Циклы образовательных траекторий, степени и уровни европейского пространства высшего образования
В качестве одной из важнейших задач создания ЕПВО определено формирование системы высшего образования, базирующейся на нескольких последовательных, завершенных циклах.
Через два года после подписания Болонской декларации были выработаны общие характеристики для европейских степеней уровня бакалавра[1], присуждаемых после завершения первого цикла [26. С. 310]:
1. Степень уровня бакалавра – это квалификация высшего образования, объем которой составляет от 180 до 240 кредитов ECTS (см. параграф 1.5). Для получения этой степени обычно требуется три-четыре года дневной формы обучения. Неотъемлемая часть любой бакалаврской степени – формирование "умения учиться" (learning to learn skills).
2. Степени уровня бакалавра могут быть получены либо в традиционных университетах, либо в профессионально ориентированных высших учебных заведениях. Программы на соискание степени могут иметь различные направления и различные профили, нацеленные на удовлетворение всего многообразия академических потребностей обучающихся, а также потребностей рынка труда.
3. Для улучшения прозрачности необходимо, чтобы конкретное направление, профиль и результаты обучения данной квалификации были включены в наименование квалификации и разъяснены в приложении к диплому (Diploma Supplement), которое выдается студенту.
Конференция в Хельсинки в марте 2003 г., посвященная степеням магистерского уровня, показала наличие очень различающихся точек зрения на магистерские программы. Однако при этом удалось выявить ряд общих характеристик степени магистра[2]:
1. Программы на степень магистра обычно требуют 90–120 кредитов ECTS; минимальное требование для магистерского уровня должно составлять 60 кредитов ECTS. Поскольку продолжительность бакалаврских программ различна, необходимо обеспечить аналогичную гибкость и на магистерском уровне.
2. Степени магистра и бакалавра должны характеризоваться разными ожидаемыми результатами. Для поступления на магистерскую программу обычно требуется наличие степени бакалавра.
3. Программы на соискание степени магистра могут иметь различные направления и различные профили, чтобы удовлетворять многообразию академических потребностей обучающихся, а также потребностей рынка труда. Магистерские степени могут быть получены в университетах, а в некоторых странах – и в других высших учебных заведениях.
В уровневой системе высшего образования, организованной по принципу циклов, каждому циклу соответствует отдельный набор результатов обучения, сформулированных в терминах компетенций. Результаты обучения формулируются как для всей программы, так и для отдельных курсовых единиц или модулей. При этом результаты прохождения отдельных курсов должны способствовать формированию общих результатов программы [200. С. 13].
Экспертами ESSA были разработаны типовые структурные характеристики для каждого цикла обучения по направлению подготовки "Образовательная наука".
1. Первый цикл обучения. Подготовка к получению степени бакалавра по направлению "Образовательная наука" сочетает междисциплинарный подход с глубоким изучением выбранного предмета. Соответствующие программы охватывают широкий круг интеллектуальных ресурсов и результатов теоретических изысканий, а также академических дисциплин, способствующих в совокупности пониманию феномена образования в контексте его функционирования и развития.
На практике существует тенденция усиления исследовательского компонента образовательных программ данного цикла, что сопровождается изучением таких предметов, как "Методологические основы педагогического исследования", "Методы и модели исследований в области образования" и "Статистика".
Обладатели степени бакалавра по направлению "Образовательная наука", как правило, работают в следующих областях деятельности: разработка образовательных принципов; изучение истории образования; социологические исследования в образовании; образование взрослых; психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса; работа с молодежью и общинами; разработка учебных планов; управление в сфере образования; управление трудовыми ресурсами; управление в области информатизации и библиотечного дела; социально-педагогическая деятельность; коррекционно-компенсирующее образование; деятельность в сфере образовательной политики; разработка образовательных инноваций; школьный менеджмент и др.
2. Второй цикл обучения (магистратура) по направлению "Образовательная наука" обеспечивает более глубокую профессионализацию в избранном направлении. Специальные программы включают педагогическую психологию, управление образованием, основы здравоохранения, педагогическую антропологию, философию образования и социологию образования. Кроме того, в содержании образования на уровне магистратуры обязательно присутствует дидактический компонент. Не менее 30% времени обучения занимает написание диссертации по материалам исследований или выполнение прикладного проекта. В некоторых странах, например в Испании, Финляндии, Ирландии, Англии, присуждению отдельных степеней второго уровня предшествует практика в профессиональных учреждениях. В других странах ОГЛАВЛЕНИЕ обучения во втором цикле, напротив, ограничивается проведением исследований.
