Цивилизационный подход к типологии права и основные правовые семьи мира
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы права [1]:
— право древних государств;
— право средневековых государств;
— право современных государств.
Рассмотрим наиболее подробно каждый из типов права.
Первым типом права является право древних государств. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки. Существовало несколько видов договоров — договоры займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений:
- государственные — измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны;
- религиозные — убийство священных животных, чародейство;
- против личности — убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного;
против собственности — кража, обмеривание, обвешивание;
- преступления против чести и достоинства — прелюбодеяние, изнасилование.
Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы.
Процесс начинался но жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер.
Правление царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст состоит из трех частей. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни.
Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, пет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалий.
В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной в российской научной литературе дхармашастрой являются "Законы Ману".
Непосредственно правовое ОГЛАВЛЕНИЕ имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в гл. VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману — закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению вари, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
Право средневековых государств сложилось в Средние века — эпохе возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В Средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, арабские государства, Япония, государства Индокитая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и др. Продолжали также развиваться и играть значительную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.
По мере завоевания Галлии германцами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые "варварские правды", среди которых наиболее важной является Салическая правда. В дальнейшем Салическая правда дополнялась новыми нормами; она является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место.
Наиболее распространенными договорами были договоры купли-продажи и займа. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска зерна при продаже поля, ветви дерева — при продаже леса, двери — при продаже дома.
При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора. Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания.
Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства — нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства — восходящие (отец
и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства — дед и бабка умершего и их нисходящие. Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.
Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни.
При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель.
Что касается права современных государств, то в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права [2]:
- национально-правовая система — это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства;
— правовая семья — это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Остановимся подробнее на основных правовых семьях мира (рис. 15.2).
Рис. 15.2. Правовые семьи мира
1. Романо-германская (континентальное право) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы — Франции, Германии, Италии, Испании, Скандинавских стран и т.д. Романо-германская правовая семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции. Правовые идеи (о законе, конституции и т.д.) были направлены против феодального произвола и привилегий и в целом против системы феодального права, в основном состоявшего из старого обычного права и актов исполнительной власти периода абсолютизма. Единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, присущие формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, предопределили целый ряд важных аспектов их сходства и общности. [3] Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру и включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система законодательства в целом соответствует доктринальным положениям о системе права. Право делится на частное и публичное.
2. Англосаксонская (общее право) правовая семья, включающая в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Повой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран — бывших английских колоний. По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву, относящемуся к периоду после нормандского завоевания Англии (1066 г.). Общее право было создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Это новое общеанглийское право формировалось судебной практикой королевских судов постепенно — от решения к решению. При отсутствии прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право.
Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. Общее право — это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел.
В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права. [4]
3. Мусульманская правовая семья и др. Под "мусульманским правом" (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат ("путь следования") — это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав.
Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII—X вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются:
— Коран — священная книга ислама и основа мусульманского права;
— Сунна — совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение;
— Иджма — общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама;
— Кияс — суждение по аналогии в вопросах права.
Коран и сунна — основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) ОГЛАВЛЕНИЕ мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и Сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII—X вв. была посвящена деятельность правоведов — знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ.
Таким образом, в основе цивилизационного подхода лежат культурные, религиозные, национальные, психологические признаки. Подход позволяет рассматривать право во всем его объеме, не исключая пи одного структурного элемента, так как идет учет также и социальных факторов развития человеческого общества.