеславянского "творъ" (творение, существо, предмет), также означает деятельность, производящую "что-то качественно новое и уникальное, которое таковым признается социумом, использующим определенные критерии оценки творческого начала (эстетические, изобретательские, мировоззренческие)"[7].
Однако если в философии на первый план выдвигается раскрытие сущности творчества и проникновение в его мировоззренческие, гносеологические и общеметодологические аспекты, то для психологии первоочередным оказывается выявление механизмов творчества, связанных с творческой активностью личности. Существует раздел психологии, который посвящен исследованию творчества, – психология творчества (psychology of creative activity) – "раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека"[8].
Следует отметить, что сухие дефиниции не могут полностью отразить всю многогранность понятия "творчество", которое всегда было и продолжает оставаться дискуссионным. Так, некоторые современные философы подвергают сомнению универсальность тезиса о том, что творчество осуществляется только на основе познания объективных закономерностей действительности, что одним из его главных критериев является общественная значимость и что оно всегда связано с прогрессом. Тем не менее рассмотрение творчества как человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности[9], продолжает сохранять свою актуальность.
С русским словом "творчество" соотносится английское "creativity". В последнее время в русскоязычной литературе все чаще стал появляться термин "креативность", который, согласно Новейшему словарю иностранных слов и выражений, восходит к латинскому "creatio" (созидание, сотворение) и подразумевает созидательность, творческую, новаторскую деятельность, противоположностью которой выступает деструктивность[10]. Как показывают приведенные определения, объемы понятий творчества и креативности в значительной степени совпадают. В переводном Большом толковом психологическом словаре А. Ребера речь также идет о креативности – термине, используемом "в специальной литературе практически в том же значении, как и в популярной, а именно для обозначения умственных процессов, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми"[11].
Однако между рассмотренными понятиями есть и некоторые различия, которые убедительно демонстрирует известный петербургский психолог Е. П. Ильин, рассматривающий креативность как интегральную творческую способность. Он же отмечает, что пока не существует единой теории креативности[12].
Некоторые исследователи более широко трактуют креативность, которая в их понимании является главнейшим принципом совершенствования человеческого интеллекта и общества, а также фундаментальной стратегией эволюции природы. Признание креативности в качестве основы новой исследовательской парадигмы рассматривается ими как необходимое условие понимания процессов и тенденций современного развития природы и общества[13].
Сегодня креатив связывают с овладением профессиональными технологиями, стремлением нестандартно подходить к решению тех или иных проблем и создавать новый, качественный продукт, отвечающий требованиям, установленным в конкретной профессиональной области. Прежде всего это касается содержания и формы продукта, производство которого может обрести "поточный" характер. Понятие "креатив" отражает технологические и прагматические стороны деятельности, нацеленной на эффективный, в том числе коммерческий, результат. Творчество больше направлено на поиск смысла человеческой деятельности, постижение глубины жизни, самопознание автора, утверждение ценностей.
Предметом дискуссий является вопрос о становлении новой науки – эвристики, охватывающей широкий круг проблем, в который входят следующие аспекты:
– выявление специфических черт творческой деятельности, а также анализ ее структуры, этапов и типов;
– изучение соотношения научного и художественного творчества;
– осмысление места научных методов в продуктивном мышлении, стиле мышления в науке и творчестве;
– определение роли догадок и случая, таланта и гениальности, мотивационных и личностных факторов в создании нового;
– установление характера влияния социальных условий на проявление творческих способностей и на творческий процесс;
– рассмотрение взаимосвязи творческой продуктивности и возраста;
– изучение диалога и дискуссий как важных средств и форм научного творчества[14].
С понятием творчества тесно связаны понятия профессионализма, мастерства, компетентности. Профессионализм предполагает овладение мастерством, т.е. достижение такого уровня совершенства, которое позволяет наиболее полно выполнять конкретные функции в определенной сфере общественной практики. Профессионализм и мастерство одновременно индивидуальны и социальны. Они реализуются во времени и пространстве, наполняясь конкретным ОГЛАВЛЕНИЕм в зависимости от определенных исторических условий, социокультурных обстоятельств, национально-этнических факторов, от особенностей неповторимой личности специалиста. Компетентность определяют как "круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен"[15].