К типичным областям профессиональной деятельности, в которых работают обладатели степени магистра по направлению "Образовательная наука", относятся: коррекционно-компенсирующее образование; образование "третьего возраста"[3]; межкультурное образование; оценивание в образовании; школьный менеджмент; образование взрослых; досуговое образование; социальная педагогика и др.
3. Третий цикл предполагает обучение в докторантуре, проведение оригинального исследования, на основе которого осуществляется подготовка и защита диссертации.
Существенный шаг на пути создания европейской структуры сравнимых и сопоставимых квалификаций высшего образования был сделан в мае 2005 г. на конференции европейских министров образования в Бергене (Швейцария), где было принято решение о введении так называемой арочной рамочной структуры – рамки квалификаций для ЕПВО, – состоящей из трех циклов, общих дескрипторов для каждого цикла, основанных на результатах обучения и компетенциях, и установлении диапазонов кредитов в первом и втором циклах [160. С. 194].
Рамка квалификаций для ЕПВО выступает в качестве внешней рамки ("метарамки") по отношению к национальным рамкам квалификации (далее – НРК)[4]. Она рассматривается как арочная структура потому, что задает в широких пределах только внешние контуры и границы НРК, выступая в качестве инструмента, помогающего обеспечить более четкое понимание того, как существующие в ЕПВО различные квалификации соотносятся друг с другом.
Арочная рамочная структура не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом сравнения квалификаций друг с другом. Она характеризуется высокой степенью обобщенности и представляет общие описания квалификаций для трех циклов – бакалавра, магистра и доктора (PhD) – в терминах ожидаемых результатов образования. За основу в этих описаниях принимается примерная длительность первого цикла 180–240 кредитов, второго – 90–120. Характеристики цикла для получения докторской степени в терминах кредитов не определяются.
Основные цели рамки квалификаций для ЕПВО:
– предоставить гражданам возможность понять, каким образом соотносятся различные национальные, региональные, европейские квалификации в высшем образовании;
– содействовать гибкости, мобильности, прозрачности, признанию и интеграции между системами высшего образования в Европе;
– защитить многообразие образовательных программ на национальном, региональном и институциональном уровнях;
– содействовать повышению конкурентоспособности и эффективности высшего образования в Европе [200. С. 122].
Следующим шагом в достижении этих целей стала разработка Европейской рамки квалификаций для обучения в течение всей жизни[5] (далее – ЕРК). Это более широкий документ (по сравнению с ранее рассмотренной рамкой квалификации для ЕПВО), охватывающий все ступени образования и являющийся "инструментом сравнения уровней квалификации в различных квалификационных системах и обеспечения доступности непрерывного образования, создания равных возможностей для жизни в обществе знаний, дальнейшей интеграции европейского рынка труда при уважении богатого разнообразия национальных образовательных систем" [182. С. 3].
Использование ЕРК позволяет осуществлять эффективное согласование интересов сферы труда и сферы образования; признавать результаты как формального, так и информального образования; обеспечить профессиональную мобильность работников различной квалификации в европейском масштабе на основе взаимного признания их квалификаций.
Европейская рамка квалификаций обеспечивает сопряжение требований по всем уровням профессионального образования, начиная с начального и заканчивая послевузовским. Таких уровней всего восемь, два из которых (шестой и седьмой) соответствуют высшему образованию. Для каждого уровня вполне определенно, хотя и в общей форме, описан характер требований к выпускнику по трем позициям:
– "знания" (knowledge) – теоретические или полученные опытным путем;
– "умения/навыки" (skills) – когнитивные (требующие использования логики, интуиции и креативного мышления) и практические (требующие физических умений и использования соответствующих методов, материалов);
– "компетенция" (competence), которая описывается в терминах ответственности и самостоятельности.
Обратим внимание на последовательность перечисления результатов образования в составе ЕРК: сначала личностные качества (начиная с отношения человека к самому себе), и лишь в самом конце – собственно профессиональные. Подчеркнем, что речь при этом идет об описании уровней профессионального образования [46. С. 39].