Существуют различные научные подходы к феномену творчества. В рамках наших рассуждений представляется небезынтересным то, что Дж. Келли, один из основателей когнитивного направления в теории личности, автор теоретической системы, названной психологией личностных конструктов, считал, что по своей сути человек – это исследователь, который хочет понять и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы взаимодействовать с ним и с окружающим миром[16].
В гештальтпсихологии человек предстает "активным субъектом, структурирующим дискретные события и придающим им смысл"[17].
Для понимания природы творчества не менее важны постулаты отечественных психологов, в частности о единстве сознания и деятельности. Сознание – это состояние, при котором мы способны описывать словами, представлять делами или образами свои ощущения, чувства, мысли. Оно включает в себя перцептивные, логико-понятийные, эмоционально-чувственные и оценочно-мотивационные компоненты. В развитом сознании чувственные образы переплавляются в значения, формирующиеся под воздействием социальной практики. Личность всегда соотносит значения со своими потребностями, и отсюда возникает пристрастность сознания.
В ходе деятельности человек начинает отличать себя от других, формируется его самосознание, осмысливаются возможности. Он намечает цели, ставит задачи, предвидит результаты своей активности в индивидуальном и социальном измерениях. В данном контексте немаловажно и понятие рефлексии, которая помогает расширению или сужению рамок свободы осуществления нашей деятельности. Свобода увеличивает творческие возможности общественного человека, а контрсвобода их ограничивает. Свобода и контрсвобода проявляются в процессе выбора образа мысли и действия[18].
Исследуя творческий потенциал человека, сторонники биогенетической ориентации в понимании личности на первый план выносят антропогенетические характеристики – пейродинамические свойства мозга, темперамент, задатки. Представителей социогенетического направления интересует социализация человека, его установки и ценностные ориентации. В центре внимания тех, кто придерживается персоногенетической ориентации, находится проблема активности индивида и личного выбора. Однако и в персонологии природа творчества трактуется по-разному. Для бихевиористов первоочередным становится вопрос о поведении людей под воздействием окружающей среды. Согласно психоаналитическим концепциям З. Фрейда, в творчестве доминирует бессознательное начало.
Идеи творческого становления личности являются стержневым компонентом гуманистической психологии, одним из методологических оснований которой служит взгляд на человека, находящегося в постоянном развитии и ответственно делающего свой свободный выбор. Креативность в концепции А. Маслоу является одним из основных качеств самоактуализирующейся личности, которой свойственны следующие черты: более эффективное восприятие реальности, а также принятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность; независимость; потребность в уединении; автономия (независимость от культуры и окружения); свежесть восприятия; вершинные, или мистические, переживания (озарение, инсайт); общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение целей и средств; философское чувство юмора; сопротивление окультуриванию[19].
С понятием самоактуализации тесно связаны понятия самоосуществления и самореализации личности. Проблемы самореализации нашли отражение в трудах российских, в том числе петербургских, ученых, подчеркивающих не только теоретическую, но и практическую значимость данного исследовательского направления: "В современных условиях качественно новым образом встает проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями"[20]. Самоактуализация и самореализация не есть некая навсегда застывшая данность. Скорее это длительный процесс раскрытия возможностей человека в творческом постижении и преобразовании мира.
Для неклассической психологии творчество является одним из центральных компонентов. По словам Д. А. Леонтьева, "Гуманитарная, или неклассическая, психология рассматривает личность не как природный объект, а как культурный, искусственный объект, как произведение, ее особенность – рассмотрение личности как активного субъекта, не столько формируемого извне или изнутри заранее заложенными программами, сколько как самосозидающего, самодетерминируемого. Только гуманитарный подход в состоянии понять субъектность человека (agency) – его способность быть не просто побуждаемым изнутри и извне, а источником и причиной своих действий"[21]. Творческая активность личности здесь связывается с идеями социального конструкционизма, жизненного мира, самодетерминации, диалога.
Одной из наиболее сложных проблем является соотношение свободы и ответственности в творческом процессе. Во многих странах мира, в том числе в России, свобода творчества закреплена законодательно. Действительно, творческие возможности личности безграничны, как и стремление человека к раскрытию новых горизонтов в познании природы и общества, созданию научных и художественных ценностей. Однако отношения творческой личности с другими людьми, обществом и государством далеко не всегда складываются гармонично, скорее они противоречивы, а порой и трагичны, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты. Кроме того, развитие человечества подтверждает, что творчество постоянно сопряжено с ответственностью человека, созидающего новое, с его ценностными ориентациями и приоритетами, социальным и нравственным выбором.